Уроки 11-ой главы Евангелия от Матфея

Уроки 11-ой главы Евангелия от МатфеяОдиннадцатая глава Евангелия от Матфея начинается с одной из стандартных фраз, используемых для завершения каждого из пяти основных блоков учения (ср. Мф. 7:28; 13:53; 19:1; 26:1). Иисус только что закончил наставлять двенадцать учеников и послал их проповедовать. Теперь внимание переключается на миссионерскую деятельность Христа, которая обобщается в Евангелии от Матфея фразой «учить и проповедовать» (Мф. 4:23; 9:35; 11:1). За этим следует описание Иисуса как Мессии и Иоанна Крестителя как его предтечи (Мф. 11:2-15), и по большей степени отрицательной реакции на их служение (Мф. 11:16-24), а также небесной мудрости и покоя, которые предлагает Иисус Христос (Мф. 11:25-30).

Толкование главы

  1. Стихи 1-15 (отношение Иоанна к Иисусу)
  • Деятельность Иисуса в «городах их» может относиться к городам, связанным с двенадцатью учениками, включая Капернаум (Мф. 8:5, 11) и Вифсаиду (Ин. 1:44; 12:21). Это поможет объяснить более позднее осуждение Иисусом этих городов (Мф. 11:21, 23).
  • Согласно Иосифу Флавию, Иоанн Креститель был заключен в тюрьму в Махаере, (Иудейские древности 18.119), во дворце Ирода Антипы на восточном берегу Иордана. Услышав о служении Иисуса и, в частности, о Его деятельности как «Христа» (то есть Мессии, ср. Мф. 1:16), он посылает несколько своих учеников спросить Иисуса, является ли Он тем, «кто должен прийти», о ком он говорил, что Тот будет крестить Святым Духом и огнем (Мф. 3:11), или «ожидать нам другого». Похоже, что Иоанн начал сомневаться, потому что его ожидания, что слава Божья скоро воссияет (Ис. 40:5), пшеница будет собрана и солома сожжена (Мф. 3:12), и будет дарована свобода, обещанная узникам, включая, возможно, его самого (Ис. 61:1), не оправдались.
  • Согласно Евангелию от Луки 7:21, Иисус не сразу ответил на вопрос Иоанна; лишь исцелив многих, Он велит этим ученикам: «расскажите Иоанну, что видите и слышите» (Мф. 11:4). Затем Иисус указывает им на пророчества Исаии, на которые ссылался сам Иоанн, когда его спрашивали о характере его работы (Ин. 1:19-23; ср. Мф. 3:3; Ис. 40:3) — слепые прозревают (гр. anablepō) и глухие слышат (ср. Ис. 29:18; 35:5; 42:18; Септуагинта 61:1), хромые ходят (ср. Ис. 35:6) и прокаженные очищаются, мертвые воскресают (ср. Ис. 26:19), и нищие благовествуют (ср. Ис. 61:1; Лк. 4:18). Кумранские рукописи, ссылающиеся на эти пророчества, (11QMelch; 4Q521), предполагают ожидание их мессианского исполнения.
  • Благословение, которое Иисус дает тому, кто не соблазняется о Нем, — это положительное отражение предостережения в Ис. 8:14-15, на которое Иисус ссылается при последующем столкновении с религиозными лидерами (Мф. 21:44). Эта весть дала ясно понять Иоанну, что царство Христа — это духовное царство, сосредоточенное на внутренней праведности сердца, а не на внешней славе.
  • Удивительно, но Иисус не говорит об Иоанне до тех пор, пока ученики Крестителя не уходят. Иоанна нельзя было сравнить с тростью, которая движется вместе с ветрами народного мнения, но с Илией, который упрекал Ахава, как Иоанн упрекал Ирода (Мф. 14:3-4; ср. 3 Цар. 18:17-19). Его также нельзя было сравнить с царями, живущими в роскоши (Мф. 3:4; ср. 4 Цар. 1:8). Скорее, простая одежда и образ жизни Иоанна соответствовали его призыву покаяться и изменить сердца, чтобы подготовиться к пришествию Бога на Сион (Ис. 40:9).
  • Иоанн был не только пророком, но и Божьим посланником во исполнение пророчества (Мал. 3:1; ср. Мк. 1:2; Лк. 1:76). Тем не менее, «меньший» последователь Иисуса был бы больше Иоанна, потому что наступало Царство Небесное, которое в конечном счете превзошло бы и заменило царства этого мира (Мф. 13:32; 19:28; 24:30). Даже сила, применяемая против него, включая заточение Иоанна в тюрьму и сопротивление, с которым столкнулся Иисус, потерпели бы поражение, поскольку последователи Иисуса выступают вперед, чтобы отбить силы тьмы, которые мешают их успеху (ср. Мф. 16:18).
  1. Стихи 16-24 (ответ на воззвания Иоанна и Иисуса)
  • Несколько упоминаний Иисусом «рода сего» описывают неверие религиозных руководителей Израиля, несмотря на то, что им были даны неопровержимые доказательства того, что послания Иоанна и Иисуса исходили с небес (Мф. 12:41-42, 45). Их упорное неверие в конце концов навлечет на них Божий суд (Мф. 23:34-36; ср. Втор. 32:20). Матфей особенно акцентирует внимание на лицемерии книжников и фарисеев как воплощении гордого неверия Израиля (Мф. 5:20; 12:38; 15:1; 23:13, 15, 23, 25, 27, 29).
  • Хотя некоторые отождествляют детей в притче (Мф. 11:16-19; Лк. 7:31-35) с Иоанном и Иисусом, притча рассказана, чтобы представить описание «рода сего», и недовольство детей параллельно недовольству Иоанном и Иисусом. Лицемерие «рода сего» (особенно религиозного руководства) подобно непостоянству детей, которые ожидают, что народ примет их противоречивые жалобы на Иоанна (мрачное восприятие, постится — «в нем бес») и на Иисуса (популярное восприятие, пирует — «любит есть и пить вино», ср. Мф. 9:14). Хотя их образ жизни и методы были разными, мотивы Иоанна и Иисуса (которые эти обвинения игнорируют) были одинаковы: оба стремились привлечь даже маргиналов в Царство Божье.
  • Иисус, подобно Иоанну Крестителю, высказывает пророческое осуждение тем, кто отвергает эту весть (ср. Мф. 3:7-10) — в данном случае целым городам. Даже языческие города Тир и Сидон представлены как более благочестивые, чем галилейские города Хоразин, Вифсаида и Капернаум (ср. Мф. 15:21-28; 3 Цар. 17:8–24). Иисус даже намекает, что духовно Капернаум хуже Содома и Гоморры (ср. Мф. 10:15; Ис. 1:10).
  1. Стихи 25-30 (Иисус как источник мудрости и покоя)
  • Слова Иисуса о Божественном откровении мудрости и Его отношениях с Отцом как Сына (Мф. 11:25-27) часто сравниваются с более пространными речами Иисуса в Евангелии от Иоанна и помогают подтвердить, что такого рода высказывания действительно делались Иисусом.
  • Слова «мудрые и разумные», по-видимому, относятся к тем, кто «мудр в своих собственных глазах» (ср. Прич. 3:7; 12:15; 26:12; Ис. 5:21) и кто, следовательно, не желает учиться мудрости у Бога (ср. Ис. 54:13). С одной стороны, послание Иисуса достаточно просто, чтобы его могли понять даже дети (Мф. 21:16), но в то же время оно содержит глубокие тайны, для постижения которых требуется доброе сердце и божественное озарение от Иисуса (Мф. 11:27; 13:11-15; ср. Лк. 24:45).
  • Обращение Иисуса к Богу как к «Господу неба и земли» (Мф. 11:25) и Его приглашение «придите… и я дам вам покой» (Мф. 11:28) намекает на субботу, на которой сосредоточены следующие две притчи (Мф. 12:1-14), и не случайно Иисус там называет себя «Господином субботы» (Мф. 12:8).
  • Покой, который не смогли дать Израилю Моисей и Иисус Навин, предлагает Иисус (ср. Евр. 4:8-10) — не только в духовном смысле, но и в Его истинной реальности, когда Он возвестит Царство Небесное «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; ср. 16:27).

