Краткий обзор 7 главы 1 книги Паралипоменон:
1-5 ст. — Перечисление потомков Иссахара с указанием того, что у них во времена Давида (ст. 2) было 87000 воинов (ст. 5);
6-12 ст. — Перечисление потомков Вениамина с указанием того, что у них было 22034 воинов из рода Белы (ст. 7), 20200 из рода Бехера (ст. 9) и 17200 воинов из рода Иедиаила (ст. 11);
13 ст. — Названо четыре сына Неффалима, родившихся от Валлы и все…;
14-19 ст.— Перечисляются потомки Манассии, которые жили в Ханаанской земле, в отличие от живших в землях Галаада и Вассана;
20-27 ст.— Перечисляются потомки Ефрема, часть из которых погибла в сражении с жителями Гефа (ст. 21), а другая жила в Вефиле и других городах, перечисленных в ст.28-29;
30-39 ст.— Перечисляются потомки Асира, с указанием того, что у них было 26000 воинов.
Заметки пастора:
Среди всех сообщений данной главы самым скудным является упоминание четверых сыновей Неффалима, данного в ст. 13, которое как бы подводит к вопросу: а почему так? Прежде чем ответить на него будет интересно взглянуть на следующие библейские факты:
— Неффалим был сыном Израиля от Валлы, служанки бездетной Рахиль, которую она отдала своему мужу, чтобы противостоять своей сестре Лии (см. Быт 30:1-8). Имя Неффалим связано с идеей упорной человеческой борьбы и победой, являющейся ее результатом;
— Во времена Моисея колено Неффалима было одним из многочисленных и насчитывало 53400 воина (Числ 1:43), может быть именно поэтому во Втор. 33:23, в своей пророческой речи Моисей «О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его»;
— Однако, во времена царствования Израильского царя Факея, из-за упорного богоотступничества народа Божьего «пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию». — (4Цар. 15:29). Таким образом Потомки Неффалима утратили благословения, некогда дарованные им Господом;
— Комментируя пленение потомков Неффалима пророк Исаия возвещал: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову…» — (Ис. 9:1), кстати, о родословных линиях потомков Завулона в книге Паралипоменон вообще ничего не говорится. Все это свидетельствует, что именно идея умаления этого некогда многочисленного колена выражена скудным упоминанием четверых сыновей Наффанаила в ст. 13;
— Но пророчество Исаии на этом не заканчивается, он продолжает: «… но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи». — (Ис. 9:1-3);
— На исполнение пророчества Исаии указывает евангелист Матфей: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». — Мф. 4:12-17;
— Даже после Ассирийского пленения и переселения для немногочисленных потомков Завулона и других переселенцев оставалась надежда. Грядущий Спаситель, пришествие которого предсказывали Ветхозаветные пророки, являлся для них обещанным Искупителем;
— Вот что Господь готов был для них сделать уже тогда: «22Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. 23И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. 24И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. 25И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. 26И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. 27Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». — Иез. 36:22-27;
— Подобную работу Господь готов совершить сегодня и в моей жизни: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». — 1Ин 1:9;
— В каких вопросах мне нужно «умалиться» сегодня, чтобы Иисус мог «возвеличить» меня?
— «4Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности любит дух, живущий в нас“? 6Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 8Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. 10Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». — (Иак. 4:4-10);
— Живет ли Иисус «в моих пределах», доносится ли до моего сознания Его учение и принимается ли оно мною? — (см. вновь Мф. 4:12-17)
— Есть о чем подумать и помолиться…
Свидетельства Духа Пророчества (для дополнительного самостоятельного исследования):
Пророку было позволено приподнять завесу далекого будущего и увидеть пришествие обетованного Мессии. Вначале он увидел только «горе и мрак, густую тьму» (Исаия 8:22). Многие жаждущие света истины были увлечены лжеучителями в запутанные лабиринты философии и спиритизма; другие полагались только на внешнее благочестие, но в повседневной жизни не проявляли истинной святости. Положение казалось безнадежным, но вскоре картина изменилась, и взору пророка предстало чудесное зрелище. Он увидел восходящее Солнце праведности и исцеление в лучах Его и, полный изумления, воскликнул: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Исаия 9:1, 2). — {ПЦ 373.1}
Этот чудесный Свет мира должен был принести спасение каждому народу, колену, племени и языку. Пророк услышал, что сказал предвечный Отец о работе, которую Ему предстояло выполнять: «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли… Во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: „выходите“, и тем, которые во тьме: „покажитесь“». «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим» (Исаия 49:6, 8, 9, 12). — {ПЦ 373.2}
Вглядываясь в глубь веков, пророк видел дословное исполнение этого чудесного обетования. Он видел вестников, несущих радостную весть спасения во все концы земли, каждому племени и народу. Он слышал голос Господа, обращающегося к Церкви, проповедующей Евангелие: «Вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток», он слышал и поручение: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города» (Исаия 54:2, 3). — {ПЦ 374.1}
Иегова сказал пророку, что Он пошлет Своих свидетелей «в Фарсис, в Пулу и Луду… в Тубалу и Явану, на дальние острова» (Исаия 66:19). — {ПЦ 374.2}
«Как прекрасны на горах
ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость,
проповедующего спасение,
говорящего Сиону: „воцарился Бог твой! “» — {ПЦ 374.3}
(Исаия 52:7).
