Институт и цель церковной дисциплины
Эта статья адаптирована из более длинной статьи Иоганна Хайнца, немецкого адвентистского систематического богослова, озаглавленной «Церковная дисциплина» и опубликованной Институтом библейских исследований.1 Хайнц умер 27 января 2021 года.
Церковная дисциплина была учреждена Иисусом Христом,2 введена в церквях апостолами,3 и осуществляется властью самих поместных церквей.4 Истинная дисциплина исходит из Божьей святости и призывает церковь отражать ее (Лев. 19:2; 2 Кор. 6:16-18). Конечная цель — исправление (2 Кор. 13:10) и возвращение заблуждающегося члена церкви (Матф. 18:15; 2 Кор. 2:1-11). Эллен Уайт утверждает: «Необходимо приложить все возможные усилия, чтобы добиться примирения»5.
Задача христианской церкви — исследовать, провозглашать и хранить основы своей веры, а также поддерживать в чистоте нормы поведения. Это означает исполнение долга и отстаивание права одновременно в защите истины и исправлении ошибок. И то, и другое — аспекты пастырского попечения. Поэтому пастырское попечение включает в себя дисциплину и в более широком смысле может рассматриваться как ее синоним.
Церковная дисциплина (какой бы тщательной она ни была) никогда не сможет создать «совершенную церковь, потому что она должна игнорировать тайные грехи и лицемерие».6 На самом деле, церковь никогда не достигала своего идеала.7 Таким образом, предметом дисциплины могут быть только объективные и открытые нарушения Слова Божьего и заповедей.
«Братский» долг
Церковная дисциплина — это не акт мести и осуждения. Она имеет не юридический, а пастырский характер. Это наглядно видно:
— значением слова «дисциплина», которое означает «школа», и его очевидным приравниванием к «пастырской заботе».8 Таким образом, дисциплина изначально является делом обучения и воспитания, совета, наставления, различения и утешения.
— Отсутствие какой бы то ни было казуистики с соответствующим возмездием.9
— По ответственности, которую несёт вся община.
— По мотиву (агапе — любовь) и цели (примирение).
— По своему богословскому характеру. Например, церковная дисциплина укоренена в Слове
Божьем и, следовательно, в Иисусе Христе. Слово Божье направляет к покаянию и освящению.
— По своим последствиям. Применение церковной дисциплины в сострадательном и ответственном духе показывает живую церковь, которая заботится о своих членах.
Таким образом, церковная дисциплина может быть истолкована как «братский долг». Вся церковь несёт ответственность за открытый грех одного из своих членов (1 Кор. 5:2; 1 Фес. 5:11, 15), а человек участвует в общей ответственности за братьев и сестер (Гал. 6:1; 1 Иоан. 5:16). В любом случае, грех и преступление брата — это не час для триумфа, а вызов для служения!
Это общий принцип, который не должен ограничиваться случаями личных обид (Матф. 18:15).10 Каждый христианин должен проявлять пастырское отношение Спасителя, заботясь о «заблудших овцах».11 На каждого ученика, а затем и на всю общину возложена пастырская обязанность наставления и прощения. Каждый ученик имеет право и обязанность давать Божий пастырский совет, и каждый ученик обязан слушать своего брата и сестру (Матф. 18:15), своих братьев и сестер (стих 16) и всю общину (стих 17).
Власть связывающей и развязывающей силы Евангелия дана всем христианам (стих 18). Однако ответственность за связывание больше, чем за освобождение (стихи 16, 17). Связывание не принадлежит власти отдельного человека; оно требует помощи свидетелей (стих 16),12 и, наконец, действия местной общины (которая одна имеет право отстранять от членства/расторжения союза) необходимы, если член общины должен быть отлучён от общения (стих 17). Только в окружении свидетелей и в общине Христос присутствует со Своей властью (стих 19).
Но эта власть связывания и развязывания принадлежит не членам церкви, а «ключам», которые Христос вверил церкви (Матф. 16:19), то есть Слову Божьему (Луки 11:52). Только церковь, руководствующаяся Словом и Духом, может избежать опасностей, связанных с неправильным пониманием и осуществлением церковной дисциплины, которая может быть вызвана недостатком сострадания, самоправедностью, лицемерием или мелочностью.
