Вопрос:
В книге Чисел описывается, как однажды Моисей не совсем точно выполнил Божье повеление. Бог приказал патриарху, чтобы тот сказал всего лишь слово скале – и она даст воду (Числ. 20:8), а Моисей вместо этого дважды ударил по скале (Числ. 20:11). Скала дала воду, но Господь посчитал поступок Моисея большим грехом. Из-за этого греха Моисей не вошел в Обетованную землю (Числ 20:12). У современного читателя, конечно же, возникает вопрос: почему Господь так строго наказывает Моисея за столь, казалось бы, невинный поступок?
Более того, происшедшее в Кадесе (Числ. 20), очень напоминает ситуацию в Рефидиме, когда Бог сказал Моисею, чтобы тот ударил по скале с такой же целью (Исх. 17:6). Почему в одном случае ударить по скале было нормально, а в другом случае это был грех с печальными для Моисея последствиями?
Тысячи разных мнений…
Вопрос о том, в чем же заключался грех Моисея, волновал исследователей Библии всегда. За более чем две тысячи лет толкования Пятикнижия было предложено множество объяснений. Как правило, исследователи пытаются найти грех либо в словах, сказанных Моисеем, либо в действиях патриарха, либо и в том, и другом. Так, например, средневековый еврейский богослов Рамбан (1195-1270) утверждал, что вместо того, чтобы сказать «разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ. 20:10), Моисей должен был сказать: «разве Ему (Богу) произвести из этой скалы для вас воду?» Таким образом, Рамбан считал, что грех Моисея заключался в том, что он славу чуда приписал себе (и Аарону), а не Всевышнему.[1] Другие еврейские экзегеты считали, что грех Моисея заключался в том, что он ударил по скале.[2] Ибн Эзра предположил, что грех патриарха заключался в том, что он проявил неправедный гнев и назвал израильтян «непокорными».[3] А в одной современной монографии, посвященной этому вопросу, утверждается, что Моисей не по назначению использовал посох Божий и таким образом извратил повеление Господне.[4]
Интересное объяснение греху Моисея было предложено Отцами церкви. В свойственной тому времени аллегорической манере, они видели в скале, по которой Моисей ударил посохом, прообраз Христа. Таким образом, ударив дважды по скале, Моисей не сумел правильно отразить ветхозаветную типологию: удар по скале в Рефидиме, чтобы произвести воду, типологически указывал на смерть Христа. Но Христос умер только однажды на кресте, поэтому не надо было еще раз бить по скале. Данную интерпретацию можно было бы отвергнуть как основанную на аллегории, но похоже, что Павел также видел в скале прообраз Христа (1 Кор. 10).
Хотя каждое из этих объяснений может быть правильным по своей сути, все-таки хотелось бы найти в самом тексте Священного Писания толкование причины Божьего гнева на Моисея. Для этого давайте в первую очередь обратимся к контексту.
Восстания в книге Чисел
Средняя часть книги (гл. 11-25) посвящена печальной истории восстания Божьего народа. При чем это восстание описано как прогрессирующее – оно распространяется от периферии к центру. Самое первое восстание начинается на краю стана (Числ. 11:1) Затем поднимают восстание пришельцы, те, кто не были коренными израильтянами, но присоединились к народу Божьему при выходе из Египта (Числ. 11:4), после этого восстают главы колен (Числ. 13-14), затем описано восстание левитов (Числ. 16-17) и, наконец, Библия повествует о грехе самого Моисея (Числ. 20). Посреди стана находилась скиния, и восстание постепенно от краев продвигается к центру, и в конце концов, участником восстания становится Моисей, человек, который чаще всего входил в скинию.
Портрет Моисея в книге Чисел резко меняется после того, как он согрешил. Хотя он продолжает оставаться вождем народа, его лидерство уже не такое успешное, как раньше. Например, в Числ. 22-24 Израиль благословляется, но не Моисеем, а другим пророком – Валаамом. В Числ. 25 описывается один из самых ужасных грехов первого поколения израильтян, идолопоклонство и блуд при Ваал-Фегоре, и в этом повествовании Моисей показан очень пассивным. Он не ходатайствует за народ, как прежде; более того, он не может ничего сделать, чтобы остановить это восстание. И самое главное, Моисею отказано в том, чтобы войти в Обетованную Землю. А ведь это была мечта всей его жизни.
