Бог никогда не опаздывает!
Время имеет огромное значение для многих вещей в нашей жизни. Спортсмены хорошо знают об этом и постоянно тренируются, чтобы стать лучше в своем виде спорта и тем самым выиграть еще четверть секунды или дополнительный дюйм (2,54 сантиметра) или фут (30,48 сантиметра). Никто не говорит «да» на похоронах. Это язык свадебных церемоний, и даже там он должен прозвучать в нужное время. Здоровье также связано с графиком. Здоровые люди придерживаются здорового режима питания, сна или физических упражнений. Они знают, что эти правила помогают им процветать.
Сроки важны и в нашей духовной жизни: она следует закономерностям и ритмам, установленным добрым Творцом, стремящимся благословить Свое творение. Суббота — это не просто 24 часа в кульминации недельного цикла, а упорядочивание нашей жизни, направленное Богом и в то же время нацеленное на благословение окружающих нас людей, которые, как и мы, являются частью ткани этой Богом данной живой системы.
Как мы можем жить неторопливой жизнью в мире, который управляется расписаниями и календарями? Что мы можем узнать из того, как Иисус, Богочеловек, прожил Свою короткую жизнь на земле, основываясь на том, что мы знаем из Евангелий? Как нам неторопливо жить по образцу субботы, лежащей в основе доброго и совершенного творения, в мире, зараженном грехом, болью и разрушением?
Дар времени
В начале Бог создал время. В Библии говорится о ритме утра и вечера, когда Бог создал эту планету и ее солнечную систему (Быт. 1). Время — это божественный дар, даже после греха. Время — это валюта, которую Бог использует для благословения Своего творения, момент возможностей. Екклесиаст 3:1-11 формулирует эти времена человеческого существования, часто в сопоставимых парах. «Первое наблюдение благодати обнаруживается во времени», — пишет исследователь Ветхого Завета Жак Духан, комментируя библейский текст. «В отличие от греческих философов, которые считали время разрушительной силой, древние евреи видели жизнь во времени. Поэтому, когда Соломон говорит, что для каждого события есть свое время (ст. 1), он не имеет в виду, что существует подходящий момент для действий людей; он также не имеет в виду, что события происходят без нашего контроля детерминированным образом. Использование предлога le («к»), присоединенного к слову «все» (ко всему …), говорит о том, что все эти временные события, время человеческого существования, должны быть получены как милость от Бога» 1.
Суббота — важное выражение этого дара человечеству, во время которого Бог напоминает нам о нашей «тварности», о нашем происхождении и о нашей зависимости от Него в благодати и спасении. Мы встречаемся с Богом во времени. Хотя Бог не ограничен временем, Он стремится к совершенному времени для спасения Своего творения.
В полноте времени
Чудо Воплощения заключается в том, что Бог, Который находится далеко за пределами наших измерений — Бог, Который создал время, — фактически вступает во время и становится подвластным времени. Павел описывает это в Послании к Галатам 4:4, 5: «но, когда исполнилось время всех чаяний, Бог послал к нам Своего Сына, Который родился от женщины и Закону подчинился, чтобы искупить подчиненных Закону и усыновить нас».2 Иисус пришел в полноте времени. Бог ограничивает Себя расписанием, великим пророческим расписанием, которое, несмотря на неоднократные попытки сатаны нарушить его, не знает отклонений. Это неторопливое расписание. Иисус приходит не только в нужное место, но и в нужное время. Тот факт, что Бог добровольно ограничивает Себя, многое говорит о том, кто Он есть. В Своем ограничении нашим временем и несмотря на все заговоры и планы врага и его сил, Бог никогда не опаздывает и не спешит. Это дает нам уверенность, когда мы сталкиваемся с неспокойным, торопливым и непредсказуемым миром.
Нам нужно научиться отличать срочное от важного.
Время Иисуса
Как же Иисус жил во времени? С самого начала мы должны признать, что у людей, живших в первом веке нашей эры, было иное отношение ко времени, чем у тех, кто живет в мире двадцать первого века. Жизнью людей не управляли часы. Люди смотрели на небо, чтобы определить время суток. Не было расписания поездов и самолетов. Возможно, ритмы жизни были более мягкими. Возможно, это вызов или призыв к тому, чтобы каждый из нас, насколько это возможно, создавал в своей жизни моменты неторопливого времени, передышки, которые помогают нам на мгновение поднять голову, а не планировать каждую микросекунду.
Но в жизни Иисуса были моменты, когда он торопился так же, как часто торопится наша жизнь. Возьмем, к примеру, случай в Евангелии от Луки 8:41-56. Иисус прибыл в город, и Его ожидала большая толпа. Представьте себе много людей, много шума и много действий на переполненных улицах Капернаума.3 Кажется, что каждый хотел что-то получить от Иисуса, а потом пришла очень срочная просьба от Иаира. Лука представляет его как руководителя синагоги, важного человека. Забыв о своем достоинстве и бросившись к ногам Иисуса, он умоляет Его прийти к нему в дом. Текст говорит о том, что время имеет значение, потому что его маленькая девочка находится на грани смерти. Дело срочное, и поэтому Иисус медленно пробирается сквозь толпу, которая, как нам говорят, почти теснит Его.
