Субботние обеды в доме молитвы — что об этом говорит Библия?

Торжественный обед в церквиСегодня я с грустью наблюдаю, как после окончания субботнего богослужения народ Божий быстро расходится по своим домам, считая, что поклонение Господу уже закончено. Естественно, возникает вопрос: неужели наш Бог не достоин поклонения в течение всего субботнего дня в доме молитвы? Неужели поклонение Ему — это только исследование Священного Писания на уроке субботней школы, проповедь священнослужителя, строго регламентируемое общее пение и несколько сольных номеров? А как же совместные трапезы, которые мы так часто встречаем на страницах исследуемого нами же Священного Писания?

Данное исследование посвящено именно теме совместного вкушения «мирной жертвы» на святом месте.

Ключевыми текстами, которые я буду рассматривать являются отрывок из Книги Второзакония 12:5-7 и из книги Э. Уайт «Путь ко Христу».

Второзаконие12:5-7

5 но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите,
6 и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;
7 и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой.

Эллен Уайт

«В древности Бог давал повеление израильтянам, когда они собирались вместе для служения Ему: „И ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь, вы и семейства ваши, о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой“ (Втор. 12:7). Все, что делается во славу Божию, должно делаться с радостью, хвалебными гимнами и благодарностью, а не в печали и унынии» [6, 103].

Выбранный мной отрывок для исследования побуждает меня искать ответы на вопросы:

  1. Что это за место, которое избирает Господь
  2. Почему нужно есть и веселиться перед лицом Господа
  3. Что именно из приносимого надлежит кушать
  4. Что такое «вторая десятина» в Библии

Чтобы ответить на вопросы к этому отрывку, его нужно рассмотреть в контексте. В помощь мы будем использовать комментарии Е. Уайт и иудейских авторитетных источников — комментарии Раши, Герца (Сончино) и Гирша.

1. Место, которое избирает Господь

С первого по третий тексты 12 главы Второзакония говорится о том, что израильтяне должны полностью истребить места поклонения язычников их богам, чтобы исчезло даже их имя (т.е. чтобы не было даже воспоминания о том, что таковые когда-либо существовали) — до самого основания «истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим… И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их…». Место же поклонения у язычников было «под всяким ветвистым деревом» (2 ст.)

4 ст. «но не делайте подобного для Бога Яхве»

Вот как об этом говорится у Раши: «Чтобы не воскурять Небесам (т. е. Предвечному) на всяком месте (какое выберете, подобно идолопоклонникам); но только на месте, которое Он изберет. …Однако (понимать следует так:) не делайте подобного их поступкам, а (в противном случае) ваши грехи приведут к тому, что разрушено будет Святилище, (возведенное) вашими отцами» [4].

Бог сразу ориентирует израильтян на то, что отношение к месту, где будет пребывать Имя Бога должно быть трепетным. Бог выбирает место (5), но пребывание имени Бога на этом месте должно осуществляться через пребывание там человека, чтущего Святого Бога, поклоняющегося Ему. И, как мы читаем в приведенной выше цитате Е.Уайт, это поклонение должно быть радостным, что вступает в яркий контраст с гнусным принесением человеческих жертв (Вт.14:31). Кроме того, согласно пониманию Раши, грехи идолопоклонства могут стать причиной разрушения Божьего Храма. Видимо, если не будет пребывать Имя Бога на этом месте через уста и жизнь поклоняющегося (Ис.29:13), Бог оставит храм и «не останется камня на камне» (Мф.24:2, ср.Иер.26:18). Не на всяком месте можно совершать жертвоприношения, но там, где укажет Господь. Раши на 5 ст говорит, что речь идет о Силоме (см.также Нав 18:1). А во Вт. 12:9 Раши различает в одном тексте два места поклонения — «место покоя», Силом, а «удел» — это уже Иерусалим. Также 10 и 11 он понимает только как Иерусалим, потому что речь идет о покое от врагов и безопасности, которая наступила при Давиде, ссылаясь на 2 Цар 7:1-2: «Господь успокоил его от всех окрестных врагов его… вот я живу в доме кедровом,а ковчег Божий находится под шатром».

Отвечая на первый вопрос: «Что это за место, которое избирает Господь», мы видим, как понимают ортодоксальные иудеи, что речь идет прежде всего об одном месте как центре поклонения всего народа, и до Соломона это был Силом, а потом Иерусалим. И Моисей в своей речи уже говорил именно об этом.

