Проведите время, думая, чувствуя и размышляя о последней неделе служения Иисуса.
Майкл Уилкинс, профессор в отставке из Университета Биола, евангелического колледжа без конфессиональной принадлежности, рассказывает о практике, которую он называет «хождением с Иисусом по Страстной неделе». «Страстная неделя — это последняя неделя жизни Иисуса на земле перед крестом и воскресением. В течение недели, предшествующей дню воскресения, Уилкинс пытался встать на место Иисуса, чтобы понять, что Он испытывает. Это настолько помогло ему в отношениях с Иисусом, что, став молодёжным пастором, а затем и профессором, он поощрял, а иногда и поручал своим молодым людям или студентам делать это вместе с ним. Уилкинс продолжает эту практику каждый год. «Эта неделя стала самой сильной неделей в моем году», — пишет Уилкинс.1
Однако эта идея не нова. Эллен Уайт писала: «Для нас было бы хорошо каждый день проводить вдумчивый час в созерцании жизни Христа. Мы должны рассматривать её пункт за пунктом, позволяя воображению охватить каждую сцену, особенно заключительную. Когда мы будем размышлять о Его великой жертве за нас, наша уверенность в Нем станет более постоянной, наша любовь укрепится, и мы глубже проникнемся Его духом. Если мы хотим наконец спастись, мы должны усвоить урок покаяния и смирения у подножия креста»2.
Эта статья предназначена для прочтения не за один присест, а ежедневно в течение определённой недели. Я привёл краткое описание событий, происходивших с Иисусом в последнюю неделю Его жизни, и вопросы для размышления, чтобы побудить к размышлению. Кроме того, приведены чтения из Евангелия и Духа пророчества (ДП). Не стесняйтесь выбрать одно Евангелие или прочитать все. Вас могут удивить некоторые знакомые отрывки из Писания, которые относятся к этой последней неделе.
Я выбрал 23-31 марта 2024 года для нашей совместной прогулки, чтобы дать время подготовиться к чтению и размышлению, но подойдёт любая неделя. Я не предлагаю прекратить наши повседневные дела, но мы должны думать о деятельности Иисуса в течение всего нашего дня, позволяя ей обогатить наш опыт. Давайте погрузимся в Иисуса и, таким образом, расширим наше понимание того, что Иисус сделал для каждого из нас.
Субботний вечер, 23 марта 2024 года
Библия: Матф. 26:6-13; Марк 14:3-9; Лука 7:36-50; Иоанна 12:1-8.
ДП: Желание веков, с. 557-568.
Иисус находится в Вифании в доме Симона, прокажённого, исцелённого Иисусом. На празднике чествуют Иисуса, воскресившего Лазаря из мёртвых, но вспоминают и Лазаря.
Три брата и сестра находятся в своих обычных ролях. Марфа обслуживает, Лазарь лежит, а Мария сидит у ног Иисуса. Ученики тоже присутствуют. Мария встревожена, потому что услышала, как Иисус сказал, что умрёт. Она заранее подготовилась, купив дорогие духи для Его погребения. Но когда она прислушивается к разговорам в комнате, ей приходит в голову мысль, что Иисус должен стать царем. Взволнованная, она берет духи и помазывает Иисуса. Она льёт их на Его голову и ноги, плачет слезами, вероятно, от радости, вытирая их волосами.
Действия Марии кажутся спонтанными, ведь она не задумывается о том, что аромат наполнит комнату. Это сразу же привлекает внимание как к ней, так и к Иисусу, заставляя присутствующих в комнате, а именно Иуду и Симона, критиковать её.
Иисус защищает Марию и возносит память о её поступке в веках. Он помогает Симону осознать силу прощения. Но этот опыт заставляет Иуду покинуть Вифанию и найти иудейских лидеров, чтобы определить, насколько они заинтересованы в том, чтобы он отдал Иисуса в их руки.
Для размышления
1. Как вы думаете, как Иисус отнёсся к тому, что ему оказали честь за воскрешение Лазаря?
2. Удивил ли Иисуса поступок Марии?
3. Какой эффект, если таковой был, произвело бы возлияние духов на Иисуса в течение оставшейся недели?
4. Почему Иисус защищает Марию?
Воскресенье, 24 марта 2024 года
Библия: Матф. 21:1-11; Марк 11:1-10; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-18.
