Четвертая глава — это глава сопоставлений. Кохелет сравнивает разные реалии и делает выводы. Эти выводы очень неоднозначны.
Сравнение первое — живые и мертвые
И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их— сила, а утешителя у них нет.
2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. (Ек.4:1-3)
Мысль очень проста — мертвые счастливее, чем живые. Те, кто еще не жил — еще счастливее. Что тут скажешь. Не хотелось бы такого счастья. Но Кохелет и не говорит, что быть мертвым — самое большое счастье. Реальным счастьем было бы жить в мире без зла (т. 3).
Сравнение второе
4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это— суета и томление духа!
5 Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
6 Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. (Ек.4:4-6)
Это сравнение тоже очень условно. Здорово было бы иметь пригоршни с покоем. Это было бы еще лучше.
Сравнение третье
7 И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
8 человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это— суета и недоброе дело!
9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется. (Ек.4:7-12)
Тоже сравнение неоднозначное. Интересно, что тут сказано — нитка, скрученная втрое, не скоро порвется. Не сказано, что она не порвется вообще. Нужно помнить, что в уме Кохелета — неотвратимость смерти. Двоим лучше, чем одному, но рано или поздно смерть нанесет удар. И преимущество обернется утратой.
Сравнение четвертое
13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это— суета и томление духа! (Ек.4:13-16)
Опять же, альтернатива интересная — неужели не бывает мудрых царей, способных принимать советы? Неужели нет богатых и умных людей? И неужели не бывает бедных глупцов?
В этой главе Кохелет подбрасывает нам пищу для размышлений. Он сравнивает две вещи и говорит, что одна из них лучше другой. Но даже то, что лучше — недостаточно хорошо. Даже бедный юноша, ставший царем, принесет благо многим людям, но те, кто будут после, не извлекут пользы из того добра, что этот царь сделает. Поэтому в этом мире можно выбирать лучшее, есть альтернативы. Но даже самое лучшее, что можно выбрать в этом мире, недостаточно хорошо.
Кроме Иисуса
Иисус — бедный и умный юноша, который вышел не просто из темницы, но из могилы. И он приносит благо не только своему поколению, но Иисусом радуются все спасенные, которые родились до Него, и все спасенные, которые родились после.
…тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.13:43)
В царстве Иисуса будут пригоршни с покоем. Там благополучие не будет производить зависть и соперничество. Там живые не увидят злых дел. Там друзья не будут знать утрат.
Сегодня Бог ждет от нас разумного выбора. Выбора следовать за ним. И Он выведет нас из темницы греховного мира в свет Своего Царства.
Пастор Денис Медведев