Видел я Господа — размышления над ежедневной главой

Исайя 6 глава

ГосподьЭта глава имеет два смысловых акцента: крайняя развращенность Божьего народа и — по контрасту с ней показана святость Божия.

Если в первых главах звучит Божье приглашение упорному, погрязшему в грехах человеку прийти к Нему, то в 6 главе показана встреча Бога с человеком, где Бог являет Себя пришедшему.

«Его мысли устремлялись к Богу, он тревожился не только за себя, но и за храм, величественный в своем блеске и великолепии, он тревожился за друзей и близких, за беспечный народ, наполнявший дворы храма. Ничем нельзя восполнить отсутствие Божьего Духа во время богослужения. И чуткая, боголюбивая натура пророка, исполненная благоговения, особенно остро ощущала эту пустоту» (Р.Волкославский «О Библейских пророках»).

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.6:1)

Когда царство Озии подходило к концу, управление лежит на сыне Иоафаме. 2Пар.26:4,5

Озия 52 года царствовал «делал угодное во дни Захарии, поучавшего его…» 2Пар.26:16

«Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его — сделался преступником перед Богом…»

Состояние Иудеи во дни царя Озии и после его смерти

О последних годах жизни царя Озии мы узнаем из Второй книги Паралипоменон, главы 26.

«Царь Озия, человек предусмотрительный и предприимчивый, потратил немало сил, чтобы благоустроить города Иудеи и укрепить обороноспособность государства. Царь строил стены, возводил башни, принимал парады своих многочисленных полков. Это настолько занимало его, что чувство благоговения перед святыней постепенно в нем угасло. Та незримая черта, которая отделяет возвышенное и небесное от обыденного и земного и проходит в глубине человеческого сознания, незаметно исчезла. Царя искушала мысль о том, что ему все подвластно, все дозволено, все доступно — и даже храм, святое святых и жертвенник курения, к которому приступали только священники — служители Господни.

И вот он, смелый и дерзкий, с кадильницей в руке входит во святилище. Первосвященник и служители, потрясенные неожиданным появлением царя, уговаривают его покинуть святое место. Гнев охватывает всемогущего монарха, гнев, сменяющийся ужасом, ибо он замечает на своем теле неожиданно появившиеся признаки проказы. Потрясенный случившимся, он поспешно покидает дворы храма, чтоб больше не входить туда. И несчастный царь с несколькими слугами поселился за чертой города.

Царь Озия в дни своего благоденствия был воплощением национальной мощи и величия, в последние же годы жизни он стал живым примером совершающихся праведных судов Божьих. Все знали об этом, все говорили об этом, все трепетали при воспоминании о телесной проказе, но далеко не все искали чистоты сердца и спешили оставить прежний образ жизни» (Р.Волкославский «О Библейских пророках»).

Что сделал Озия и почему его грех был так тяжел?

2Пар.26:16 «воскурил фимиам»

«Когда священник воскурял фимиам перед Господом, он обращал свой взор к ковчегу, и, когда облако курения поднималось, Божественная слава опускалась на престол благодати и наполняла Святое Святых. Подобно тому, как и в прообразном служении священник верой взирал на престол благодати, который он не мог видеть, так и народ Божий должен теперь направлять свои молитвы ко Христу, своему Великому Первосвященнику, Который, оставаясь невидимым для человеческого взора, ходатайствует за них в горнем святилище.

Фимиам, поднимающийся с молитвами Израиля, символизировал заслуги Христа, Его совершенную праведность, которая через веру вменяется Его народу и только посредством которой принимается Богом служение человеческих существ» (Е.Уайт «Патриархи и пророки»).

«Видел я Господа, сидящим на престоле…»

Сердце Исаии было наполнено скорбью от того, что умер некогда великий царь и от того, что с ним, казалось, исчезли и мечты о величии Иерусалима.