Если церковная дисциплина — это «братский долг», то она также является «миссионерским долгом». Отлученный от церкви не осуждается и не отделяется навсегда. Считаясь «язычником и мытарем» (Матф. 18:17, KJV), он, очевидно, больше не принадлежит к общине, но, тем не менее, он является объектом заботы, объектом новой миссионерской деятельности. Иисус не принимал язычников и мытарей как таковых, но и не отвергал их (Лк. 15:1). Он ел с ними (стих 2). Он призывал их следовать за Ним (Матф. 9:9); Он предпочёл их нечестивым священникам и старейшинам (Матф. 21:31); и мытари признали милостивый Божий призыв, приняв крещение (Луки 7:29; Матф. 21:32).
Отлученный от церкви человек находится в том классе, к которому он принадлежал до того, как стал членом церкви. Уважение, любовь и верность к людям, не принадлежащим к христианской общине, не только исключает любую форму социальной дискриминации и гражданских преследований, но и требует интенсивных усилий по достижению заблудших.
Отличаясь от того, как Его современники-иудеи относились к язычникам и мытарям (которых часто дискриминировали и осуждали), Иисус принимал грешников. Он неоднократно обращался к ним, ласково призывал их покаяться и следовать за Ним. Таким образом, отлученный от церкви член церкви считается не «сыном погибели», как Иуда, завершивший свой испытательный срок (Иоанна 17:12), а «язычником и мытарем» (Матф. 18:17), человеком, находящимся вне общины, пока он не образумится и не вернётся в неё.
Как грешники призываются к приближению к Богу через провозглашение Евангелия, так и бывшие члены общины должны быть призваны к покаянию и возвращению через личное наставление. Таким образом, отрывок (Матф. 18:21-35), который следует непосредственно за руководством по связыванию и отвязыванию, говорит о сострадании и помиловании. Эта миссионерская задача может быть выполнена только верой (Лк. 17:1-6) и любовью (Мф. 18:12-14), через молитву (стихи 19, 20) и Слово Божье (2 Тим. 3:16; Тит. 1:9).
Твердая в вере и жизни, церковь должна действовать в сострадании и смирении (Матф. 7:1-5; Гал. 6:1), чтобы не оттолкнуть грешника (2 Кор. 2:5-8) и не заблуждаться в собственной гордости (1 Пет. 5:5). Таким образом, церковная дисциплина должна действовать не как исключение из спасения, а как предупреждение о возможной погибели, если не произойдёт обращение.
Причины для церковной дисциплины
Хотя церковь в своём провозглашении должна подчёркивать вертикальный аспект греха, покаяния и прощения, она должна проводить различие между вертикальным измерением и грехом на горизонтальном уровне. Тайный грех не может стать объектом дисциплины, но открытый грех — это вызов к действию. В Новом Завете упоминается несколько случаев, когда поместной церкви бросается вызов в осуществлении её власти.
Вызов церкви коренится в убеждении, что грех чреват потерей веры и отлучением от Бога. Поэтому каждый ученик несёт ответственность за всех своих братьев (Гал. 6:1; 1 Иоан. 5:16), как и вся община за каждого из них (1 Фес. 5:11, 15; 1 Кор. 5:2).13 Истинная дисциплина — это постоянная работа Святого Духа через верующего и всю церковь, борющаяся с грехом и призывающая к примирению и миру.
Используя авторитет Христа, ученики (церковь) должны применять «правило справедливости», чтобы не допустить проникновения греха в общину. В то же время церковь должна применять и «правило любви», которое стремится к восстановлению. Там, где этого не происходит, подлинной церкви Иисуса Христа больше нет.
Церковь должна противостоять лжеучителям, которые вводят проклятые ереси (2 Петра 2:1), что в конечном итоге может привести к полному отступничеству (2 Фес. 2:3).
Как в Ветхом Завете, где вера основывалась на законе, а не на священнике (Мал. 2:7, 8), так и в Новом Завете доктринальной нормой является не проповедник, а Писание (Деян. 17:11). Писания Ветхого Завета и апостольское свидетельство и провозглашение, нашедшее своё выражение в писаниях Нового Завета (1 Иоанна 1:3, 4), представляют собой норму христианской веры (2 Тим. 3:15-17).
Когда уникальность личности и дела Христа отрицается «другим Евангелием», отвергается спасение только Христом и подлинное провозглашение церкви, смысл существования самой христианской церкви. Верующий, исповедующий какое-либо другое Евангелие, должен быть отлучён от церкви. Такие люди сами себя осудили (Тит. 3:10, 11).
Там, где есть разногласия в толковании Слова Христова, например, в вопросах, касающихся основного содержания христианской веры, конфессиональная церковь должна действовать таким же образом. Хотя она не ставит под сомнение христианскую позицию такого человека, в случае открытой оппозиции она должна отлучить оппонента от своего общения, чтобы сохранить своё самопонимание как деноминации и духовное благополучие своих членов14.
