Краткий обзор 25 главы 4 книги царств:
1-26 В девятый год царствования Седекии Вавилоняне окружили Иерусалим, в результате осады царь был захвачен, ослеплен и уведен в Вавилон, а его приближённые умерщвлены в Ривле; храм, царский дворец и большие дома были сожжены; стены Иерусалима разрушены; народ, кроме некоторых бедняков, переселен в Вавилонские земли; все драгоценное также было унесено; над оставшимися в Иудее начальником был поставлен Годолия, которого поразил Исмаил из царского племени, убежав в Египет;
27-30 Втридцать седьмой год переселения Иехонии в Вавилон царь Навуходоносор освободил его из тюрьмы и позаботился о надлежащем его пожизненном содержании.
Свидетельства Духа Пророчества:
— В девятый год царствования Седекии «пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его … {ПЦ 452.1}
— Египтяне спешили на помощь осажденному городу, и халдеи, стремясь задержать их наступление, на некоторое время сняли осаду иудейской столицы. В сердце Седекии затеплилась надежда, и он послал вестника к Иеремии с просьбой помолиться Богу за еврейский народ. {ПЦ 452.2}
Пророк передал царю устрашающий ответ, что халдеи возвратятся и разрушат город. Решение уже было принято, и теперь беззаконный народ никак не мог избежать Божественного суда… {ПЦ 453.1}
— Среди праведников, оставшихся в Иерусалиме и ясно осознающих план Божий, нашлись такие, кто твердо решил, что священный ковчег, содержащий в себе закон Десятисловия, начертанный на каменных скрижалях, должен быть спасен от безжалостного врага. Так они и поступили. С глубочайшей скорбью и печалью они спрятали ковчег в пещере, где он оставался сокрытым от Израиля и Иудеи в наказание за их грех и больше никогда не был им возвращен. Этот священный ковчег еще не найден. С момента его сокрытия никто не нарушал его покой. {ПЦ 453.2}
— … князья, разгневанные постоянными наставлениями Иеремии, противоречащими их намерению сопротивляться, сообща обратились к царю с протестом, утверждая, что пророк опасен для народа, своими словами отвлекает людей от борьбы и умножает несчастья, и поэтому он должен умереть. {ПЦ 455.4}
— Трусливый царь прекрасно понимал, что все эти обвинения ложны, но, стремясь угодить тем, кто занимал высокие и ответственные посты в царстве, он сделал вид, что верит этой неправде, и отдал Иеремию в их руки, в полное их распоряжение. Пророк был брошен в «яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (4Цар.25:6). Но благодаря Божьему вмешательству нашлись друзья, которые ходатайствовали за него перед царем, и его снова перевели во двор темницы. {ПЦ 456.1}
— Даже в этот момент у царя еще была возможность прислушаться к предостережениям Иеговы и тем самым смягчить суды, уже осуществлявшиеся над городом и народом. «Если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, — сказано было царю, — то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их». {ПЦ 456.3}
— Таким образом, Бог до последнего момента был готов проявить милосердие к тем, кто покорится его справедливым требованиям. Если бы царь повиновался, то народ мог бы обрести пощаду, а город был бы спасен от пожара, но Седекии казалось, что пути назад для него уже нет. Он опасался иудеев, боялся насмешек и дрожал за свою жизнь. После стольких лет открытого возмущения против Бога Седекии казалось слишком унизительным заявить народу: я принимаю слово Господа, сказанное через пророка Иеремию; я не смею бороться с врагом перед лицом всех этих предостережений. {ПЦ 457.2}
— Слабоволие Седекии было грехом, за которое он понес страшное наказание. Враг подобно сокрушительному потоку лавы обрушился на город. Еврейская армия потерпела полное поражение. Народ стал добычей победителей. Седекия был взят в плен, а его сыновья убиты на его глазах. Царю выкололи глаза и отвели как пленника в Вавилон, где он впоследствии умер жалкой смертью. Халдеи не пощадили и прекрасного храма, который более четырех столетий венчал вершину горы Сион. «И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима; и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили» (2 Пар.36:19). {ПЦ 458.3}
— … Некоторые из уцелевших, в основном первосвященники, служители и князья, были отведены в Вавилон и казнены там как изменники. Иных увели в чужую землю в плен, заставив служить там Навуходоносору и его сыновьям до воцарения «царя Персидского… во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (4Цар.25:20-21). {ПЦ 459.1}
— Освобожденный из тюрьмы вавилонскими воинами, пророк решил разделить участь немногочисленного остатка народа, «бедных страны», пощаженных халдеями, чтобы было кому «собирать вино и летние плоды». Халдеи поставили над ними начальником Годолию. Прошло всего лишь несколько месяцев, и новый правитель был предательски убит. Бедный народ, выдержав многие испытания, наконец решил бежать в египетскую землю. Иеремия решительно воспротивился этому. «Не ходите в Египет», — умолял он. Но люди не приняли его вдохновенный совет, и «весь остаток Иудеев» — мужья, жены и дети — «пошли в землю Египетскую». Они «не послушали гласа Господа, и дошли до Тафниса» (Иер.43:2, 5–7). {ПЦ 460.2}
— Скорбь пророка, которую он испытывал, наблюдая крайнюю развращенность тех, кто должен быть духовным светом для мира, его печаль об участи, постигшей Сион, и о народе, уведенном в плен в Вавилон, выражена в Книге плача, которая является как бы памятником безумия народа, забывшего советы Иеговы и обратившегося к человеческой мудрости. … {ПЦ 461.1}
— Твердо веря в обетования Божьи, Иеремия наглядно показал жителям обреченного города свою непоколебимую веру в окончательное исполнение Божьего плана для Его народа. В присутствии свидетелей, точно выполнив все необходимые формальности, он купил за семнадцать сиклей серебра наследственное поле своих предков, находящееся в селении Анафофе. {ПЦ 466.2}
С точки зрения любого человека, было неблагоразумно покупать землю, уже занятую вавилонянами. Пророк сам предсказывал разрушение Иерусалима, опустошение Иудеи и полное разорение страны. Он предрекал долгие годы пленения в далеком Вавилоне. Находясь уже в преклонных годах, он никак не мог рассчитывать на получение личной выгоды от приобретенной земли. Тем не менее изучение пророчеств, записанных в Писании, вселило в его сердце твердое убеждение, что Бог намерен возвратить детям пленников их прежние владения в обетованной земле. Вера помогла Иеремии увидеть изгнанников, возвращающихся по истечении определенного срока и вновь заселяющих землю своих отцов. Покупкой поля в Анафофе он желал сделать все, что было в его силах, чтобы и другим внушить надежду, которая являлась великим утешением для него самого. {ПЦ 469.1}
Заметки пастора:
— правильные действия — это результат понимания Божьего плана, твердого решения поступать в соответствии с ним и веры в Божественные обетования, — эти действия воспринимаются как неразумные людьми не принимающими воли Божьей;
— трусость и слабоволие, проявляющиеся в стремлении угодить людям, делают человека орудием неправды и навлекают на него справедливые суды Божьи, но Господь готов проявить Свое милосердие к таковым даже в последний момент, если они покорятся Его справедливым требованиям.
— О чем свидетельствуют мои действия сегодня: о понимании и принятии Божьего плана или о слабоволии и стремлении поступать в соответствии с человеческими ожиданиями? Есть о чем подумать и помолиться…
Пастор Виталий Олейник.