Это час пик, и Иисус идет по своим неотложным делам, но вдруг происходит нечто важное, и Иисус останавливается. Он останавливается, когда женщина, с верой прикоснувшаяся к Его одежде, исцеляется. Иисус видит, что это важный момент укрепления веры для женщины и для толпы, и поэтому Он останавливается и берет паузу. В Евангелии от Луки 8 это время отражено в том пространстве, которое отведено описанию этой встречи в стихах с 43 по 48, когда Иисус задает вопросы. Вопрос о том, кто прикоснулся к Нему, кажется не к месту и не ко времени, как быстро замечает Петр. Тем не менее Иисус находит время задать его, и женщина выходит вперед и в присутствии всех рассказывает свою историю, что также требует времени. Она дает свое свидетельство, и Иисус поощряет ее веру.
Лука подчеркивает эту срочную необходимость, отмечая, что, пока Иисус продолжает говорить, приходит сообщение. Мы можем только представить себе нарастающее беспокойство Иаира, когда женщина сбивчиво рассказывает свою историю, в то время как Иаиру нужно сделать что-то более важное для Иисуса. Время идет. А весть катастрофическая: «Твоя дочь умерла», — гласит библейский текст. «Не беспокой больше учителя» (стих 49). Вместо того чтобы ускорить шаг или броситься вперед, Иисус говорит сердцу Иаира о мире и мужестве: «Не бойся, только веруй, и будет она спасена» (стих 50).
Если бы мы слышали эту историю впервые, мы бы вздрогнули от упущенной возможности. Иисус не воспринял срочность ситуации достаточно серьезно, и, похоже, Он упустил этот важный момент, чтобы исцелить девочку и совершить еще одно чудо, преображающее жизнь. Несмотря на то, что срочное дело, похоже, прервано, а золотая возможность упущена, Иисус заверяет Иаира, что ничего не потеряно. Похоже, Иисус говорит и о времени. Иисус отказался руководствоваться неотложными делами. Он отказался позволить срочному заглушить или затмить то, что действительно важно в жизни.
Мы помним продолжение этой истории. Иисус воскрешает из мертвых дочь Иаира и возвращает ее убитым горем родителям. Он не медлил, чтобы избежать катастрофы, но быстро взрастил веру и ответил на доверие к Его времени — даже при наличии доказательств обратного. Даритель жизни использует это чудо, чтобы еще сильнее затронуть сердца тех, кто стал его свидетелем.
Учимся жить в небесных ритмах
Чему мы можем научиться у Бога о времени — этом невероятном ресурсе, который мы имеем только во временное пользование? Взаимодействие Бога со временем дает нам четкие уроки и призывает нас задуматься над этим. Бог, живущий вне времени и пространства, никогда не торопится. Будучи Творцом времени, Он также является его Владыкой. Он держит все время — включая пророческое — в Своей руке и не будет торопиться.
И все же Он понимает наше сложное отношение ко времени. Иисус пришел, чтобы жить в пространстве и быть подвластным времени, показывая нам, как мы можем относиться к времени. Его жизнь учит нас тому, как важно разумно использовать время, но при этом не зависеть от него. Нам нужно научиться отличать срочное от важного. Если мы не научимся делать это различие, то постоянно будем руководствоваться срочным в ущерб действительно важному. Как же остановить это неустанное стремление к срочному? Иисус показывает, что нам нужно научиться жить и ходить в Божьем ритме. Он регулярно проводил время, беседуя с Богом в тишине раннего утра или в темноте ночи, в то время как люди требовали Его внимания или Его ученики ждали, когда Он приступит к неотложным делам.
Выучить новый ритм не так-то просто. Музыканты говорят, что смена ритма в музыкальном произведении — это очень сложно, особенно когда мы находимся в середине песни. Поэтому Бог дает нам — каждую неделю — день, когда мы можем отступить от насущного и задуматься о том, что действительно важно. Это момент смены ритма. Принять этот день как возможность переоценить, как мы проводим свое время, — важная часть субботы (помимо многих других важных вещей!).
Важно осознать, что наша жизнь состоит не только из списков дел и проставления галочек в графах событий, но что развитие наших отношений с Богом и окружающими нас людьми важнее множества достижений. Как еще мы можем научиться упорядочивать свою жизнь в Божьем ритме? Возможно, мы можем сознательно отступить от нереальных требований наших электронных устройств, которые управляют нами 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Возможно, мы можем отключить некоторые push-уведомления. Возможно, мы можем принять решение отложить свои устройства и наблюдать, слушать, чувствовать, осязать и обонять. Мы можем научиться слушать эхо небес.
Отказаться от стремления к срочности нелегко. Это может показаться рискованным — как будто мы теряем контроль над своей жизнью. Но мы можем позволить себе отпустить постоянную спешку срочности, если вместе с псалмопевцем будем покоиться в уверенности, что «время мое в руке Твоей» (Пс. 31:15), зная, что любящий Бог нетороплив и никогда не опаздывает.
1 Жак Дукан, «Екклесиаст», в Библейском комментарии Эндрюса, изд. Анхель М. Родригес и др. (Берриен Спрингс, Мичиган: Andrews University Press, 2020), стр. 798.
2 Цитаты из Писания взяты из Библии, Английская стандартная версия, авторское право © 2001 г. Crossway Bibles, подразделение Good News Publishers. Использовано с разрешения. Все права защищены.
3 Лука никогда прямо не упоминает Капернаум как место действия этой истории. Матфея 9:1, кажется, предполагает, что Иисус вернулся в «свой город», который, исходя из Матфея 4:13, был Капернаумом.
Шанталь Дж. Клингбейл, доктор философии, и Джеральд А. Клингбейл, доктор литературы, почти три десятилетия служили адвентистской Церкви на международном уровне в качестве преподавателей, телеведущих, редакторов и помощников директоров. Сейчас они живут недалеко от прекрасного города Гамбург, Германия, и служат в Ганзейской конференции адвентистов седьмого дня.
По материалам Adventist Review