В чем же заключался грех Моисея?
В описании действия Моисея есть одна деталь, на которую зачастую не обращают внимание. Прежде, чем ударить по скале, Моисей поднял руку (Числ. 20:11). Это действие описано на еврейском языке с помощью глагола rum. Использование именно этого глагола в данном случае имеет особое значение. Дело в том, что в еврейском языке есть другой глагол, который часто используется для описания подобного действия – это глагол nasa’, значение которого также «поднимать». В Библии можно найти много случаев, когда глагол nasa’ используется вместе со словом «рука» (например, Пс. 10:2, 27:2). Использование глагола rum в данном случае связывает поступок Моисея с описанием греха «дерзкой руки» (Числ. 15:30).
«Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего» (Числ. 15:30).
Грех дерзкой руки – это такой грех, когда человек открыто осознанно грешит против Бога. Пример подобного греха описан сразу же в Числ 15:32-35 – человек собирал дрова в субботу, он знал о заповеди, но делал это наперекор Божьей воле. Выражение «дерзкая рука» дословно на еврейском языке значит «поднятая рука», при чем в этом выражении используется тот же глагол rum («поднятая рука» = yad ramah), что и в описании поступка Моисея. Как указывает Джейкоб Мильгром, выражение «дерзкая (поднятая) рука» является метафорой, смысл которой становится понятным, если взглянуть на статуи или статуэтки богов, изображенных с поднятой вверх правой рукой, в которой чаще всего помещалось копье, топорик или же стрела молнии. Точно так же деяния Бога очень часто описываются как совершенные поднятой рукой (Исх. 14:8; Числ. 33:3)[5]. Другими словами, грех дерзкой руки – это когда человек открыто выступает против Бога и ставит себя на Его место.
Тот факт, что грех Моисея описан как поступок «поднятой руки», весьма красноречив. Подобные вербальные параллели весьма неслучайны. Это приводит нас к выводу, что Моисей как раз и совершил грех дерзкой руки. Конечно, это не значит, что если кто-то поднимет руку, то он автоматически совершит грех дерзкой руки. Здесь важно внутреннее отношение человека. В случае Моисея как его слова, так и его поступки, показывают, что он действительно восстает против Бога и приписывает себе ту славу, которая принадлежит только Творцу.
Согласно Числ. 15:30-31, человек, который совершил грех дерзкой руки должен истребиться из народа. Другими словами, если Моисей совершил такой грех, то он должен умереть. И вот здесь современный читатель Библии опять может возразить: как же так, Моисей всю жизнь был верен Богу, в конце согрешил, и теперь вся его прошлая жизнь перечеркнута?
Наказание и милость
Бог в Библии представлен как справедливый и милостивый. Он прощает грешника, который искренне кается. Хотя в Библии не описано покаяние Моисея, в дальнейшем мы видим, что его отношение к Богу меняется. Случай, описанный в Числ. 20, был порывом слабости, о чем впоследствии сам Моисей сожалел. Но Бог – это великий Бог. Он может, сохраняя справедливость, оставаться милостивым Богом. Так и происходит в случае с Моисеем. Моисей был наказан за свой грех и не вошел в Обетованную Землю, но после смерти Моисея Бог воскресил его и забрал в Небесный Ханаан. Об этом мы знаем как минимум из двух других книг Библии: Иуда 9 и Мф. 17. Итак, данная история еще раз показывает то, что нет такого греха, который Бог не мог бы простить человеку, если тот с искренним раскаянием приходит к Нему.
Феликс Понятовский, Доктор теологии
[1]Ronald H. Isaacs, Entering the Biblical Text: Exploring Jewish Values in the Torah (Hoboken, NJ: KTAV Publishing, 2001), 87.
[2]Jacob Milgrom, Numbers, The JPS Torah commentary (Philadelphia: Jewish Publication Society, 1990), 448.
[3]Johnson Lim Teng Kok, The Sin Moses and the Staff of God: A Narrative Approach (Assen, Netherlands: Van Gorcum, 1997), 111.
[4]Там же, 166.
[5]Milgrom, Numbers, 125.
По материалам Института Библейских Исследований