Готова ли почва вашего сердца? | Размышления субботней школы
Если Евангелие — единственное средство, с помощью которого человечество может спастись, оно должно быть достаточно простым, чтобы каждый восприимчивый и смиренный человек мог его понять. Именно этого и добился Иисус: Он проиллюстрировал тайны Царства Божьего через простые, обычные и привычные действия и предметы жизни. Из Его притч «люди могли узнать о неизвестном через известное; небесное открывалось через земное»[1]. Иисус раскрывал тайны Царства Божьего силой рассказа, объясняя сложные доктрины на языке, понятном даже детям.
Многие из притч, рассказанных Иисусом, были придуманы не Им самим. Раввины первого века во времена Иисуса действительно умели учить с помощью притч, но притчи Иисуса были уникально эффективны. Когда Он извлекал уроки из повседневных историй и элементов природы, Он «говорил о вещах, которые сделал Своими руками и которые имели качества и силы, которые Он Сам им придал»[2].
С помощью этих притч Иисус обращался к самой разной аудитории — от учителей Закона до земледельцев. Его истории были понятны и созвучны повседневному опыту Его слушателей. Поэтому, когда Он сказал: «Царство Небесное подобно дрожжам, которые женщина взяла и размешала в шестидесяти фунтах муки, пока не сделалось тесто» (Мф. 13:33), каждая домохозяйка в Палестине первого века могла откликнуться на Его слова и запомнить их. Даже сегодня эти слова не утратили своей силы и актуальности.
Притчи Иисуса были предназначены как для того, чтобы открыть, так и для того, чтобы скрыть тайны Царства Божьего. Для смиренного и готового сердца, для тех, кто искренне стремится познать Христа, для тех, кто голоден и жаждет праведности, притчи были откровениями. Иисус сказал им: «Вам дано знать тайны Царства Небесного» (Матф. 13:11).
Когда эта же притча была рассказана тем, кто отверг Иисуса еще до того, как услышал о Нем, она не принесла никаких результатов. Те, кто презирал Его учение и относился к Его словам с безразличием и неверием, не понимали даже самых сильных притч о Царстве, как бы ясно они ни были сказаны.
Более того, чем больше они слушали Его речь, тем более оскорбительными становились для них Его слова. Во время суда над Ним Иисус смело заявил первосвященнику: «Ты сам это сказал! И говорю вам всем: отныне будете видеть Сына Человеческого, сидящего по правую руку Всемогущего, и увидите, как явится Он на землю на облаках небесных». Это заявление вызвало возмущение, и первосвященник в знак неодобрения разорвал свои одежды, воскликнув: «Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: «Это хула на Бога! Какие еще нужны нам свидетели?! Вы сами только что слышали богохульство!» Что скажете?» «Смерть ему!» – ответили они (Матф. 26:64-66 ИПБ).
У каждого из нас есть возможность услышать Божье Слово. Но то, как мы его понимаем или реагируем на него, зависит от состояния наших сердец.
Притча о сеятеле
Многие из нас, живущих в Северной Америке, покупают кукурузу в ближайшем продуктовом магазине или салат-латук, доставленный за 3100 миль (5000 км) из Перу, что резко контрастирует с повседневной жизнью слушателей Иисуса в их сельскохозяйственном обществе. Автор уроков субботней школы этого квартала подчеркивает важный момент: «Читая притчи Иисуса в Евангелиях, люди часто хотят быстро перейти к их толкованию»[3] Однако для первоначальных получателей этих учений эти истории отражали реальный жизненный опыт, который они наблюдали ежедневно. Этот контекст обеспечивал им более глубокое понимание и связь с посланиями Иисуса.
Представьте себе, что вы сидите на склоне холма и наблюдаете за фермером, обрабатывающим свое поле. Он копается в земле, аккуратно высаживая семена ряд за рядом. Пока вы наблюдаете за работой фермера, Иисус начинает рассказывать вам историю о сеятеле, который вышел сеять семена. Именно так притча о сеятеле была впервые рассказана слушателям.
