Непреходящая значимость субботы как истинного дня поклонения

Непреходящая значимость субботы как истинного дня поклонения«Так пойдемте же, ниц падем, поклоняясь Ему, преклоним колени пред Господом, нас создавшим. Ибо Он — Бог наш, а мы — Его народ, паства Его, стадо, заботой Его окруженное» (Пс. 94:6, 7)1. Так писал в свое время великий псалмопевец, подчеркивая непреходящую значимость поклонения человека Богу-Творцу.

Вопрос поклонения Господу действительно является одним из ключевых в любой религиозной практике. Фактически поклонение рассматривается как обязательный элемент религиозного культа. Вместе с тем следует признать, что поклонение Богу последователями многочисленных религий понимается по-разному. Даже в христианской традиции нет единого представления о том, что же следует подразумевать под этим.

Прежде всего, важно осознавать, что поклонение невозможно без правильного понимания природы Бога и человека. Каков Бог? Кем Он является для нас? Кем является человек и каким должно быть его отношение к Богу? Следует подчеркнуть, что поклонение — это своего рода ответная реакция на то откровение, посредством которого Бог являет Себя человеку.

Поэтому истинное поклонение обязательно должно опираться на Божье откровение. Истинное поклонение, помимо столь очевидных вещей, как молитва, хвала и благодарение, включает в себя и такой немаловажный элемент, как день поклонения. Во многих религиозных традициях всегда выделялись для этого особые дни. Так, например, в Римской империи названия дней соответствовали названиям богов, которым поклонялись древние римляне. Если соотнести эти дни с привычной нам неделей, то получится следующая картина: воскресенье отмечалось в честь бога Солнца, понедельник — Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна. В исламе, как известно, единым еженедельным днем поклонения считается пятница.

Есть ли указания в Библии на единый день поклонения истинному и живому Богу? Да, такие указания есть, и, учитывая достаточно противоречивый характер вопроса, связанного с истинным днем богопоклонения в иудеохристианской традиции, на них следует обратить самое серьезное внимание.

Их рассмотрение мы начнем с цитирования одной из заповедей нравственного Закона Божьего, которая имеет самое прямое отношение к рассматриваемому нами вопросу. Это четвертая заповедь, которая гласит: «Помни день субботний — да будет священным он для тебя! Работай шесть дней и делай всё, что необходимо, а седьмой день — суббота, день, посвящаемый Господу, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся. Ибо Господь за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Потому и благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11). Заповедь недвусмысленно указывает на тот день, который человек призван святить, то есть выделять среди прочих дней и отделять на поклонение Богу.

Это седьмой день недели — суббота. Заповедь подчеркивает, что именно этот день должен быть посвящен Господу. Почему именно он? Та же заповедь отвечает на этот вопрос следующим образом: «Ибо Господь за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Потому и благословил Господь день субботний и освятил его».

Первое, на что мы должны обратить внимание, — это на наднациональный и надконфессиональный характер субботы как дня поклонения. Другими словами, суббота появляется тогда, когда на земле не было еще разных народностей и национальных религий.

Известный еврейский философ, современник Христа, Филон Александрийский справедливо писал, что суббота — это «празднество не какого-то одного города или страны, но всей вселенной, и только оно определенно заслуживает названия народного, относящегося ко всем людям»2.

Суббота напрямую связана с неделей Творения, описанной в самом начале Библии. Она как бы венчает творческую активность Бога, заключая в себе данную Богом оценку: «Посмотрел Бог на всё, что Он создал: оно было весьма хорошо» (Быт. 1:31). Четвертая заповедь, по сути, включает в себя библейское описание того, как происходило освящение субботы.

В книге Бытие мы читаем: «К седьмому дню окончил Бог тот труд, который совершал Он; и в день седьмой уже не делал всего того, что совершал прежде. Благословил Бог день седьмой и освятил его» (Быт. 2:2, 3).

Следует еще раз подчеркнуть, что освящение субботы произошло у самых истоков человеческого бытия, поэтому суббота как день поклонения Богу в каком-то смысле носит универсальный характер. Благословения субботы призваны распространяться на всех.