ДП: Желание веков, с. 569-579.
Иисус направляется в Иерусалим из Вифании, находившейся на небольшом расстоянии (Иоанна 11:18). Мы не знаем, когда они отправились в город, но знаем, что после прихода Иисуса наступил конец дня, так что это может означать, что они отправились поздним утром.
Они отправились пешком, но Иисус поручает двум Своим ученикам найти ослицу с ослёнком и привести их к Нему. Они следуют Его указаниям и возвращаются с ослицами. Положив свои плащи на осла, Иисус садится на него. Вскоре большая толпа людей расстилает перед Ним свои плащи, срезает пальмовые ветви и громко провозглашает: «Осанна!».
Фарисеи встревожены этим триумфальным шествием. Они протискиваются вперед и просят Иисуса утихомирить народ. Он отвечает, что даже если бы Он это сделал, сами камни закричали бы (Луки 19:40).
Когда они поднимаются на холм, открывается вид на Иерусалим. Положение солнца на небе отражается от белых мраморных стен, завораживая толпу. Но выражение лица Иисуса — скорбное. Вскоре Он плачет, но не беззвучно, а глубокими стонами.
«Все взоры обращаются к Спасителю, ожидая увидеть в Его лице восхищение, которое испытывают они сами. Но вместо этого они видят облако печали. Они удивлены и разочарованы, видя, как Его глаза наполняются слезами, а тело качается, как дерево перед бурей, в то время как из Его дрожащих уст вырывается мучительный вопль, словно из глубины разбитого сердца»3.
Когда Иисус прибывает в Иерусалим, весь город взбудоражен. Иисус сходит с места и направляется в храм. Осмотревшись, Он уходит, чтобы вернуться в Вифанию, где проводит всю ночь в молитве.4
Для размышления
1. Что чувствует Иисус, когда едет в окружении хвалы?
2. Чем вызвана Его печаль и почему она так глубока?
3. Представьте себе разговор, когда они возвращаются в Вифанию. Каково настроение?
Понедельник, 25 марта 2024 года
Библия: Матф. 21:12-17; Марк 11:12-19; Лука 19:45-48.
ДП: Желание веков, с. 580-600.
Иисус и Его ученики отправляются из Вифании в Иерусалим. Почувствовав голод, Иисус замечает смоковницу, пышную и полную. По мере того как Он подходит ближе, Его желание съесть спелую смокву возрастает, но на дереве нет плодов. Иисус проклинает смоковницу, удивляя Своих учеников.
Группа прибывает в Иерусалим и направляется прямо в храм. Крики животных и голоса торгашей возвышаются над звоном денег, передаваемых из рук в руки. Пронзительные глаза Иисуса пронизывают всех, кто Его окружает. Его взгляд настолько внушает уважение, что толпа затихает. Приближенные к Нему отходят в сторону, и Он стоит один, за исключением нескольких учеников. Громким, властным голосом Он приказывает им убрать оскорбительные предметы. Переворачивая столы, Он провозглашает: «Дом Мой будет называться домом молитвы» (Мф. 21:13).
Священники, вожди и народ разбегаются, уводя с собой животных. Когда наступает тишина, слепые, хромые, больные и умирающие приходят за исцелением. Иисус начинает учить. Дети играют неподалеку, воспроизводя вчерашнюю сцену, машут ветвями и поют «Осанна!». Когда священники возвращаются, они требуют, чтобы Иисус прекратил веселье.
В конце дня Иисус возвращается в Вифанию.
Для размышления
1. Почему Иисус проклял смоковницу?
2. Представьте, что вы заставили толпу замолчать одним лишь взглядом. Приходилось ли вам испытывать подобное в отношении авторитетных людей, например родителей, учителей или директоров?
3. Свяжите триумфальный вход в воскресенье с тем, что произошло сегодня в храме. Как «въезд как царь» связан с тем, чтобы говорить с властью?
Вторник, 26 марта 2024 года
Библия: Матф. 21:20-26:5; Марк 11:20-13:37; Лука 20:1-22:6; Иоанна 12:20-36.
ДП: Желание веков, с. 601-636.
Утром Иисус и Его ученики выходят из Вифании в Иерусалим. По дороге они проходят мимо смоковницы, проклятой Иисусом накануне. Ученики с удивлением обнаруживают, что она засохла.