В этой притче семя четко обозначено как Слово Божье. Иисус сказал: «Сеятель сеет слово» (Марка 4:14). Это относится к Евангелию Христа. Эллен Уайт уточняет это, говоря: «Семя, которым были посеяны самые драгоценные истины Его благодати»[4] Апостол Петр подтверждает эту концепцию в 1 Петра 1:23, где он пишет: «Ибо вы родились свыше, не от тленного семени, но от нетленного, через живое и непреходящее слово Божие». Почва, в которую сеется семя, — это сердце слушателя. Иисус объясняет: «Когда они услышат, тотчас приходит сатана и отнимает слово, посеянное в сердцах их» (Марка 4:15).
Хотя в большинстве библейских подзаголовков эта история называется «Притча о сеятеле», она не сосредоточена в первую очередь на сеятеле. На самом деле, в отличие от притчи о пшенице и плевелах, где сеятель прямо указан, в этой истории мы не знаем, кто он. Более того, опыт и навыки сеятеля не являются главной темой этой притчи; важнее состояние четырех различных типов почвы. Что мы понимаем о характере сеятеля, так это его щедрость. Он без разбора разбрасывает семена, свободно разбрасывая их независимо от типа почвы. Цель сеятеля — чтобы ни одно семя «не вернулось к Нему пустым» (Ис. 55:11), но чтобы оно выросло и принесло плод.
Мне нравится, что сеятель посеял одни и те же семена на разных типах почвы. Семена, упавшие на обочину, были того же качества, что и те, что упали на хорошую почву. Это еще раз подчеркивает, что в центре внимания этой притчи не обязательно сеятель или семена, а скорее четыре типа почвы. Эту притчу можно было бы назвать «Притча о четырех почвах».
Почва на обочине дороги
Вернитесь на воображаемый склон холма в Израиле первого века и посмотрите, как фермер вспахивает свое поле на глубину 6-8 дюймов, чтобы подготовить почву к посеву, как было принято в те дни. Для посева он использует технику разбрасывания: берет горсть семян из мешка и разбрасывает их по полю. Часть семян попадает в почву, а часть неизбежно падает на обочину. Этот участок фермы — фактически нерасчищенная пешеходная дорожка. Она твердая, компактная, сухая и не подходит для роста любого семени, независимо от его качества. Вы наблюдаете, как птицы поедают некоторые из этих семян. И вы представляете, что некоторые из них могут быть растоптаны прохожими. Семена, попавшие на обочину, не имеют ни малейшего шанса прорасти.
Слушатели на обочине представляют собой людей с закрытыми умами, в сердца которых Евангелие не может проникнуть. Книжники и фарисеи думали, что они уже знают истину. Еще до того, как Иисус открыл Свои уста, чтобы учить, они уже отвергли Его учение. Они имели уши, но не слышали; они задавали вопросы не для того, чтобы понять, а чтобы обвинить Иисуса. Они считали, что истина всегда предназначена для других, а не для них самих. Их сердца были твердыми и непроницаемыми, как придорожная почва.
Положение слушателей, стоящих на обочине, самое плачевное. Неверие засорило их разум, не давая Духу возможности работать над их сердцами. Фактически, они позволили сатане решать, что останется, а что нет в их сердцах. Они духовно мертвы, оцепенели и нечувствительны к духовным истинам, как это изображено в виде сухой затвердевшей почвы. Слушатели на обочине — это те поверхностные слушатели, на которых истины Евангелия не оказывают длительного воздействия. Состояние их сердца стало «дорогой для движения мира, его удовольствий и грехов»[5] Они не видят нужды в Евангелии, они «Упрямые люди, обрезаны вы, но язычники сердцем и к истине глухи!» (Деян. 7:51 ИПБ). Они постоянно сопротивляются работе Святого Духа, Который трудится над почвой их сердец, чтобы сделать ее готовой к восприятию Слова.
