Есть потребности, которые можем удовлетворить только мы, как «народ Слова». Потребность в спасении.
«Служить власть имущим» достаточно актуальное и не простое для понимания название. Уже из самого названия можно задать вопрос: «а кто кому в принципе должен служить?» Сегодня практически все живут в демократических странах (или считающих себя демократическими) и это подразумевает, что народ (демос) выбирает людей, наделяет их властью, чтобы они потом заботились об этом же народе. То есть люди наделяются властью, чтобы быть слугами для народа. По идее они то, власть имущие, и должны служить. Но урок призывает нас задуматься о том, как служить им.
Уже из названия урока можно понять, что у руководителей есть такие потребности, которые не могут быть удовлетворены деньгами или высоким положением. Есть потребности, которые можем удовлетворить только мы, как «народ Слова». Потребность в спасении. К сожалению, эта потребность не всегда для власть имущих очевидна и насущна. Но она есть. Этому есть масса историй и в современности и в Слове Божьем.
Почему для власть имущих духовная потребность не столь очевидна, как для других? Для этого, как мне кажется, есть несколько причин. Не претендую на то, что открою все причины, но хотя бы некоторые. Вот, например, одна из них. К сожалению, мир лежит во зле и большинство людей, так или иначе, злы. Об этом ясно говорит Господь в Евангелии. Ну и как вы думаете теперь, какой обязательный критерий будет у человека, которого народ изберет своим лидером? Может ли стадо слонов выбрать своим вожаком, например, суслика? Поэтому нет ничего удивительного, что руководители зачастую отражают в своих манерах и действиях общее духовное и моральное состояние народа в целом или его деградацию. Так, известная поговорка «Каждый народ достоин своего правителя» оказывается на редкость точной.
Это, как мы и сказали, одна из причин сложности и с другой стороны особой потребности в проповеди Евангелия руководителям народа. Ведь без сомнения, не только народ влияет на духовные качества своего руководителя, но и руководитель в какой-то мере влияет на духовное состояние народа. Подтверждением этого может быть богатая история царей в Израиле. Открыв принципы Евангелия для некоторых властителей мира, мы не только спасем их души, но и окажем спасительное влияние на всех его подчиненных.
Еще один момент. «Власть развращает человека, а абсолютная власть развращает абсолютно». Нельзя забывать, в какой опасности находятся люди наделенные властью, по отношению к своей душе. Это касается не только политической, но и в том числе церковной власти. Не то, что власть делает людей плохими. Скорее она дает больше возможностей развить и проявить свои скрытые недостатки и пороки. Власть скорее проявитель того, что уже гнездиться глубоко в нашем сердце, но не открывается не столько из-за нашей бдительности, сколько из-за не подходящих условий. Ваш сосед не закатывает вечеринки на целую неделю и не разбивает по пьянке свой Лексус зачастую не потому, что питает к этому отвращение, а по тому, что у него просто нет такой возможности. Как бы мы выглядели и поступали, если бы у нас была возможность реализовать все желания нашего сердца.
Еще раз хочу сказать, что проблема не во власти вовсе. Она просто дает возможности реализовать то, что сдавлено обстоятельствами у нас внутри как пружина. И если наше сердце чисто и вполне предано Богу, то власть даст нам это реализовать и это в полной мере. Хороший пример этого жизнь Иосифа. Сложно себе представить, как бы поступил каждый из нас, имея такую почти неограниченную власть, встретившись, ну например, снова с женой Потифара. Это еще одна из причин особо молиться за властителей и открывать им пути Евангелия.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» Рим.13:1-2.
Достаточно не простой текст. Скорее всего, здесь Павел не имеет в виду какую-то конкретную власть, а скорее говорит о системе подчинения. Сам Бог установил, что есть еще более высшие силы, есть те, которые им подчиняются. Это принцип еще безгрешного неба. Сама идея власти от Бога. И все было прекрасно, пока некто не нарушил этот принцип власти и не сказал, что мы все равны и свободны. Не нужно подчиняться Богу. Так началось падение Люцифера.
Но самое удивительное, что тот же, кто выступил с речами о свободе, свободе от Закона и от власти Бога, после этого всех «любителей свободы» заключил в самое ужасное рабство и создал новую систему власти. Без сомнения, ту систему, что создал дьявол, сложно назвать замыслом Бога. Так вот «Всякая ли власть от Бога?».
Что касается политических властей этого мира, тоже не все так просто. Ту же римскую власть, которой Христос призывал возвращать подати, Он же в Откровении изобразил кровожадным чудовищем, руководимым непосредственно дьяволом. Это говорит не о двойных стандартах, а о том, что в политическом мире мы поддерживаем власти как систему, что должен быть порядок, не должно быть анархии. Так установил Бог. Мы поддерживаем власть налогами для обеспечения безопасности и социальной защиты. Но, мы не можем поддерживать власть, которая ведет к деградации моральных и духовных ценностей, попранию Закона Божьего, лишению свободы вероисповедания. Это еще одна причина необходимости обращать наше внимание на власть имущих. Ведь это мы соль земли, а не они. И с нас спросится в первую очередь, а не с них, за моральное состояние нашего общества.
Пастор Александр Мещеряков