Практическое применение главы

В этой главе содержится множество практических уроков, в том числе:

  1. Сомнения могут возникнуть даже у самых преданных последователей Иисуса, но это не повод отчаиваться или терять надежду. Вместо этого мы должны пересмотреть причины нашей веры и цель, ради которой Бог воздвиг нас как церковь.
  2. Точно так же, как Илия был образцом для Иоанна Крестителя, оба они являются образцом для нас относительно возложенных на нас вести, жизненных принципов и миссии.
  3. Царство Божье восторжествует, и, несмотря на все плохое, что может случиться с нами, включая испытания и страдания, которые мы будем переносить, мы можем покоиться в этой уверенности.
  4. Мы должны серьезно относиться к посланию Иисуса, не полагаясь на наше духовное наследие или статус Божьего остатка; в противном случае, подобно многим в армии Гедеона, столкнувшись с испытаниями, мы можем утратить веру. Кроме того, подобно иудейским вождям и галилейским городам, которые Иисус осуждал, некоторые из нас могут даже не осознавать глубину своей духовной нищеты.
  5. Чем больше у нас будет детской готовности учиться, тем больше мы будем учиться у Иисуса — как с точки зрения истин Божьего царства, так и смирения и покоя, которые характеризуют граждан Его царства.

Клинтон Уоллен, PhD, Заместитель директора Института Библейских Исследований

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Прокомментировать

© «Логос Инфо» Восточно-Днепровская Конференция церкви АСД, 2020
Использование материалов сайта LogosInfo.org разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.