Таким образом, Сам Бог изначально подчиняет все существование человека определенному ритму — шесть дней работай, а суббота — Господу Богу. Этот семидневный цикл, которому должен следовать человек в своей жизни, не имеет естественного объяснения, подобно, скажем, суткам (период времени, в течение которого Земля совершает оборот вокруг своей оси), или месяцу (период времени смены фаз Луны), или году (времени, в течение которого Земля совершает один оборот вокруг Солнца). Неделя — Божье установление, и Бог-Творец напоминает через Свой избранный народ всем людям о важности субботы.

«Помни день субботний — да будет священным он для тебя!..» Все имевшие в истории место попытки изменения этого Богом установленного цикла оказывались безуспешными, поскольку несли разрушение естественному ходу вещей.

Суббота (с евр. шаббат) имеет огромнейшее значение в плане осмысления человеком Бога, сотворенного Им мира и самого себя. Прежде всего, она помогает человеку понять, что мир, в котором он живет, — не случаен и появился по воле Бога-Творца. Не случаен и он сам, человек. Суббота напоминает о том, что он — творение Божье, и его существование подчинено определенному смыслу. Великий еврейский философ и богослов ХХ столетия Авраам Гешель очень хорошо сказал об этом: «Храм был святыней в пространстве, шаббат — святыня во времени. В течение шести дней мы живем, думая о том, как нам жить; на седьмой день мы задаемся вопросом для чего»3.

Особое значение приобретает суббота для современного человека, вся жизнь которого — это постоянная спешка, непрекращающаяся гонка за недостижимым.

Проклятье века — это спешка
И человек, стирая пот,
По жизни мечется, как пешка,
Попав затравленно в цейтнот
4.

Так описывает состояние современного человека поэт Евгений Евтушенко. Мы живем, не замечая дней. События в нашей жизни происходят настолько быстро, что большинство из нас не успевают остановиться и задуматься над происходящим. Суббота же предоставляет человеку возможность делать необходимые остановки в жизни и осмысливать свое существование. В течение шести дней мы сосредоточены на материальном, мы заботимся о нуждах нашего тела.

В седьмой день мы делаем остановку, мы говорим «нет» нескончаемой земной суете; в этот день человек сосредотачивается на главном — на осмыслении своей истинной сути в Боге. Эрих Фромм, известный немецкий и американский психолог, выросший в семье ортодоксальных иудеев, прекрасно это понимал, когда писал: «Отдых в соответствии с традициями шаббата отличается от определения отдыха как воздержания от работы и каких-либо усилий. В шаббат человек полностью перестает быть животным, чьей главной заботой является борьба за выживание и поддержка своего биологического существования, и становится человеком в полном смысле этого слова; в этот день у него нет иной задачи, кроме как быть человеком»5.

Суббота не просто напоминала человеку о Боге-Творце и гарантировала ему еженедельный день отдыха от его трудов. Суббота постоянно указывала Божьему народу на будущее избавление от зла и страданий в этом мире. Красота и гармония первозданного творения, выраженные в субботнем покое Самого Творца, должны быть восстановлены в будущем, когда «волк будет жить близ ягненка, рядом лягут барс и козленок, друг подле друга будут теленок, и лев, и тучный скот, а дитя малое поведет их на пастбище», когда «на всей горе… святой никого уже не разорят и не обидят, ибо познание Господа наполнит землю, как воды наполняют море» (Ис. 11:6, 9).

В связи с этими мессианскими ожиданиями суббота всегда воспринималась как «отрада», то есть как день, заключающий в себе радость. Очень хорошо писал об этом пророк Исаия: «Если не станешь ты попирать субботу, прихотям своим потакать в день Мой святой; если будешь называть субботу своей отрадой, чтить как святыню Господню и откажешься в сей день от земных дел, от погони за прихотями и от слов пустых — тогда обретешь радость в Господе» (Ис. 58:13, 14). Этой глубокой внутренней радостью Господь исполняет сердца всех тех, кто приходят к Нему с верою на поклонение в тот день, который Он Сам освятил и благословил от создания мира.

Суббота имела особое значение в народе Божьем еще и потому, что всегда рассматривалась как знак или знамение освящения. Господь провозглашает через Моисея: «Внуши сынам Израилевым: субботы Мои пусть соблюдают непреложно, ибо они — знамение Союза между Мной и вами из поколения в поколение, дабы вы знали, что Я — Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Позже эти слова будут еще раз повторены пророком Иезекиилем (см. Иез. 20:20).