Каменистая почва
Если поле перед посевом вспахано на глубину около 6-8 дюймов, то «каменистая» или «скалистая» почва означает не почву, смешанную с камнями, а почву с каменистым основанием под поверхностью. Это видно из текста, где упоминается, что некоторые семена упали на каменистую почву, где «не было много земли», и делается вывод, что там «не было глубокой земли». Обычно хорошие фермеры удаляют все видимые камни после вспашки, но каменистая почва, описанная в этой истории, не видна фермеру. Когда семена попадают в такую почву, они могут прорасти, но как только они начинают развивать достаточную корневую систему и готовиться к успешному росту, они быстро увядают из-за недостатка глубины и удержания влаги в почве.
Прошлым летом я посадил многолетние растения на переднем дворе. Все три растения хорошо прижились осенью и ранней весной. Однако одно из них начало медленно увядать в начале этого лета, а сейчас полностью погибло. Я всегда знал, что эта часть моего двора каменистая. Я надеялся, что мои растения получат силу благодаря почве, которую я добавил, когда сажал их прошлым летом. Но для этого растения этого оказалось недостаточно.
Слушатели на каменистой почве быстро принимают решение следовать за Иисусом, но так же быстро отступают. Эти люди поверхностны в своей вере, у них есть видимость благочестия, но нет его силы (2 Тим. 3:5). Они не пускают глубоких корней. Как отмечает Эллен Уайт, «подобно камню, лежащему под слоем земли, эгоизм естественного сердца лежит в почве их добрых желаний и стремлений»[6] Их решение следовать за Иисусом часто бывает эмоциональным, без учета стоимости ученичества. Они пытаются найти баланс между Словом и миром. В отличие от сторонних слушателей, они верят на время и принимают Слово с радостью. Однако их многообещающий ранний рост — это иллюзия; они находятся на расстоянии одного искушения или одного испытания от того, чтобы отказаться от дела.
Тёрнистая почва
Фермер продолжает сеять, и некоторые из Его семян падают среди сорняков. Почву, зараженную сорняками, очень трудно обрабатывать. Сорняки агрессивны и растут быстрее, чем большинство сельскохозяйственных культур. В некоторых частях света они настолько проблематичны, что фермеры прибегают к выжиганию целых полей, чтобы избавиться от них, но даже в этом случае сорняки часто вырастают снова. В современном сельском хозяйстве для борьбы с сорняками используются гербициды. Сорняки конкурируют с сельскохозяйственными культурами за основные ресурсы, такие как вода, питательные вещества и солнечный свет. Если сорняки вырастают выше посевов, они могут загораживать солнце, не позволяя культурам получать необходимый им солнечный свет. Иногда фермеры могут обманываться, думая, что все сорняки уничтожаются после вспашки поля. Но некоторые сорняки остаются. Посевы могут прорасти и вырасти, но они никогда не достигнут зрелости, если сорняки сохранятся.
Греческое слово «терния» — «аканта», обозначающее любое колючее растение, например чертополох. Эти растения известны тем, что подавляют другие растения, агрессивно конкурируя за такие ресурсы, как солнечный свет, вода и питательные вещества. Они начинаются с малого, но быстро одолевают урожай и занимают доминирующее положение на поле.
Лука определяет «тернии» христианской жизни как «заботы, богатства и удовольствия этой жизни». Марк описывает их как «однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания» (Марка 4:19). Слушатели на тернистой почве начинают хорошо, но никогда не достигают зрелости, потому что они пренебрегают удалением сорняков из почвы своих сердец.
Эллен Уайт заявляет: «То, чего не хватает слушателям на тернистой почве, — это нравственного преображения»[7] Они любят Евангелие до тех пор, пока оно не требует от них отказа от своих мирских устремлений. Некоторые из этих забот и стремлений, такие как образование и карьера, возможно, не являются злом по своей сути, но когда они ставятся выше Евангелия, то приводят к тому, что они сосредотачиваются исключительно на построении жизни здесь, пренебрегая жизнью будущей. Сорняки — будь то физические или духовные — непримиримы. Мы либо избавляемся от них, либо они душат нас.