То, что верно в области учения, верно и в области этики. Скандальное поведение членов церкви (porneia, «сексуальная безнравственность» [1 Кор. 5:1]; ataktōs peripateō, «беспорядочно ходить» [см. 2 Фес. 3:6-15]) не может быть терпимым для церкви.
Заключение
Церковная дисциплина — это не тема прошлого. Скорее, она является постоянным проявлением авторитета и милосердия церкви. Проповедуя Евангелие, церковь также выполняет «надзорную функцию», сохраняя веру и жизнь своих членов. В силу своего самопонимания и свидетельства церковь не может терпеть отклонений от своей жизненной связи на вертикальном и горизонтальном уровнях. Поэтому перед церковью постоянно стоит задача сохранять, призывать назад, исправлять и исцелять. Церковная дисциплина — это «помощь и утешение против греха и неспокойной совести «15.
1www.adventistbiblicalresearch.org/wp-content/uploads/J-Heinz-Church-Discipline.pdf
2 Матф. 16:19; 18:12-18; Иоан. 20:23.
3 Рим. 16:17; 1 Кор. 5:1-5, 9-13; 2 Фесс. 3:6, 14, 15; 1 Тим. 1:20; 5:20; Тит. 3:10, 11; 2 Иоан. 8-11.
4 Матф. 18:17; 1 Кор. 5:13; Эллен Г. Уайт: «Церкви была дана власть действовать вместо Христа» (Работники Евангелия [Вашингтон, округ Колумбия: Review and Herald Pub. Assn., 1915], с. 501).
5 Эллен. Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1948), т. 5, с. 241. Согласно Кальвину, церковная дисциплина преследует три цели (Институты христианской религии, кн. 4, с. 12, 5): (1) сохранение репутации церкви, (2) защита члена церкви, находящегося на хорошем счету, и (3) обращение и возвращение грешника в общество.
6 Р. Н. Касвелл, «Отлучение», в Новом библейском словаре, изд. J. D. Douglas (London: 1962), p. 402.
7 Деян. 1:6; Рим. 14; 15; 1 Кор. 5; 6; Гал. 6:1; Откр. 2; 3.
8 Хотя paideia (воспитание, обучение) и paideuō (наставление, дисциплина, дисциплина с наказанием) в большинстве случаев относятся к Богу (1 Кор. 11:32; Еф. 6:4; 2 Тим. 3:16; Тит. 2:12), ученик обязан наставлять (paideuō [2 Тим. 2:25]).
9 В эллинистических общинах и иудейских синагогах это наказывалось штрафами или телесными наказаниями (2 Кор. 11:24). Позднее церковная дисциплина действовала таким же образом. Первобытная церковь отвергала подобные методы насилия. Заблуждающийся член церкви не исключался из братского служения наставления и христианского служения миссии. См. Albrecht Oepke, «Die kleineren Briefe des Apostels Paulus», в Das Neue Testament Deutsch, vol. 8, p. 185.
10 В лучших рукописях (B, Aleph) написано: «Если брат твой согрешит», и опущено слово «против тебя», которое встречается только в ранних рукописях (например, D).
11 «Брат», который «согрешает», очевидно, то же самое, что и «одна овца», которая «сбилась с пути» (см. Матф. 18:12-14). Библейский комментарий АСД, изд. Ф. Д. Никол (Вашингтон, округ Колумбия: Review and Herald Pub. Assn., 1980), т. 5, с. 447.
12 Ср. Втор. 19:15; 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19; Евр. 10:28, 29.
13 Церковь — это местная христианская община (Мф. 18:17), представленная учениками (стих 18), а не церковная иерархия, как пытаются доказать католические авторы. Например, J. Renié, Manuel d’Ecriture Sainte, 4th ed. (Lyon: 1948), vol. 4, pp. 497, 498. Против католической интерпретации см. Adolf Schlatter, Der Evangelist Matthäus (Stuttgart: 1948), p. 556.
14 См. «Церковная дисциплина», SDA Encyclopedia, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1976), p. 298 («отказ от веры в основы Евангелия и фундаментальные доктрины Церкви»).
15 M. Luther, Schmalkaldische Artikel III, p. 8, в Die Bekenntnisschriften der evangelisch-lutherischen Kirche, p. 453.
Иоганн Хайнц — немецкий адвентистский систематический богослов.
По материалам Adventist Review