Общение с Богом в святой день Господень действительно ведет человека к особой небесной святости. Человек учится полагаться не на свои силы, а на Бога, Который освящает его на протяжении всей его жизни. Как справедливо замечает Кальвин, в субботу верующие должны «прекратить свою работу, позволив Богу совершать работу в них самих»6.

Следует обратить также особое внимание на еще один весьма важный мотив, связанный с осмыслением субботы и ее значения. Это мотив освобождения. Суббота всегда свидетельствовала народу израильскому об освобождении из рабства. В повторном изложении заповедей в книге Второзаконие Моисей пишет: «Помни о том, что и ты был рабом в Египте. А Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукой могущественной, десницей простертой, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, соблюдать субботу» (Втор. 5:15).

Тема освобождения прослеживается и в еще одном Божественном установлении, также несущем в себе идею субботы. Речь идет о так называемом субботнем годе (каждый седьмой год) и юбилее (каждый пятидесятый год). Эти установления имели чрезвычайно важное значение как для человеческого сообщества, так и для среды обитания. Каждый седьмой год земля не должна была засеваться и находилась под паром.

Это позволяло восстанавливать плодородие почвы и всегда получать благословенные урожаи. Мы видим, что уже в далекой древности в человеке воспитывалось экологическое мышление, подразумевающее использование природосберегающих методик землепользования.

Юбилейный год играл чрезвычайно важную роль в разрешении многих социальных проблем. В этот год происходило то, что мы можем назвать как восстановление социального равенства и справедливости. Все те, кто по каким-то причинам теряли свою собственность и оказывались в зависимости от других, более состоятельных и успешных, могли рассчитывать на полное освобождение и возврат утерянного состояния. С наступлением этого года многие связывали свои новые чаяния и мечты. Юбилейный год постоянно свидетельствовал всем неимущим, угнетенным и порабощенным о том, что для них всегда есть надежда на освобождение.

И опять же мы можем предположить, что освобождение от социального неравенства и несправедливости образно указывало на будущее мессианское освобождение от рабства греха. Не случайно, что пророк Исаия использовал образ субботнего (юбилейного) года для описания будущего спасительного служения Мессии: «Дух Владыки Господа на мне, потому что Господь избрал меня нести благую весть угнетенным, отправил меня врачевать израненные души, пленникам возвещать избавление и узникам — освобождение от оков; возвестить, что настало время» (Ис. 61:1, 2).

Под «временем» здесь понимается не что иное, как юбилейный год — год всеобщего прощения и освобождения.

Исследователи утверждают, что начало спасительного служения Иисуса Христа пришлось на очередной юбилейный год. И весьма знаменательным является тот факт, что Христос, приступая к своему общественному служению, прочитал в синагоге в Назарете уже приведенные нами слова из книги пророка Исаии и, обратившись к собравшимся, сказал: «Услышанные вами сегодня слова Писания исполнились здесь» (Лк. 4:17–21). Таким образом, идея субботы, заложенная в юбилейном годе, находит свое воплощение в Сыне Божьем, Иисусе Христе, Который пришел в мир, чтобы принести спасение и избавление человеческому роду от проклятия греха и смерти.

В христианской церкви существует устоявшееся представление о том, что с пришествием Христа ветхозаветная суббота якобы утратила свое значение. Спаситель воплотил в Себе все чаяния людей, их желание обрести покой от бесконечной борьбы со злом и грехом внутри себя, и поэтому еженедельное празднование субботы в Новом Завете уже не имеет смысла.

В связи с этим часто ссылаются на слова Самого Христа: «Придите ко Мне все, несущие тяжкое бремя трудов и забот, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Чтобы ответить на вопрос, сохраняет ли суббота как седьмой день недели свою значимость и в Новом Завете, нам следует обратиться к библейскому повествованию.

Прежде всего, нас будет интересовать отношение к субботе Христа. Именно Его отношение, если оно действительно было утверждающим, и будет служить нам своеобразным индикатором непреложности заповеди о субботе и ее непреходящей ценности и в новозаветную эпоху. Сразу же следует обратить внимание на то, что посещение места поклонения Богу в субботу было для Христа Его привычным делом. Апостол Лука сообщает об этом: «Он учил в их синагогах, и все прославляли Его. И пришел Иисус в город, где Он рос, в Назарет, и в субботний день по Своему обыкновению пошел в синагогу. Там Он встал, чтобы вслух читать из Писания» (Лк. 4:15, 16).

