Это бесспорно, что десять заповедей запрещают создание образов для поклонения им, включая всякое изображение того, что на небе или на земле, предметы искусства, скульптуры или изображения, вырезанные из материала. Однако запрещает ли эта заповедь подобные виды искусства без поклонения этим изображениям? Как Вы заметили, в святилище были изображения херувимов. Однако им никто не поклонялся. Мы должны быть предельно осторожными, чтобы избежать крайних позиций. Подобный совет мы находим в трудах Э.Уайт. Ниже будут приведены несколько цитат, отвечающих на поставленный вопрос.
Э.Уайт описывает такую ситуацию в одной церкви, когда: «некоторые привносили ложные критерии (на основании которых человек мог принадлежать адвентистской церкви), представляя свои идеи и побуждения как критерий для других людей, преувеличивая те вопросы, которые не имели большой значимости, становясь фанатичными людьми и придерживаясь крайних позиций». Она говорит, что подобным критерием веры было следующее: «Некоторые считали вопрос одежды самым важным, критикуя те элементы одежды, которые носили другие люди, осуждая тех, кто не соответствовал их идеям.
Некоторые осуждали использование изображений, утверждая, что вторая заповедь запрещает подобное, и все, связанное с ними, должно быть уничтожено». Далее следует: «Были мужчины, которые осуждали использование изображений, требуя, чтобы все, связанное с ними, было уничтожено. Они дошли до такой крайности, что осуждали использование часов с фигурами или картинками» (Евангелизм, с. 215, 216).
В другом высказывании Э. Уайт объясняет более детально некоторые принципы, которые мы должны помнить. Искусство не рассматривается как грех. Но если большие суммы денег затрачены на иллюстрации, которые повысят стоимость книг, это может стать формой идолопоклонства.
«Вторая заповедь запрещает поклонение изображениям, но Сам Бог использует картины и символы для того, чтобы пророки могли передать людям содержание пророчеств, которые невозможно понять лучше другим способом. Он обращается к пониманию посредством зрения. История в пророчествах была представлена Иоанну и Даниилу в символах, чтобы они «начертали ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог понять».
«Это верно, что слишком много денег тратится на иллюстрации. Большие суммы денег, которые могли пополнить сокровищницу Божью, заплачены художнику. Но то зло, которое могут причинить церкви придерживающиеся крайних позиций, будет большим, чем то, что они пытаются исправить. Очень сложно сказать, где граница, когда изображение становиться грехом. Но те, кто любит Бога, и всем сердцем желает соблюдать его заповеди, не останутся без Его водительства. Господь не допустит, чтобы кто-то стал голосом совести другого человека. Работа сатаны заключается в том, чтобы отвлечь внимание людей от вести третьего ангела на какие-то незначительные вопросы, чтобы сердца и разум тех людей, которые желают возрастать в благодати познания истины могли быть ослаблены и остановлены в их стремлении, чтобы имя Божье не было прославлено в них» (Избранные вести, т. 1, с 319-320).
С другой стороны, умелое представление Христа может быть уместным в проповеди Евангелия. Иисус Христос оставил нам образ «доброго Пастыря», чтобы мы лучше понимали Его служение (Ин.10:14). Эллен Уайт видела картину с изображением Иисуса и говорила о ее полезности: «Бережная забота и охрана пастырем овец его стада хорошо иллюстрирует картину, которую я видела о добром Пастыре. Пастырь идет впереди, а стадо следует за Ним. Пастух несет беспомощного ягненка в руках, в то время как мать ягненка с доверием идет рядом с Ним. Исаия говорит о служении Христа следующие слова: „Он соберет овец рукою Своею и понесет их на груди“» (Служители Евангелия, с. 211).
В тексте Исход 20:4 используются слова, относящиеся к сотворению изображения. Одно из них пэсел, которое происходит от глагола, означающего «вырезать из дерева и другого материала или резать». Это, в частности, относится к деревянным изображениям.
Второе слово тселем, которое переводится как «образ», используется в Бытие, гл.1, где сказано, что человек создан по образу Божию. Исходя из этих слов, можно сказать, что это высказывание запрещает создание представителей божества.
Во всех этих случаях нужно отметить, что эти изображения связаны с поклонением им (стих 5). Во Второзаконии 4:15-19, 23-24 также объясняется эта мысль, особенно стих 19. Вы помните, что бронзовый змей, которого сделал Моисей в пустыне, стал ловушкой, потому что люди стали поклоняться ему. До этого момента этот змей имел совершенно другое значение. Он был символом Христа, дающего жизнь и исцеление.
Возникает проблема не с изображениями, но с их использованием. Относительно портрета Христа. Из приведенного выше, можно заключить, что изображение Христа приводит к греховному поступку, если изображения становятся предметом поклонения, то есть иконой. Но с другой стороны, утверждение о том, что всякое изображение Христа, является нарушением второй заповеди, не будет правильным толкованием Десятисловия.
Можно с уверенностью сказать, что Э. Уайт понимала вторую заповедь именно таким образом. Иисус стал человеком, чтобы мы могли понять, каков есть Бог. Изображения Христа в человеческой плоти, для лучшего понимания Его служения не противоречит библейским принципам до тех пор, пока это изображение не становится предметом поклонения.
Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год