2. Есть и веселиться перед лицом Господа

Приведем по этому поводу некоторые цитаты из комментариев.

  • «Обязательные мирные жертвы (как, например, два агнца в мирную жертву; см. И воззвал 23,19). Десятина из скота и вторая десятина (доставляются), чтобы есть это в пределах городской стены (Йерушалаима). Однако в пустыне им было запрещено (есть) мясо непосвященных (животных), но только, если животное посвящали и приносили в качестве мирной жертвы. на 20 ст. [4, Сифре; Хулин 16 б]. Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения (ср. Пс.22:5; Лк.15:23) в Доме Божьем (Втор.12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали жертву благодарности (Лев.7:12,15; 22:29), жертву по обету и жертву по усердию (Лев.7:16; 22:21; Чис.15:3) [1];
  • «праздник приобретает характер благодарности за успех, сопутствовавший человеку в дни этого года» (ст. 7) [2];
  • «Такое празднование и такая радость жизни перед Лицом Бога, вблизи Святилища Его Закона — центра еврейского „поклонения Богу“ — это базисная характеристика
    иудаизма» [3].
  • «Все, что делается во славу Божию, должно делаться с радостью, хвалебными гимнами и благодарностью, а не в печали и унынии» [6, 103].

Но, помимо радости и веселья, возникает еще один важный момент в поклонении Богу — это страх Господний. Вот как об этом говорит Гирш в комментарии на Втор.14:22:«Излагаемый здесь закон о второй десятине тесно связан с этой же целью; то есть он призван поднять физическое наслаждение пищей до уровня священного долга, исполняемого на службе Богу и в виду Святилища Его Закона. Таким образом, «принятие пищи в присутствии Бога» фактически становится средством научить и приучить нас бояться Бога все дни нашей жизни, сравните: «чтобы вы научились бояться Бога, своего Бога, все дни своей жизни». Это полностью соответствует основному отличительному признаку поклонения Богу и тому идеалу человека, который выдвигает иудаизм» [3].

Отвечая на второй вопрос, почему нужно есть и веселиться перед лицом Господа, мы видим из различных источников, что это — выражение радости и благодарности Богу, примирение с Богом и ближними. Характер религии — это любящий, милующий Бог и благодарные, послушные Его дети. Однако необходимо помнить о своей зависимости от Него, «научиться бояться Бога» (14:22). Таким образом, как видно из вышесказанного, кушать перед лицом Бога — это тоже акт поклонения.

3. Что именно из приносимого надлежит кушать

Как мы уже затрагивали в предыдущем вопросе, это должно быть мясо мирной жертвы. Но это также зерновые, вино и масло.

Рассмотрим комментарии по этому вопросу.

«Нам разрешено есть только ту пищу (и даже ее лишь при определенных условиях и особым образом приготовленную), которая не будет угрожать нашей духовной и нравственной чистоте. Даже когда мы готовим животные продукты для питания, мы должны помнить, что человек призван и физически, и духовно возвыситься над животным»
(Вт.14:22) [3].

По комментарию Раши [4], дома можно есть увечное, т.е. не пригодное для приношения (15 ст.). А согласно 17 ст., то, что предназначено для поклонения — десятины, первенцев из скота, приношений и даров — дома есть запрещено, но только в месте, которое Бог избрал для поклонения Ему.

Таким образом, видим, что пища, которую можно вкушать перед лицом Господа, во-первых, не должна вредить духовному здоровью приносящего жертву; во-вторых, в месте, которое избирает Бог, есть нужно не увечное, десятины и приношения.

4. Что такое «вторая десятина» в Библии и как она использовалась

Нигде в Библии мы не встретим этого термина, поэтому стоит разобраться, на каком основании комментаторы используют термин «вторая», и каким образом мы можем участвовать в осуществлении замысла Божьего в этом вопросе.

К Вт.14:23. «Это вторая десятина, ибо (Писание) уже учило нас давать первую десятину левитам, как сказано: „…когда будете брать у сынов Исраэля и т. д.“ и дозволено им есть это на всяком месте, как сказано: „…и будете есть это на всяком месте“. Ты вынужден признать, что эта десятина (о которой сказано здесь, что ее едят исраэлиты в Йерушалаиме) является другой десятиной (это „вторая десятина“)» [4, В пустыне 18, 26, 31]

К Вт,12:18. «Если тебе нечего дать ему из (положенного ему в качестве) его доли, например, первой десятины, то дай ему «десятину бедного» (заменяющую собой вторую десятину в третьем и шестом году субботнего цикла); а если нет у тебя «десятины бедного», пригласи его (есть) твою мирную жертву [4, Сифре].