Вместе с тем было в отношении Христа к субботе нечто такое, что расходилось с привычными представлениями о ней многих Его современников, в том числе и религиозных вождей. Достаточно посмотреть на историю исцеления несчастной женщины, страдающей неизлечимой болезнью на протяжении многих лет.

Вот как повествует об этом евангелист Лука: «Однажды Иисус учил в субботу в одной из синагог. Там была одна женщина, восемнадцать лет страдавшая от болезни, вызванной нечистым духом: она была сильно сгорблена и никак не могла разогнуться. Когда Иисус заметил ее, Он ее подозвал и сказал: „Женщина, ты избавлена от болезни твоей“. Затем Он возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. В негодовании на Иисуса за то, что Он исцелил в субботу, старейшина синагоги сказал народу: „Есть шесть дней для работы. В эти дни и приходите исцеляться, а не в субботу“.

Возражая ему и прочим противникам, Господь сказал: „Лицемеры! Не отвязывает ли от стойла каждый из вас в субботу своего вола или осла и не ведет ли поить? А эту женщину, дочь Авраама, которая связана сатаной вот уже восемнадцать лет, разве не следовало освободить от этих уз в день субботний?“» (Лк. 13:10–16).

В этой замечательной истории, описывающей чудо, совершенное Христом, поражает одна вещь: тот факт, что это имело место в субботу, вызвал реакцию негодования руководителя синагоги. Учитывая то, что так настроен был руководитель, можно предположить, что таких же взглядов придерживались и многие другие. Согласно позиции этих людей, суббота была важнее человека с его страданиями и нуждами, и ее соблюдение было некоей самоцелью, исключающей даже возможность оказания помощи несчастному человеку. В этом подходе, хотя и отличающемся уважительным отношением к «букве» закона, к сожалению, отсутствовало самое главное, а именно — благо человека. Важно подчеркнуть, что каждая заповедь нравственного Закона Божьего дана во благо человеку, ибо самой сутью Закона является любовь к Богу и ближнему. Поэтому Христос Своим отношением к больной женщине не нарушает субботу и уж тем более ее не отменяет, а демонстрирует истинное к ней отношение.

В только что прочитанном нами эпизоде евангелистом используется греческий глагол luo, означающий «освободить», «развязать», который он вкладывает в уста Христа. И, употребляя это слово три раза, Христос подчеркивает истинное назначение субботы, которое как раз и заключается в духовном и физическом освобождении человека. Именно человек с его нуждами и переживаниями, с его горестями и болезнями находится в центре внимания заповеди о субботе.

Этот принцип соблюдения субботы Христос и проповедовал людям, когда говорил: «Суббота создана для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). В своей полемике с руководителем синагоги, равно как и в своих дальнейших диспутах с фарисеями, Христос никогда не ставил под сомнение необходимость четвертой заповеди Закона Божьего. Она оставалась для Него, равно как и для людей, непреложной. Он лишь пытался исправлять ложные представления об этой заповеди, сложившиеся в сознании людей.

Как известно, во дни Христа иудаизм отличался крайним консерватизмом. Это чувствовалось и в отношении заповеди о субботе, которая была окружена бесчисленными правилами и предписаниями. Так, например, в Задокитских документах, найденных в Кумранских пещерах и датированных примерно первым веком до Р. Х., мы находим следующие предписания, касающиеся соблюдения субботы:

  • ƒ не веди животное на расстояние 2 000 локтей;
  • ƒ не вноси ничего и не выноси ничего из своего дома;
  • ƒ не открывай запечатанный сосуд;
  • ƒ не пользуйся ароматическими веществами;
  • ƒ не поднимай пыль;
  • ƒ не поднимай и не бери на руки приемных детей;
  • ƒ не участвуй в родовспоможении животному;
  • ƒ не доставай животное, упавшее в яму;
  • ƒ не проводи субботу вблизи язычника и т. д.7

За всеми этими и многими другими запретами, которыми оказалась окружена заповедь о субботе, поклоняющийся Богу переставал видеть и Господа, и человека. Оставалась лишь буква закона, которую нужно было тщательно соблюсти. Именно против такого формального и законнического соблюдения субботы и выступал Христос, обличая Своих соотечественников в черствости и бездушии, в том, что букву закона они поставили выше человеческой нужды и страдания. Христос показал, в чем заключается истинная суть субботы. Исцелив в субботу «скорченную» женщину, Иисус Христос не просто совершил акт сострадания, а дал понять всем, что это и есть воистину «субботнее» деяние, которое раскрывает во всей полноте смысл совершаемого им спасительного служения (см. Также Мф. 12:9–14).