Неужели слава Божья навсегда оставила недостойных людей? И вот именно в этот час пришел чудесный ответ, ответ Бога на вопрос человека. Он видел «Господа на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм».

Великий храм вместил только края Его риз. Ин.12:35-41

«Видел я Господа, сидящего на престоле…» Встреча с Богом Исх.29:42-43

«Пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою.

Там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею … и буду их Богом».

Бог открывает себя и говорит…

Почему народ боялся встретиться с Богом?

Суд.13:22 «Верно мы умрем, потому что видели Господа».

Благоговение

«На примере святости, окружавшей земное святилище, хри­стиане должны научиться правильному отношению к месту, где Бог встречается со Своим народом. То благоговение, какое народ в древности испытывал к святилищу, где он встре­чался с Богом во время служения, в большей мере исчезло. И, тем не менее, Сам Бог дал все необходимые указания относи­тельно Его служения, подымая его над всем временным и пре­ходящим.

Дом — это святилище для семьи; отдельная комната или уединенное место на лоне природы — святое место для лично­го поклонения; но дом молитвы — это святилище для всего со­брания.

Поклоняющиеся Богу должны вести себя, как если бы они находились в зримом присутствии Бога». (Свидетельства т.5. «Субботние собрание. Поведение в Доме Божьем»).

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис.6:2).

Общее служение земли и неба Ис.57:15

«Серафимы, которых видел Исаия, имели по шести крыл (сравните с четырехкрылыми существами, которые предстали в его видении Иезекиилю; Иез.1:5,11). Двумя закрывал каждый лицо свое — очевидно, в знак смирения перед Богом; и двумя закрывал ноги свои — возможно, в знак служения Ему (впрочем, толкуют это и так, что все четыре крыла служат серафимам, чтобы закрывать все тело свое перед Божиим величием). Два крыла, служащие серафимам для полета, в то же время являются символом их постоянной духовной активности» (комментарии).

Исаия слышал, как они… взывали… друг к другу… свят… Господь Всемогущий«.

В троекратном этом повторении выражена идея высшей полноты Его святости. Вся земля полна славы Его! — восклицали серафимы (сравните Чис.14:21).

3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. (Ис.6:3-4)

Ис.6:3 «Вся земля полна славы Господней».

Этот текст также указывает на будущее — наше время» Откр.14:6 Откр.18:1

3,4 текст «от гласа восклицающих» и » дом наполнился курением»

«Перед завесой Святого Святых находился жертвенник вечного ходатайства, а перед Святым — жертвенник постоянного искупления.

В то время, как священники утром и вечером входили в Святое для воскурения фимиама, во внешнем дворе на жертвеннике была приготовлена для приношения ежедневная жертва. Это было особенное время для молящихся, которые собирались у скинии. Прежде, чем предстать перед Богом через служение священника, они должны были внимательно исследовать свои сердца и исповедать свои грехи. С лицами, обращенными к святому месту, они объединялись в тихой молитве. Таким образом, их моления возносились с облаком фимиама в то время как вера их покоилась на заслугах обетованного Спасителя, символически представленного искупительной жертвой.

Часы, предназначенные для утреннего и вечернего богослужений, почитались священными, и весь иудейский народ наблюдал их, как время, отведенное для молитвы. В этом обычае христиане видят пример утренней и вечерней молитв.

«Ангел, держащий «золотую кадильницу: и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом» Откр.4:5; 8:3.

5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Ис.6:5

Обратите внимание:

«ГореВам» (Ис. 5:6, 20-22,18,8,11)

«Горе Мне» Ис.6:5

«Он постиг святость Божью и одновременно свою человеческую греховность. Исаия не был беззаконником, но святость Божья явственно открывала ему, что он в ней нуждался. Исаия восклицает: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами!» (Ис.6:5)

Его внутренний настрой был совершенно противоположен духовному состоянию царя Озии, когда тот вошел в храм ( Р.Волкославский «О Библейских пророках»).

