Краткий обзор 2 главы 1 книги Паралипоменон:
1-15 ст. — Приводится родословная линия от Израиля через Иуду, Фареса, Есрома, Арама, Аминодава, Наассона, Салмона, Вооза, Овида, Иессея до Давида, ставшего царем Израильским;
16-17 ст.— Указывается на родословные линии, из которых произошло окружение Давида: Авесса, Иоав, Азаил (Асаил) и Амесса (Амессай) — его двоюродные братья, ставшие военачальниками;
18-55 ст.— Приводятся родословные линии потомков Иуды через Есрома, упомянутого ранее в ст. 9, и Мареша (см. 42 ст. и 1Пар 4:21), но не приводящие к Давиду. В них упоминается Халев, отличившийся верой еще во времена Моисея (см. Числ 13:36), он был сыном Есрома, родословные которого обрываются на разных его потомках: Веселииле (20 ст.), назначенного Богом обустраивать скинию (см. Исх 35:30), Зифе (42 ст.), и других, от которых произошли племена, упоминаемые в ст.53-55;упоминается другой сын Есрома, Сегув (ст. 21), родословие которого заканчивается Иаиром (ст. 23), начальствовавшим в Галаадской земле над 23 главными городами и зависящими от них селениями, отнятыми у них впоследствии Гессурянами и Сириянами; еще упоминается Иерахмеил (ст. 25), первенец Есрома, самая продолжительная родословная ветка которого обрывается на Елишаме (ст. 41).
Свидетельства Духа Пророчества:
— … Давид, совсем еще ребенок, пас овец на холмах, окружавших Вифлеем. Простой мальчик, пастушок, занимаясь привычным делом, распевал песни собственного сочинения, а звуки арфы были благозвучным аккомпанементом его мелодичному, чистому, молодому голосу. Господь избрал Давида и готовил его в уединении пастушеской жизни для работы, которую Он намеревался доверить ему в последующие годы. {ПП 637.1}
В то время как Давид жил в уединении своей скромной жизнью пастуха, Господь Бог сказал о нем пророку Самуилу: «Доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем, и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя… {ПП 637.2}
… Самуил пророческим взором осмотрел всех благородных с виду сыновей Иессея. Елиав, старший сын … Его красивое лицо и безукоризненное телосложение привлекли внимание пророка. Глядя на его царственную осанку, Самуил думал: «Верно, сей пред Господом помазанник Его!» — и ждал Божьего разрешения помазать его. Но Иегове безразлична внешность человека. В Елиаве не было страха Божьего. Если бы он взошел на трон, то был бы гордым, суровым правителем. Господь сказал Самуилу: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Внешняя красота ничего не говорит Богу о душе. Мудрость, а также превосходство характера и поведения выражают истинную красоту человека; внутренняя наполненность и совершенство сердца определяют, будем ли мы приняты Господом Саваофом. Как глубоко нам следует проникнуться этой истиной, чтобы правильно судить о себе самих и о других. Ошибка Самуила учит, как ничтожно мнение, основанное на красоте лица или величественности фигуры, как недалека человеческая мудрость в понимании тайн сердца или в постижении советов Божьих без особого просвещения свыше. Намерения и пути Божьи в отношении Его созданий превосходят наш ограниченный разум, но мы можем быть уверены, что Он пошлет Своих детей именно туда, где они будут в состоянии исполнять порученную им работу, где их воля подчинится воле Божьей, чтобы Его благие планы не нарушались своенравием человека. {ПП 638.1}