В конечном счете, превращение наших сердец в добрую почву — это божественное чудо, ставшее возможным благодаря нашей готовности принять работу Святого Духа.
Хорошая почва
Хорошая почва, свободная от подстилающих камней, хорошо вспаханная, чистая и рыхлая, позволяет семенам пустить крепкие корни и расти без конкуренции со стороны сорняков. Такая почва дает урожай в тридцать, шестьдесят и даже сто раз, что означает обильный урожай.
Часто мы возлагаем всю ответственность за успех Евангелия на проповедника, ожидая, что он эффективно донесет Евангелие до слушателей и завладеет их сердцами. Это работа проповедника — изучать, готовиться, убедительно излагать Евангелие и преподносить его на понятном слушателям языке. Однако Иисус бросает вызов этому представлению, заявляя: «Имеющий уши слышать, да слышит» (Марка 4:9). Это перекладывает часть ответственности на слушателей — эффективность Евангелия также зависит от их открытости и готовности принять его. Каким бы искусным ни был проповедник, невосприимчивое сердце не будет преобразовано даже величайшим проповедником, Самим Иисусом.
Слушатель с доброй почвой — это тот, кто слышит слово и принимает его всем сердцем, со смирением и готовностью повиноваться. Такая почва не является хорошей сама по себе; она становится хорошей через возделывание. Эти слушатели позволили Святому Духу разрушить ожесточенные участки их сердец. Они позволили Христу удалить все сорняки, тернии и ложь, скрытые внутри. Они вняли призыву Духа: «Распахивайте целину свою, среди колючек не сейте» (Иер. 4:3 ИПБ).
Марк описывает урожай с доброй земли как «одни в тридцать раз, другие в шестьдесят, а третьи в сто». С точки зрения сельского хозяйства во времена Иисуса, такие урожаи были бы поистине удивительными. [8] В перспективе средняя урожайность пшеницы в США в 2023 году составит 48,6 бушелей с акра[9], что соответствует примерно сорокакратному приросту. Даже с учетом развития сельскохозяйственных технологий, включая ГМО и пестициды, урожайность может достигать лишь сорокакратной величины. Урожай в тридцать, шестьдесят или сто раз во времена Иисуса был бы не чем иным, как чудом. Хорошая почва — это почва чудес; измененное сердце — это сердце чудес, и Бог действует в наших сердцах, если мы позволим Ему совершить это чудо.
В конечном итоге преобразование наших сердец в добрую почву — это божественное чудо, ставшее возможным благодаря нашей готовности принять работу Святого Духа.
Удивительно, но даже придорожная, каменистая и тернистая почва может быть восстановлена и превращена в хорошую почву, если мы позволим Святому Духу работать в наших сердцах. Это преобразование — выбор, который мы должны сделать. Как урожай «у одних в тридцать раз, у других в шестьдесят, а у третьих в сто» является чудесным, так и преображенное сердце — это чудо Божьей работы. Этот процесс требует нашего активного участия и готовности позволить Богу возделывать наши сердца, чтобы собрать небывалый урожай.
Сеятель готов сеять. Готова ли почва вашего сердца?
[1] Эллен Г. Уайт, Наглядные уроки Христа (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1900), с. 17
[2] Там же, с.18
[3] Книга Марка, Руководство по изучению Субботней школы 2024 года, с. 31
[4] Эллен Г. Уайт, Наглядные уроки Христа (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1900), с. 33
[5] Там же, с. 44
[6] Там же, p. 46
[7] Там же, p. 50
[8] Фрэнсис Д. Никол, изд. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня, том 5 (Review and Herald Publishing Association, 1980), 405.
[9] https://www.statista.com/statistics/190356/wheat-yield-per-harvested-acre-in-the-us-from-2000/#:~:text=According%20to%20the%20report%2C%20the,acre%20from%202021%20to%202023
Сет Аманква — консультант по телекоммуникациям и член церкви Nepean SDA, Оттава, Канада.
По материалам Adventist Review