6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Ис.6:6-7

Как небо реагирует на искренние молитвы?

«Бог не послал проказу на сокрушенного и трепещущего мужа, нет! Он послал огнекрылого Серафима, который взял горящий уголь с жертвенника и коснулся им уст пророка. Этот огонь не причинил ему боли. Исаия только почувствовал, что грех удален от него. Огонь Божий губителен для нераскаявшегося носителя греха, но очистителен для кающегося сердца» ( Р.Волкославский «О Библейских пророках»).

Когда это возможно?

1ст. — увидеть, встретиться с Господом.
Увидеть Его славу.
Участие в прославлении и поклонении вместе с небожителями.

Раскаяние.
«уголь с жертвенника» коснулся…

Очищение.

Чем является каждая суббота

«Перед началом субботы ум и тело нужно освободить от мирских забот. Бог поставил Свою субботу в конце рабочей недели, чтобы люди могли остановиться и поразмыслить над тем, чего они достигли за шесть дней для приготовления к чистому царству, в которое не допускаются нарушители Зако­на Божьего. Каждую субботу нам следует оценивать свое ду­ховное состояние, определяя, принесла нам минувшая неделя духовную прибыль или убыток» Свидетельства, т.6, с.265).

8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Ис.6:8

«Для каждого есть свой труд. Всякая душа, которая верит истине, должна знать свое назначение и место, говоря: „Вот я, пошли меня“» (Свидетельства для Церкви, т.6, с.49).

Теперь перед Исаией стояла труднейшая задача: «пойди и скажи народу сему». Сколь многогранна была его деятельность, повествует Книга, содержащая 66 глав, — самая большая из всех пророческих книг Библии.

Каким Бог видит служение народа? Какому народу проповедует Исаия?

Ис.1:2-4; 12-17

«Во дни Исаии духовное состояние народа было затуманено неправильным представлением о Боге» (Пророки и цари)..

9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ис.6:9-10

«Из-за частого пребывания во грехе душа становится нечуткой к святому веянию. Голос совести приглушается, внутренний слух атрофируется, а внимание сосредоточивается только на внешних силуэтах. Самопознание, столь важное в процессе познания, исчезает, и человек уносится со стремительным течением неосознанных обстоятельств. Богопознание — важнейшее в познании, — кажется чем-то далеким и нереальным. Таково оглушающее и ослепляющее действие греха: „И не уразумеют сердцем и ободрятся, чтобы Я исцелил их“.

Но почему бы Богу не явить Себя зримо перед теми, кто охвачен суетой, или хотя бы перед теми, кто праздно толпится в храме? Мы должны понять, что даже самое сильное откровение не производит массового обращения, возможен шок, испуг, временное потрясение, но неподготовленное сознание и воля останутся непреодолимыми барьерами для истинного обращения» (Р.Волкославский «О Библейских пророках»).

«Как долго продлится это безразличие? — вопрошает Исаия. — Надолго ли, Господи?»

11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
13 И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; [но] как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, [остается] корень их, так святое семя [будет] корнем ее.
Ис.6:11-13

Эти последние слова фактически охватывают все этапы дальнейшей истории Иудеи:

  • Нашествие халдеев и вавилонский плен;
  • Возвращение десятой части; во время Ездры вернулись из вавилонского плена едва ли 50 тыс. человек,
  • «Она опять будет разорена» — эти слова указывают на событие, совершившееся спустя 490 лет, т. к. во время римского нашествия Иудея была разрушена и взята в плен;
  • «Оставшийся после срубания корень» — «верный остаток», те, кто принял Евангелие.

Наконец, «святое семя» — Сам Иисус Христос, Который «будет Корнем ее» и станет основоположником Церкви Божьей в евангельскую эпоху.

Инна Кампен

Прокомментировать

© «Логос Инфо» Восточно-Днепровская Конференция церкви АСД, 2020
Использование материалов сайта LogosInfo.org разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.