Трудно допустить мысль, чтобы Иисус Христос, о Котором сказано, что Он есть «Господин субботы», мог отменить заповедь, данную некогда Им Самим.

В Своей знаменитой Нагорной проповеди Он настолько высоко ставит нравственные нормы закона, что всякие разговоры об отмене заповедей, в том числе и заповеди о субботе, становятся просто несерьезными. «Не думайте, что упразднить Я пришел Закон или пророков: не упразднить Я пришел, но исполнить. Заверяю вас, пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая буква, и черточка ни одна из Закона не выпадет, пока не сбудется все… Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: „Не убивай!“ Если же убьет кто, должен ответить перед судом. А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду» (Мф. 5:17–19, 21, 22).

Мы видим, как высоко Христос ценит Божье откровение, выраженное в святом Законе. Христос всей Своей жизнью свидетельствовал о верности тем Божественным принципам, которые выражены в Его нравственном законе. Он Сам был послушен заповедям, и в этом Он исполнял волю Небесного Отца.

О том, что заповедь о субботе осталась неизменной и после голгофского подвига Спасителя, убедительно свидетельствует поведение учеников после смерти Христа.

Евангелист Лука заостряет внимание читателей на том благоговении, которое продемонстрировали ученики и ученицы Господа в преддверии субботы. «Это было в пятницу, — пишет апостол, — в день приготовления, перед началом субботы. Женщины, вместе с Иисусом пришедшие из Галилеи, шли следом за Иосифом до самой гробницы и видели, как тело было положено в нее. Затем они вернулись в город и приготовили благоухающие масла и миро. Субботу же провели они в покое по заповеди» (Лк. 23:54–56).

Из дальнейшего повествования мы узнаем, что ко гробу Христа Его ученики и ученицы вернулись только ранним утром в первый день недели (см. Лк. 24:1).

Благоговейное отношение к субботе апостолы Христовы пронесли через все годы своего служения в ранней христианской церкви. В книге Деяния святых Апостолов, описывающей миссионерскую деятельность учеников Христа, можно без труда найти многочисленные свидетельства о том, что апостолы оставались верными заповеди о субботе. Вот наиболее яркие из них:

«Они же, пройдя Пергию, пришли в Антиохию, что в Писидии, и, в субботний день придя в синагогу, сели там» (Деян. 13:14). «Когда Павел и Варнава выходили из синагоги, их просили продолжить говорить об этом в следующую субботу» (ст. 42).

«Итак, отплыв из Троады, мы прибыли прямым путем в Самофракию, а на другой день были уже в Неаполе… В субботу мы вышли за городские ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы; там мы сели и разговаривали с собравшимися женщинами» (Деян. 16:11, 13).

«Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику. Здесь была иудейская синагога. По своему обыкновению, Павел ходил туда и три субботы подряд приводил собравшимся доводы из Писания» (Деян. 17:1, 2).

«После этого Павел, оставив Афины, пошел в Коринф… Каждую субботу он беседовал в синагоге, стараясь обратить как иудеев, так и язычников» (Деян. 18:1, 4).

Никаких свидетельств, указывающих на отмену библейской заповеди о субботе, равно как и утверждающих перенос дня поклонения на новый день в Священном Писании Нового Завета мы не находим. Апостолы Христовы вслед за своим Учителем продолжали чтить этот день и именно в этот день приходить на место поклонения Богу. Единственная ссылка на собрание «в первый день недели» (Деян. 20:7) связана с заключительной встречей апостола Павла с верующими в Троаде, которая, кстати, состоялась в ночь с субботы на воскресенье, поскольку апостолу необходимо было на рассвете отправляться дальше.