«Для того чтобы больше привлечь народ к участию в религиозном служении, в пользу бедных была определена вторая десятина от всей прибыли. По поводу первой Господь сказал: „А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего“ (Чис.18:21). Но относительно второй Он повелел: „И ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни“ (Втор.14:23; см.14:29; Втор.16:11-14). Эту десятину или равную ей сумму денег люди должны были в течение двух лет приносить в святилище. После приношения благодарственных даров Богу и особой части священнику оставшуюся долю люди использовали для религиозного праздника, в котором принимали участие левиты, странники, сироты и вдовы. Это делалось для того, чтобы люди, принося благодарственные дары и устраивая угощения во время ежегодных праздников, имели возможность находиться в обществе священников, левитов и получать наставления и ободрения во время служения. Каждый третий год вторая десятина использовалась для угощения левитов и бедных, как сказал Моисей: „…чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались“ (Втор.26:12). Эта десятина расходовалась в благотворительных целях и для оказания гостеприимства» [5, 530].

Втор.26:11-14. 11 и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя 12 Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, 13 тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне…

Как видим, в комментариях и Эллен Уайт, и Раши на текст Вт.12:6 упомянутая десятина названа «второй десятиной».

Э. Уайт [5, 530], комментируя Вт.12:6, использует текст Чис.18:21 для обозначения левитской — первой десятины. «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего»

Рассмотрим в контексте отрывок Чис.18:20-32

20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания;
22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть:
23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их….
26 объяви левитам… десятину из десятины,…
28 будете давать из них возношение Господне Аарону священнику;…
31 вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; (Чис.18:20-32)

Из этого отрывка видно, что есть десятину левитскую может только левит и его семья за службу в скинии собрания. Здесь не упоминаются вдовы, сироты и пришельцы. Поэтому, мы обнаруживаем разницу с десятиной в Вт.12,14,16,26 главах. И разница в том, кто может ее есть. А есть ее может в данном случае кроме левита сам приносящий, его семья, пришлец, вдова, сирота и раб, что в жилищах его. Левитская съедалась только семьей левита. Поэтому устной традицией нелевитская десятина называется «второй десятиной».

Рассматривая вопрос «второй» десятины, мы зададим несколько вопросов, чтобы увидеть ее основную суть и назначение:

  1. Когда откладывалась и приносилась вторая десятина согласно Писания, Духа пророческого и иудейских авторитетных комментаторов.
  2. Для кого она предназначалась. На какие категории людей распространялась «вторая» десятина.
  3. Какая ее основная цель. Какие проблемы она решала.

4.1. Когда откладывалась и приносилась вторая десятина согласно Писания, Духа пророческого и иудейских авторитетных комментаторов

Вторая десятина отделялась в 3-й год, согласно Втор.26:12, к концу 3-го года Втор.14:28 (У Раши — «в третьем и шестом году субботнего цикла» на Втор.12:18) «(отделение) десятин третьего года завершается в Песах четвертого года» [4]). Но, исходя из Втор.16:10-14, можно сказать, что это касалось праздников седмиц и кущей, т.к. упоминаются те же левит, пришелец, вдова и сирота, которые должны веселиться вместе с приносящим. А если объединить эти мнения, то, возможно, поедание второй десятины растягивалось на весь год на все три основных праздника: Песах, Седмиц и Кущей. Уайт пишет: «Эту десятину или равную ей сумму денег люди должны были в течение двух лет приносить в святилище. После приношения благодарственных даров Богу и особой части священнику оставшуюся долю люди использовали для религиозного праздника, в котором принимали участие левиты, странники, сироты и вдовы» [5,530], т.е в течение двух лет приносилась во Святилище, и после отделения особой части священнику он мог кушать оставшуюся часть с указанной выше группой людей. Но далее она пишет: «Каждый третий год вторая десятина использовалась для угощения левитов и бедных, как сказал Моисей: „…чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались“ (Втор.26:12). Эта десятина расходовалась в благотворительных целях и для оказания гостеприимства» [5,530]. Т.е., возможно, что вторая десятина приносилась Господу каждый год, но каждый третий год она использовалась только в благотворительных целях, и особой части священник в третий год не получал.