Иисус доходит до храмового двора и снова начинает учить. Пока Он учит, первосвященники и старейшины оспаривают у Него власть, ссылаясь не только на воскресное шествие, но и на то, что в понедельник Он очистил двор храма.
Иисус продолжает учить толпу, рассказывая ряд притч. Вожди, лучше других понимая смысл Его слов, уходят, чтобы разработать план, как заманить Его в ловушку. Они посылают ревностных юношей, чтобы те заманили Иисуса в ловушку вопросами о налогах. Позже саддукеи пытаются заманить Его в ловушку вопросом о браке. Фарисеи, не желая уступать, задают Ему вопрос о величайшей заповеди и о личности Мессии.
Обращаясь сначала к толпе, Иисус объясняет, почему они должны защищаться от учения религиозных лидеров. Затем Он обращается к лидерам с сильными словами скорби, называя их белыми гробами, лицемерами и слепыми поводырями. В конце он говорит об окончательном разделении, называя храм уже не «Моим домом», а «вашим домом». Иисус отходит от храма и более никогда в него не войдёт.
Происходят два примечательных события. Иисус комментирует скудное приношение вдовы, навсегда возвышая ее как пример истинного дарителя. Во-вторых, Его просят встретиться вне храмового двора с греками, желающими поговорить с Ним. Его минутная печаль от отвержения иудеями сменяется воодушевлением, когда Он узнает в язычниках людей, ищущих истину. В ответ раздаётся голос с неба, и свет окружает Христа (Иоанна 12:28-31).5
Иисус удаляется на Елеонскую гору, где учит Своих учеников притчами и рассказывает о признаках Своего второго пришествия (Елеонская беседа, Мф. 24-25).
Иуда уходит на вторую встречу и завершает план предательства с иудейскими лидерами.6
Для размышления
1. Почему Иисус говорит более смело, чем в прошлом?
2. Что чувствует Иисус, когда в последний раз выходит из храма?
3. Как греки, голос и свет ободряют Иисуса?
Среда, 27 марта 2024 года
Библия и Дух пророчества молчат о том, где находится Иисус в этот день. Некоторые предполагают, что Он учил Своих учеников. Другие предполагают, что Иисус использовал этот день для молитвы и подготовки к Своим скорым страданиям.
Для размышления
1. О чем Иисус размышляет больше — о Своей предстоящей смерти или об окончании Своей миссии? Это разные вещи или одно и то же?
2. Что бы вы решили сделать в этот день, зная, что ждёт вас впереди?
Четверг, 28 марта 2024 года
Библия: Мф. 26:17-55; Мк. 14:12-51; Лк. 22:7-53; Ин. 13:1-17:26.
ДП: Желание веков, с. 637-697.
Сегодня утром Петр и Иоанн спрашивают Иисуса, где бы Он хотел есть пасхальную трапезу. Он даёт им подробные инструкции, которым они следуют. К вечеру Иисус и все 12 учеников собрались в горнице.
Все усаживаются за стол, причём Иуда — слева от Иисуса, а Иоанн — справа. Нет слуги, чтобы совершить традиционное омовение ног. Иисус снимает верхнюю одежду и начинает умывать ноги ученикам, начиная с Иуды, обходя стол по часовой стрелке и заканчивая Иоанном.
Во время пасхальной трапезы Иисус сообщает, что Его предадут, а затем, когда его спрашивают, называет Иуду в качестве предателя. Это сказано непосредственно Иуде (Мф. 26:25), но остальным даны подсказки. Иуда выходит из комнаты для третьей и последней встречи с иудейским руководством.
Иисус говорит слова утешения после трапезы (Ин. 13:31-14:31). Они поют гимн и уходят в Гефсиманию. По дороге Иисус продолжает учить Своих учеников. В том числе он предупреждает Петра, что тот отречётся от Него. Перед тем как войти в сад, Иисус молится за Себя, Своих учеников и всех верующих (нас). Приблизившись к Гефсимании, Иисус становится странно молчаливым. Грех начинает давить на Него, и, чувствуя отдаление от Отца, Иисус стонет и пошатывается, когда идёт. Его ученики дважды поддерживают Его, чтобы Он не упал.