Где-то уже за полночь на том собрании было совершено хлебопреломление (ст. 7, 11). Однако вряд ли на основании одного этого эпизода можно говорить о практике еженедельных воскресных собраний, якобы сложившейся в эпоху апостолов.

В свете приведенных выше библейских свидетельств трудно согласиться с довольно распространенным в христианстве представлением о том, что суббота — сугубо иудейское ритуальное постановление, берущее свое начало в Моисеевом законе и никак не связанное с неделей Творения. Для авторов Священного Писания, однако, связь субботы с творческой неделей не вызывает сомнений. Достаточно посмотреть на Послание к евреям. Автор этого послания прослеживает происхождение субботы до сотворения мира, когда «в седьмой день Бог пребывал в покое, завершив все дела Свои» (Евр. 4:4). Контекст ясно указывает на то, что автор подразумевает здесь «дела», связанные с Творением, поскольку он говорит о покое, предложенном «от сотворения мира, когда Бог закончил дела Свои» (Евр. 4:3).

Эта важная связь субботы с Творением помогает понять, почему автор Послания к евреям, объявляя левитское священство «отмененным» (Евр. 10:9), в то же время рассматривает «субботство» как великое благо, которое «еще остается» для народа Божьего (Евр. 4:9; Синод. пер.). Какова сущность «субботства», по-прежнему остающегося для Божьего народа? Имел ли в виду автор буквальное или духовное соблюдение субботы?

10-й стих указывает на основную черту соблюдения этого дня христианами, а именно прекращение работы: «А всякий, кто обрел покой Его, уже может отдыхать от дел своих, как и Бог — от Своих» (Евр. 4:10).

Исторически большинство исследователей толковало прекращение работы, о котором говорится в Евр. 4:10, в переносном смысле, а именно как воздержание от греховных дел. Соблюдение субботы для христиан якобы означает постоянное воздержание от совершения греховных поступков, а не прекращение повседневной работы на седьмой день. Подобный взгляд, однако, трудно примирить со сказанным в Евр. 4:10, где сравнивается успокоение от «дел» Бога и человека. Совершенно нелепо думать, будто Бог прекратил совершать «греховные поступки». Смысл аналогии достаточно прост: точно так же, как Бог на седьмой день прекратил Свою творческую работу, и верующие должны приостановить в этот день свои труды.

Дальнейшее подтверждение буквального понимания соблюдения субботы обеспечивается историческим употреблением термина «субботство» (по-гречески саббатисмос) в Евр. 4:9. Этот термин встречается в Новом Завете всего один раз, поэтому его не с чем сравнить. Однако несколько раз это слово используется в качестве специального термина для соблюдения субботы в трудах ближайших современников апостолов, например, Плутарха, Иустина Мученика, а позже Епифания, в папских установлениях и «Мученичестве Петра и Павла». Таким образом, мы можем заключить, что и ссылка на прекращение работы (ст. 10), и термин саббатисмос («субботство» — ст. 9) предполагают буквальное соблюдение субботы.

Вместе с тем мы вполне можем предположить, что автор послания не ограничивается одним лишь физическим аспектом «прекращения работы» при соблюдении субботы, придавая успокоению в субботу более глубокий смысл. Этот более глубокий смысл можно увидеть в противопоставлении автором тех, кому не удалось войти в покой Божий из-за своего неверия, и уверовавших, которые войдут в него благодаря своей вере. Субботство, остающееся для народа Божьего, — это, по мнению автора Послания к евреям, не просто день праздности, но повторяющаяся еженедельно возможность войти в Божий покой, то есть состояние свободы от мирских забот и греха. Благодаря вере искупленные действительно испытывают покой, идущий от Бога-Творца и Спасителя. Такое понимание «покоя» в Послании к евреям, однако, не исключает еженедельного соблюдения субботы по заповеди, а, по сути, на нем утверждается.

Итак, суббота имеет в Священном Писании огромнейшее значение как истинный день поклонения Богу. Значение это определяется тем глубоким и богатым смыслом, которым наделена суббота изначально.

Прежде всего, суббота — это знак или знамение Творения. Еженедельная суббота постоянно напоминает человеку о Боге-Творце. Суббота — это и знак искупления и освобождения, поскольку указывает на избавление человека от рабства греха. Она является и знамением освящения, поскольку, поклоняясь Богу в святой день, человек обретает именно ту святость, которая необходима ему для достижения вечной жизни.