А вот комментарий Сончино на Вт.26:12: «В Торе упоминается три вида десятых частей: 1) первая предназначалась для левитов, не обладавших земельным наделом (см. Бемидбар, 18:21-32); 2) вторую должен был принести хозяин в Иерусалим и съесть вместе с членами своей семьи в пределах городских стен или выкупить (у самого себя) за сумму, соответствующую реальной стоимости плодов, которую он был обязан потратить в Иерусалиме (см. Дварим,14:22); 3) на третий год обязанность отделить вторую десятую часть заменялась на обязанность отделить десятую часть для бедных и неимущих (см. Дварим,14:29). Впоследствии эта десятая часть получила название маасер ани („десятая часть для бедных“). Третий год семилетнего цикла называли „годом устранения“. Часто человек, отделив положенные десятые части, оставлял их у себя дома, ожидая удобного случая, чтобы передать их тому из левитов или бедных людей, кому он хотел. Держать отделенные части урожая в доме достаточно долгое время считалось неправильным. В любом случае закон Торы требовал, чтобы все, что было отделено для других, было передано им не позже окончания третьего года семилетнего цикла. Придя в Храм, человек заявлял пред лицом Всевышнего о том, что он правильно исполнил заповедь, предписывающую отделять определенные части урожая для коhенов, левитов и бедных, и не оставил ничего у себя в доме, а передал тому, кому он считал нужным. 12. год десятин Год, когда отделяется десятая часть, предназначенная для передачи бедным» (курсив автора) [2].

Таким образом, мы видим разделение на три категории 1) левитская — ежегодная;
2) съесть вторую десятину с членами семьи в Иерусалиме — два первых года; 3) третий год — отдать вторую десятину бедным и левитам. Иначе говоря, мы можем увидеть священническую, семейную и социальную десятины.

4.2. Категории людей, которым предназначалась и на кого распространялась «вторая десятина»

Частично мы уже затронули этот вопрос выше. «И пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих» (Вт.14:28). Раши и Герц называют эту десятину «десятиной бедного», или благотворительной. Т.е. проявлялась забота о неимущих слоях населения. Е. Уайт [5,530] также называет вторую десятину благотворительной, которая распространялась на пришельца, раба, левита, возможно вдовы и сироты (бродяги или бомжа — дополнение автора). В Пс.67:6-7 Бог охарактеризован следующим образом: «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище…». Давид видел то, что сам Бог является Отцом и Судьей их, т.е. у них нет на земле никого, с кем бы они могли чувствоать себя уверенно и в безопасности среди людей. Одна надежда на Бога, и Он эту надежду принимает и берет на Себя ответственность за заботу о них.

Во Вт.12:18 ст. (б) содержится призыв радоваться о том, что ты можешь своими руками кормить себя, свою семью и благодарить Бога, выражая это тем, что накормишь того, кто не в состоянии себя содержать и прокормить. Христос сказал (Матф.25:40): «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Сегодня, когда одним из наиболее эффективных методов евангелизации является социальный евангелизм, обеды в доме молитвы после богослужений для членов церкви и гостей, зачастую бедных, отражают волю Бога, выраженную в приведенных выше текстах.

4.3. Основная цель «второй» десятины и проблемы, которые она решала

Вт.14:29 «и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать». Кроме благотворительности Э. Уайт указывает еще одну цель — гостеприимство и получение наставления и ободрения от священников и левитов: «Это делалось для того, чтобы люди, принося благодарственные дары и устраивая угощения во время ежегодных праздников, имели возможность находиться в обществе священников, левитов и получать наставления и ободрения во время служения. Каждый третий год вторая десятина использовалась для угощения левитов и бедных, как сказал Моисей: «…чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались» (Втор.26:12). Эта десятина расходовалась в благотворительных целях и для оказания гостеприимства [5,530]. Сегодня функцию наставления и ободрения за такой трапезой выполняют служители церкви, сидя за одним столом с членами церкви и гостями. В таком неформальном общении происходит более близкое знакомство друг с другом и церковью, и в непринужденной застольной обстановке можно задавать вопросы, касающихся разных сфер жизни во свете Божьего Слова. И все это содействует основной цели «…Чтобы там пребывало Имя Его…» (Вт.12:5). А как может пребывать Имя Бога, если не будет поклоняющихся Ему? В противовес Вт.12:3 — стереть имя богов языческих — не только уничтожить все, что могло напоминать о них, но Раши говорит что нужно даже переименовать их, «давая им клички позорные» (см. Раши на 12:3).