Когда они входят в Гефсиманию, Иисус просит Своих учеников остаться у входа и помолиться. Взяв Петра, Иакова и Иоанна, Он идёт дальше в сад. Иисус просит всех троих молиться, а сам начинает молиться о том, чтобы решить стоящую перед Ним задачу.
Вернувшись к ученикам, он застает их спящими. Иисус напоминает им о молитве и возвращается. Во второй раз Он застает учеников спящими и снова уходит. В этот момент Он принимает задание и обессиливает. Появляется ангел, чтобы утешить и укрепить Его. Иисус возвращается в третий раз и застает трёх учеников все ещё спящими. В этот момент прибывает Иуда и большая вооружённая толпа.
Тот же ангел на мгновение оказывается между Иисусом и толпой, заставляя всех, включая Иуду, упасть на землю, в то время как свет окружает Его, а над головой Иисуса парит голубь.7 Когда свет исчезает, толпа поднимается. Иуда целует Иисуса. Солдаты хватают Иисуса, и в суматохе Петр отрезает ухо слуге, которое Иисус исцеляет. Все ученики убегают, оставляя Иисуса одного.
Для размышления
1. Каково это — знать, что Иисус молился за вас в ту ночь?
2. Каково было Иисусу ощущать разлуку с Отцом?
3. Иисус оставлен Своими учениками. Что бы Он чувствовал?
Пятница, 29 марта 2024 года
Библия: Матф. 26:57-27:66; Марк 14:53-15:47; Лука 22:54-23:55; Иоанн 18:12-19:42.
ДП: Желание веков, с. 698-715; 723-764.
Сегодняшние события начинаются ранним утром, возможно, уже в полночь. Толпа правителей и римских солдат торопливо выводит Иисуса из сада и ведёт в дом Анны. Анна проводит первый издевательский суд, а также разрешает первые оскорбления Иисуса со стороны других людей.
Из дома Анны Иисуса отводят к Каиафе, нынешнему первосвященнику, который собрал некоторых руководителей, но не всех. На очередной суд приходит множество свидетелей, но никто не может прийти к единому мнению. Иисус молчит, пока Каиафа не решает использовать Иисуса для осуждения самого себя. Он спрашивает, верит ли Иисус в то, что Он — Сын Божий. Когда Христос подтверждает это, Каиафа объявляет Иисуса виновным. Поскольку ещё ночь и Синедрион не собрался в полном составе, все это не имеет законной силы.
Во дворе Петр трижды отрицает, что знал Иисуса. На рассвете, когда прокричал петух, Иисус печально смотрит на Петра, который встречает Его взгляд. Синедрион, собравшийся в полном составе, приговаривает Иисуса к смерти.
Иисус проходит через ряд судебных процессов, сначала у Пилата, затем у Ирода и снова у Пилата. Пилат отпускает Варавву к толпе, а Иисуса — к солдатам, которые издеваются над ним и ведут его на Голгофу.
С вечера четверга у Иисуса не было ни еды, ни питья. Его били, издевались над ним, плевали на него. Ему дают крест, который Он должен нести, и Он падает под его тяжестью. Симон Киринеянин, гость Иерусалима, выражает сочувствие, и его заставляют нести крест за Иисуса. Иисус выражает сочувствие нескольким женщинам, плачущим в стороне.
Иисуса прибивают к кресту в 9:00 утра. Окружающие словесно оскорбляют Его. Иисус семь раз говорит с креста.
Раскаявшийся разбойник приносит единственную радость во время распятия, и Иисус заверяет разбойника, что тот увидит Его снова. Увидев Свою мать, Иисус поручает заботу о ней Иоанну.
В полдень спускается тьма, такая густая и чёрная, что люди пытаются найти дорогу. Иисуса полностью окутывает тьма. Ближе к трём часам дня тьма начинает рассеиваться, но не вокруг креста.8 Укрытый облаком, Христос произносит Свои последние слова. Он умирает во время вечерней жертвы. Происходит землетрясение, гробницы открываются, и, что особенно важно, занавес в храме разрывается, и жертвенный агнец вырывается наружу.
Иосиф вместе с Никодимом снимают тело Иисуса с креста и кладут его в новую гробницу. Перед наступлением субботы Пилат приказывает страже нести вахту у гробницы.
Для размышления
1. Почему Иисус молчит во время различных испытаний? Что побуждает Его говорить?