Этот день имеет смысл только во Христе, «господине субботы». Именно в Нем суббота знаменует собой покой благодати и веры, освобождение от всяких попыток достичь праведности своими силами. Наконец, поклонение Богу в субботу предстает в Священном Писании и как своеобразный знак верности Богу.

В Библии говорится, что перед Вторым пришествием Христа весь мир будет разделен на два класса: верных, «соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса», и поклоняющихся «зверю» (Откр. 14:12, 9; Синод. пер.). Именно в это драматичное время поклонение Богу в Его святой день станет знаком верности Творцу и Спасителю.

Как же случилось так, что весь христианский мир поклоняется Богу в совершенно другой день? Что стало с библейской субботой? Почему основной богослужебный день в христианстве сегодня — это первый день недели, или воскресенье? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо бросить хотя бы краткий взгляд в историю.

Утрата истинного дня богопоклонения связана была с наложением двух взаимозависимых факторов. С одной стороны, это продолжающееся размежевание двух традиций — иудейской и христианской, а с другой — религиозно-политическое давление со стороны Римской власти. Первый фактор приходится воспринимать с глубоким сожалением, поскольку имело место разрушение преемственности в передаче единого и целостного Божьего откровения, которое должно было завершиться во Христе (см. Лк. 24:44). Об этом действительно приходится говорить с сожалением, поскольку библейский иудаизм, имеющий смысл только в обетованном Мессии, остался узконациональной религией, так и не увидев в Иисусе Христе Мессии, Спасителя мира. Однако и сама христианская церковь повинна где-то в сознательном углублении разрыва между двумя традициями, формируя представление о смерти Божьего Сына как о национальном грехе еврейского народа. Прорастающие черты антисемитизма в последующем станут одной из печальных и неприятных характеристик христианской церкви.

В своем негативном отношении к евреям христиане, к сожалению, откажутся от многих столпов библейской веры, развивая свое богословие на совершенно ином основании и руководствуясь фактически греко-философским мышлением. Произойдет именно то, о чем в народе говорят: «с водой выплеснули и ребенка». Вместе с обрядовыми установлениями, указывающими на Мессию, на будущего Агнца Божьего, вместе с многочисленными церемониальными предписаниями, имеющими, безусловно, временный характер, церковь, к сожалению, откажется и от тех Божественных постановлений, которые носили надвременный и наднациональный характер. Среди них окажется и заповедь о субботе.

Уже начиная со II века, в христианской церкви появляются представления о том, что заповедь о субботе — это временное установление Моисея, распространяющееся исключительно на иудеев и отмененное в последующем Христом. Подобное отрицание субботы происходило на фоне углубляющегося разрыва между Ветхим Заветом и Новым, между Законом и благодатью. У многих новообращенных христиан из язычников складывалось представление о том, что суббота — это сугубо иудейское постановление, придерживаться которого христианам вовсе не обязательно.

Параллельно с этим постепенно формировалась традиция переноса благословений ветхозаветной субботы на первый день недели. Основанием для формирования данной традиции служил сам факт воскресения Сына Божьего в первый день недели. Воскресение в сознании многих христиан стало восприниматься как истинная суббота Господня в Новом Завете.

В немалой степени отречению от субботы и переходу на поклонение Богу в первый день недели способствовал и другой фактор, тесно взаимосвязанный с предыдущим. Это политический фактор. Как известно, во второй половине I — начале II столетия отношения между иудеями и римлянами приняли довольно драматичный характер. Иудеи несколько раз пытались сбросить с себя гнет ненавистного Рима.

Семилетняя Иудейская война (66–73 гг. н. э.), бывшая одновременно и народно-освободительной борьбой против Рима, и острейшей социальной борьбой против господствующей верхушки, закончилась полным разгромом и опустошением страны. Это восстание и его трагический исход подробно описаны участником этих событий Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Сопротивление, тлевшее подспудно и временами вспыхивавшее огнем восстания, как это было при императорах Домициане (81–96 гг. н. э.) и Траяне (98–117 гг. н. э.), вылилось в 132–135 гг. н. э. в еще более ожесточенную, всенародную войну, вошедшую в историю под названием восстания Бар-Кохбы.