Из следующих комментариев мы можем увидеть, как часто и в какой последовательности отделялись десятины.

Раши на 26:12 «Когда завершишь отделять десятины третьего года. Писанием установлен срок устранения (из дома десятин) и провозглашения. Это канун Песах четвертого года, как сказано: К концу трех лет вынеси (всякую десятину твоих плодов того года и положи во вратах твоих)“, Вт.14:28. Здесь сказано к концу и в другом месте сказано: к концу семи лет“, Вт. 31:10–11, что касается собрания. Подобно тому, как там (во втором случае речь идет о) празднике восхождения, так и здесь (речь идет) о празднике восхождения. Тогда (вероятно) подобно тому, как там (речь идет о) празднике Кущей, так и здесь о празднике Кущей? Поэтому сказано: когда завершишь отделять десятины третьего года. (В виду имеется) праздник восхождения, когда десятины исчерпываются, и это Песах, ибо есть немало деревьев, (плоды) которых собирают после праздника Кущей. Следовательно, (отделение) десятин третьего года завершается в Песах четвертого года. И всякого, кто удерживал свои десятины (до сих пор), Писание обязывает устранить их из дома» [4,Сифре].

Приведем для сравнения некоторые отрывки из Книги Второзакония.

22 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, 23 и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. 24 Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, 25 то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; 26 и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. 27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. 28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; 29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать. Втор.14:22-29

11 И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его; 12 помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии. 13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; 14 и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих… Втор.16:11-14 (выделение автора).

Э. Уайт говорит относительно этого: «В древности Бог давал повеление израильтянам, когда они собирались вместе для служения Ему: „И ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь, вы и семейства ваши, о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой“ (Втор.12:7). Все, что делается во славу Божию, должно делаться с радостью, хвалебными гимнами и благодарностью, а не в печали и унынии» [6,103]. Конечно, Э. Уайт сделала гомилетический вывод из Вт.12:7. Мы попробуем этот текст исследовать в контексте главы, чтобы понять, имеем ли в нем основание для одобрения субботних послебогослужебных обедов в Доме молитвы или нет.

Можно ли кушать на месте, где происходит богослужение? — задают вопрос некоторые члены церкви, которых смущают совместные обеды христиан и приглашенных гостей после богослужения. Если есть отдельно пристроенное здание — проблемы нет, а если нет такого здания, то возникает вопрос: можно ли кушать в зале, где час назад поклонялись Богу? Мне была показана, как аргумент, цитата из Церковного руководства, где упоминается идея об осквернении места для богослужения, когда в нем едят, пьют и веселятся. Но прочитав его в разных переводах (английским я владею только при помощи словаря), я вижу совсем другую мысль.

Вот цитата из Свидетельств для Церкви, т. 9, которая приведена в Церковном руководстве в разделе «О сомнительных методах сбора средств для церкви»:

«Адвентисты седьмого дня решительно выступают против всяких методов сомнительного характера, направленных на получение денег для местной и общецерковной работы. «Когда необходимо собрать средства для духовных целей, к каким методам прибегают многие церкви? К ярмаркам, ужинам, продажам модных вещей, даже к лотереям и другим подобным затеям. Часто место, отведённое для служения Богу, оскверняется увеселениями и пьянством, куплей, продажей. Чувства уважения к дому Божьему и благоговения к Его служению ослабляются в сознании молодёжи. Границы воздержания постепенно стираются. Во многих проявляется эгоизм, неумеренный аппетит, любовь к хвастовству, и, не будучи удерживаемы, они всё более разжигаются» [7,91].

Вот другой перевод, который представлен в печатном издании церковного руководства Евро-Азиатского Дивизиона, и смутивший братьев в отношении обедов в доме молитвы. «Даже церковь, призванная быть столпом и основанием истины, поощряет эгоистичную любовь к удовольствиям. На что расходуются деньги, собранные для духовных целей? На благотворительные базары, ужины, празднества, даже на лотереи и т. д. Часто места, предназначенные для богослужения, оскверняются тем, что там едят, пьют, покупают, продают и веселятся. И таким путем в сознании юношества исчезает уважение к дому Божьему и благословение к Его служению. Преграды для воздержания и сдержанности ослабели. Поощряются и укрепляются, по мере потворства, такие качества, как эгоизм, аппетит и любовь к удовольствиям» [8,91].