2. Тьма была инициирована Богом-Отцом. Почему? Какое послание передаётся через землетрясение, открытые гробы и разорванную завесу?
3. Какое значение для Него имеет разговор между Иисусом и разбойником?
Суббота, 30 марта 2024 года
Библия: Луки 23:56.
ДП: Желание веков, с. 769-778.
Спаситель покоится в гробнице с вечера пятницы до воскресенья на рассвете.
Для размышления
Каким был бы мир без Иисуса?
Воскресенье, 31 марта 2024 года
Библия: Матф. 28:1-15; Марк 16:1-14; Лука 24:1-49; Иоанн 20:1-23.
ДП: Желание веков, с. 779-808.
Воскресное утро начинается, когда ещё темно. В последний час ночи перед рассветом Иисус все ещё находится в гробнице. Примерно в это время Мария Магдалина и группа других женщин по отдельности начинают свой путь к гробнице.
Пока женщины шли, произошло землетрясение, и с неба прилетел ангел. Он отваливает камень и зовёт Иисуса выйти. Упав на землю, солдаты видят ангела, и Иисус выходит из гробницы.
Иисус и ангелы уходят, как и римские солдаты, которые направляются в город. В этот момент к гробнице подходит Мария Магдалина, видит, что камень отвален, и уходит, чтобы рассказать ученикам.
Остальные женщины приходят к гробнице. Они видят ангела, сидящего на камне. Войдя в гробницу, они видят второго ангела, сидящего на том месте, где лежал Иисус. Он говорит им послание, которое они должны передать ученикам. Когда они уходят, римские стражники прибывают в резиденцию первосвященника, чтобы рассказать ему о том, что они видели.
Мария Магдалина находит Петра и Иоанна и говорит им, что гробница пуста. Они бросаются бежать. Иоанн прибегает первым, а Петр первым входит в гробницу. Они не видят ангелов и уходят, недоумевая, что произошло. Вслед за ними приходит Мария Магдалина и задерживается у гробницы. Остановившись, чтобы заглянуть внутрь, она видит двух ангелов, сидящих на том месте, где когда-то лежал Иисус. Они спрашивают её, почему она плачет. Она отвечает, но, повернувшись, видит стоящего там Иисуса и думает, что это садовник. Иисус задаёт ей тот же вопрос. Она отвечает, но когда Иисус произносит её имя, она узнает Его.
Мария уходит, чтобы рассказать ученикам, что видела Иисуса. Иисус возносится на небо, чтобы лично убедиться в том, что Его жертва угодна Отцу. Затем Он возвращается, где появляется перед другими женщинами, которые идут сообщить ученикам о послании ангела. На этом утро завершено, но день для Иисуса и Его последователей ещё не закончился.
В какой-то момент Иисус появляется перед Петром. Возможно, сразу после женщин или в начале дня. Затем Он появляется на дороге в Эммаус как незнакомец, идущий с двумя Своими учениками. Он принимает приглашение на ужин, но исчезает, как только Его узнают. Двое быстро возвращаются, чтобы рассказать ученикам, что видели Иисуса. Когда они входят в комнату, вместе с ними входит невидимая Личность. Иисус открывает Себя 10 ученикам (Иуда мёртв, а Фома отсутствует)9.
Иисус продолжит являться другим людям, прежде чем вознестись на небо 40 дней спустя.
Для размышления
1. Как вы думаете, что чувствует Иисус, когда Его последователи узнают о Его воскресении?
2. Почему, когда Христос говорит Марии не препятствовать Ему, возникает ощущение срочности?
3. Как изменилась ваша жизнь по завершении этой недели с Иисусом?
1 Майкл Дж. Уилкинс, The NIV Application Commentary, Matthew (Grand Rapids: Zondervan, 2004), p. 708.
2 Эллен Г. Уайт, «Желание веков» (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898, 1940), с. 83.
3 Желание веков, с. 575.
4 Там же, p. 581.
5 Там же, с. 625.
6 Там же, с. 645, 720.
7 Там же, с. 694.
8 Там же, с. 754.
9 Многочисленные приходы и уходы у гробницы перечислены в Библейском комментарии адвентистов седьмого дня, том 5, с. 558, 559.
Мерл Пуарье — менеджер по операциям в Adventist Review Ministries.
По материалам Adventist Review