Император Адриан, которому удалось подавить мятеж, истребив более полумиллиона иудеев, стал жестоко преследовать представителей этого народа, фактически запретив иудаизм и особенно соблюдение иудеями субботы. Особенно жесткими были меры, предпринятые императором в Риме — столице империи. Мы можем предположить, что именно эти меры и заставили верующих христиан в церкви города Рима, большая часть которых были обращенными из язычников, отмежеваться от всего иудейского, в том числе и от субботы, чтобы обезопасить себя в глазах римлян.

С этих пор и вводится постепенно первый день недели как день поклонения в христианской церкви.

Итак, мы должны признать, что изменение с субботы на воскресенье никогда не происходило по воле апостолов. Это произошло под давлением определенных социально-политических и религиозных обстоятельств, которые сложились в первой половине II века. Поклонение Богу в первый день недели прочно утвердилось в христианской церкви после известного Указа Константина (321 г. н. э.), который законодательно закрепил празднование воскресного дня по всей тогдашней Римской империи.

Конечно же, все эти внешние обстоятельства остаются глубоко в тени того богословия, которое создавалось в связи с формированием новой, христианской идентичности, отличной от иудейской. В этом богословии стало преобладать духовное истолкование субботы как исполнившейся во Христе и потому утратившей свое буквальное значение. Своим воскресением в первый день недели Христос якобы наполнил новым смыслом именно этот день, потому-то он и стал единым днем поклонения для всех христиан. Однако светлое Христово воскресение ни в коем случае не вступает в противоречие с днем поклонения, освященным и благословленным Самим Богом. Почему суббота должна была утратить свое значение после воскресения Христа? Разве апостолы Христовы не продолжали соблюдать субботу Господню по заповеди, проповедуя в то же время о воскресении как самой великой надежде для всех христиан?

Не секрет, что в истории христианской церкви всегда были те, кто выступали за более сбалансированный подход к принципу преемственности между Ветхим и Новым Заветами, кто искренне считал, что Христос не только не отменил субботу, но, наоборот, обогатил ее Своим учением и искупительным служением.

Эта позиция разделялась многочисленными группами верующих, соблюдающих субботу во все века. Так, например, Епифаний Кипрский, один из отцов церкви IV века, упоминает о потомках иерусалимских христиан, переселившихся на север еще до разрушения Иерусалима, подчеркивая, что одной из их особенностей было соблюдение субботы. Весьма интересным для нас будет познакомиться с тем фактом, что соблюдающие субботу христиане всегда были и на Руси.

А влияние так называемых «жидовствующих» (XV в.) было настолько серьезным, что Стоглавый Собор Русской православной церкви, собравшийся в 1551 году при Иване IV (Грозном), в 95-й главе своих постановлений повелевает праздновать наряду с воскресным днем и субботу «на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу»8.

Итак, заповедь о субботе, данная человеку, заключает в себе великие благословения, поскольку в ней выражена воля Божья. Суббота всегда была знамением Творения, освобождения, искупления и освящения человека. Христос Своим спасительным служением показал людям истинный смысл субботы, заключающийся в обретении человеком физического и духовного исцеления. По этой-то причине никто из смертных не имеет права посягать на извечное Божье установление и вытеснять из христианского опыта истинный день поклонения.

Евгений Зайцев, доктор теологии, Заокский адвентистский университет

ССЫЛКИ И СНОСКИ

1 Все библейские тексты приводятся в современном переводе Института перевода Библии им. М. П. Кулакова при Заокской духовной академии.

2 http://soteria.ru/publ/6—1-0—1266

3 Abraham Heschel, The Sabbath: Its Meaning for Modern Men (New York: Farrar, Straus and Giroux, 1995), p. 111.

4 Евгений Евтушенко. Стихотворения, поэмы. М., 2000.

5 Эрих Фромм. Забытый язык. М., 2009.

6 Жан Кальвин. Наставления в христианской вере. 2.8.29. М.: Изд-во РГГУ, 1997. С. 394.

7 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Damass_dokum.php0

8 http://aliom.orthodoxy.ru/arch/008/008-mak.htm

По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований

Прокомментировать

© «Логос Инфо» Восточно-Днепровская Конференция церкви АСД, 2020
Использование материалов сайта LogosInfo.org разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.