Но даже в этом переводе не видно, чтобы осуждался братский совместный обед. Да, кушать это радостное времяпровождение, и Бог это одобряет во Вт.12:7, когда мы едим перед Господом на святом месте, радуемся и благодарим за даруемые Им благословения.

Радость бывает мирская, которая не лишена греховных мыслей и поведения, что и осуждает Дух пророчества. Речь также идет о некоей ярмарке, которая устраивалась, возможно, и с благими намерениями — сбор средств, быть может, на хорошее дело, но не в том месте. Место, предназначенное для богослужений, оскверняется такими мероприятиями. В переводе, приведенном в «Библиотеке 5», звучат шокирующие слова об увеселении с пьянством. Но ведь радость, о которой говорит Бог, не такая. Совместная трапеза перед Господом должна быть с веселием. Грех — кушать перед лицом Бога в унынии. Разного рода радость может быть, но если от Господа радость — почему же не радоваться? Почему благоговение должно восприниматься как что-то мрачное? Унылое служение — не в воле Бога. Об этом и пишет
Э. Уайт в своей книге «Путь ко Христу». И в Церковном порядке говорится не о братских обедах, но о сомнительных методах сбора средств.

Выводы

  1. В противовес язычникам, которые воздвигали жертвенники каждый, где ему вздумается, израильтяне призваны поклоняться Богу в том месте, которое Он сам изберет (Силом, Иерусалим, а в наше время — дома молитвы). Поклонение должно объединять народ Божий, а не производить индивидуалистов.
  2. Принесение мирной жертвы и совместная трапеза — это радостный праздник примирения, символ восстановленного общения с Богом; это праздник благодарности и радости, но в то же время и воспитание страха Господнего, понимание своей зависимости от Него. Таким образом, вкушать перед лицом Бога — это тоже акт поклонения.
  3. Пища, которую можно вкушать перед лицом Господа, во-первых, не должна вредить духовному здоровью приносящего жертву; во-вторых, в месте, которое избирает Бог, есть нужно не увечное, десятины и приношения.
  4. Комментаторы называют вторую десятину десятиной бедного, т.е. тем, что они должны отдать для неимущих в своем народе, странников, пришельцев, вдов и сирот. Они приравнивают эту десятину к мирной жертве (Раши), которую они обязаны съесть с таковым. Принесение второй десятины призвано способствовать привлечению народа к участию в религиозном служении, в служении бедным. Левитская десятина и вторая десятина — это не одно и то же. На сегодняшний день, по мнению автора, обеды в доме молитвы после богослужений, как для членов церкви, так и для гостей, зачастую бедных, отражают волю Бога относительно второй десятины или совместного вкушения мирной жертвы как жертвы благодарения и примирения. И такие обеды не имеют ничего общего с теми сомнительными ярмарками и приемами пищи в доме молитвы, о котором говорится в Свидетельстве для Церкви и Церковном руководстве.
  5. Совместное поклонение Богу на избранном Им месте — это радость, но ни в коем случае не уныние. А радость в Господе — это мощное средство предохранения от греха как отдельного чада Божьего, так и всего Его народа, это наиболее сильный объединяющий фактор.

Пастор Владимир Ярош

Используемые источники:

  1. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь.
  2. Комментарий Сончино. Примечания к книге Дварим. Интернет-ресурс: http://vadymzhuravlov. blogspot. com/2010/07/blog-post. html Второзаконие: обзор
  3. Рав. Гирш Ш.-Р. Комментарий на Второзаконие. Интернет-ресурс: http://www.machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde03_3.htm
  4. Тора с комментарием Раши. Интернет-ресурс: http://www.chassidus.ru/library/tora_inline/bereyshis/bereyshis.htm
  5. Уайт Є. Патриархи и пророки.
  6. Уайт Є. Путь ко Христу.
  7. Уайт Є. Свидетельство для Церкви, т. 9. — Электронная программа «Библиотека-5»
  8. Уайт Є. Свидетельство для Церкви, т. 9. — Электронная программа «Цитата из Библии»
  9. Церковное руководство Адвентистов седьмого дня.
  1. Пономаренко Антонина

    Вт 01 Апр 2014 в 14:58

    Благодарю за статью о братском обеде и за его определение, что это сильный обьединяющий факор.Храни вас Господь.

    Ответить

Прокомментировать

© «Логос Инфо» Восточно-Днепровская Конференция церкви АСД, 2020
Использование материалов сайта LogosInfo.org разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.