Таким образом, Елиав был оставлен, и пророк осмотрел других шестерых братьев, присутствовавших на служении, но Господь не остановил свой выбор ни на ком из них. В мучительном ожидании смотрел Самуил на последнего из молодых людей. Пророк был растерян и смущен. Он спросил Иессея: «Все ли дети здесь?» Отец ответил: «Есть еще меньший; он пасет овец». Самуил повелел, чтобы его привели, говоря: «Мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда». Одинокий пастух был сильно удивлен неожиданным приглашением: присланный к Давиду человек рассказал о пророке, который пришел в Вифлеем и послал за ним. С удивлением расспрашивал он, зачем пророк и судья Израиля пожелал его видеть, но без задержки повиновался приглашению. «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем». Когда Самуил с удовольствием смотрел на красивого, мужественного, скромного юношу-пастуха, голос Божий сказал пророку: «Встань, помажь его; ибо это он». Занимаясь своим скромным делом пастуха, Давид проявлял смелость и преданность, и теперь Бог избрал его быть руководителем Своего народа. «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после». Пророк выполнил порученное ему дело и с легким сердцем возвратился в Раму. {ПП 638.2}
— Великая честь, оказанная Давиду, не сделала его гордым. Невзирая на высокое положение, которое ему предстояло занять, он мирно продолжал заниматься своим обычным делом, покорно ожидая осуществления Божьих планов в определенное Им время и назначенным Им способом. Кроткий и скромный, как и до своего помазания, мальчик-пастух вернулся к своим стадам и с прежней нежностью заботился о них. Но с новым вдохновением он продолжал слагать свои мелодии и играть на арфе. Взор его ласкали великолепные, роскошные ландшафты. Тяжелые кисти винограда переливались на солнце. В рощах деревья, одетые зеленой листвой, качались от легкого ветра. Он смотрел на солнце, которое, заливая все небо светом, выходило, как жених из своего чертога, и ликовало, как сильный муж, бегущий по ристалищу. Крутые вершины холмов поднимались к небу, а вдали виднелись голые утесы горной гряды Моава; над всем этим расстилался лазурный покров небес, а выше был Бог. Он не мог видеть Его, но Его дела были полны славы. Свет дня, золотящий леса и горы, луга и потоки, возносил мысли к созерцанию Отца света, Автора каждого доброго и совершенного дара. Ежедневное откровение характера и величия Творца наполняли сердце молодого поэта обожанием и восторгом. В размышлениях о Боге и Его делах развивались и крепли для будущей работы умственные и душевные способности Давида. С каждым днем он все теснее общался с Богом. Его ум проникал все глубже в познании Бога, черпая новые темы для песен и мелодий. Его звучный, мелодичный голос разливался в воздухе, отдаваясь эхом в холмах, как бы в ответ на ликующие песни ангелов в небесах. {ПП 641.2}
Кто может измерить результаты тех лет труда и скитаний среди одиноких холмов? Общение с природой и Богом, забота о стаде, опасности и избавление, горести и радости его скромного жребия не только должны были сформировать характер Давида и оказать влияние на его последующую жизнь — псалмам чудесного израильского певца предстояло во всех грядущих веках зажигать любовь и веру в сердцах народа Божьего, привлекая их ближе к вечнолюбящему сердцу Того, в Ком заключена жизнь всех Его созданий. {ПП 642.1}
Заметки пастора:
— Центральная весть главы заключается в том, чтобы указать на Давида — Божьего избранника, который был призван Господом стать руководителем Его народа, а все остальные родословные линии, не приводящие к этому выбору, символически представляют тщетные человеческие попытки найти достойного среди потомков выдающихся людей, например, среди потомков Халева;
— Прежде чем призвать Давида, Господь готовил его, формируя в нем кроткий характер, через преданное исполнение порученных ему семейных обязанностей, нежную заботу об овцах, простоту жизни, через созерцание и размышление о характере, величии и делах Творца, открывавшихся ему в природе;
— Кротость и скромность, совершенство характера, близкие отношения с Господом — вот, что имеет ценность, предоставляющую Господу сыграть определенную положительную роль в Его добрых планах;
— Что представляет для меня ценность сегодня? Сформировался ли у меня кроткий характер, позволяющий Богу использовать меня в Его добрых планах? Сколько времени я уделяю размышлениям о Божьем характере и Его делах? Есть о чем подумать и помолиться…
Пастор Виталий Олейник.