Пророк слышал голос Божий, призывающий Его Церковь взяться за предназначенную ей работу, чтобы приготовить путь для провозглашения Его вечного царства. Эта весть была безошибочно ясна: — {ПЦ 374.4}
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой,
и слава Господня взошла над тобою. — {ПЦ 375.1}
Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы;
а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.
И придут народы к свету твоему, и цари —
к восходящему над тобою сиянию. — {ПЦ 375.2}
Возведи очи твои и посмотри вокруг:
все они собираются, идут к тебе;
сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут». — {ПЦ 375.3}
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои,
и цари их — служить тебе;
ибо во гневе Моем Я поражал тебя,
но в благоволении Моем буду милостив к тебе.
И будут всегда отверсты врата твои,
не будут затворяться ни днем, ни ночью,
чтобы приносимо было к тебе достояние народов
и приводимы были цари их». — {ПЦ 375.4}
«Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли;
ибо Я Бог, и нет иного». — {ПЦ 375.5}
(Исаия 60:1–4, 10, 11; 45:22)
Эти пророчества о великом духовном пробуждении во время беспросветного мрака сегодня исполняются на передовых линиях миссионерской деятельности, которая совершается в самых глухих уголках земли. Пророк уподобляет группы миссионеров в языческих странах указателям, установленным для тех, кто ищет свет истины. — {ПЦ 375.6}
«И будет в тот день, — говорит Исаия, — к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего… И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Исаия 11:10–12). — {ПЦ 376.1}
Близок день избавления. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Паралипоменон 16:9). Среди всех народов, племен и языков Он видит людей, которые молятся о том, чтобы получить свет и знание. Они в смятении — слишком долго они гонялись за пылью (см. Исаия 44:20). Враг всякой истины совратил их, и они уподобились слепцам. Но, будучи искренни в своем сердце, они страстно желают познать путь спасения. Погруженные в бездну язычества, ничего не зная о писаном законе Господа и Его Сыне Иисусе, они все же неоднократно испытывали на себе влияние Божественной силы. — {ПЦ 376.2}
Те, кто и не имел никакого знания о Боге, кроме воздействия Божественной благодати, были добры к Его слугам и защищали их, даже рискуя жизнью. Святой Дух вселяет благодать Христа во многие благородные сердца, ищущие истину, и вопреки их прежнему воспитанию, вопреки их натуре пробуждает в них сочувствие. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанна 1:9), сияет в их сердцах, и если идти за Ним, Он приведет их к Царству Божьему. Пророк Михей говорит: «Хотя я во мраке, но Господь свет для меня… Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Михей 7:8, 9). — {ПЦ 376.3}
Небесный план спасения достаточно обширен, чтобы охватить весь мир. Бог желает вдохнуть в измученное человечество дыхание жизни, и Он не допустит, чтобы хотя бы одна душа, искренно стремящаяся к чему-то более возвышенному и благородному, чем то, что предлагает мир, осталась разочарованной. Он постоянно посылает Своих ангелов к тем, кто, несмотря на самые тяжелые жизненные обстоятельства, продолжает с верой молиться о том, чтобы Он послал им силу, которая бы принесла им избавление и мир. Всевозможными путями Бог откроется им и будет способствовать утверждению их веры в Того, Кто пожертвовал Собой ради их спасения, чтобы они могли возложить «надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Псалтирь 77:7). — {ПЦ 377.1}
«Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и пленные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена» (Исаия 49:24, 25). «И великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: „вы — наши боги“» (Исаия 42:17). — {ПЦ 378.1}
«Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Псалтирь 145:5).«Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся!» (Захария 9:12). Для всех искренних людей, живущих в языческих землях, «правым» в очах Неба, «восходит свет» во мраке (Псалтирь 111:4). Бог говорит: «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них, и не оставлю их» (Исаия 42:16). — {ПЦ 378.2}
Пастор Виталий Олейник.