Род Саула — размышления над ежедневной главой

Краткий обзор 8 главы 1 книги Паралипоменон:
Вся глава посвящена перечислению различных потомков Вениамина с подчеркиванием того, что это был во все времена очень воинственный род, среди них был и первый царь Израиля Саул (подробности в заметках ниже).

Заметки пастора:

— Главы родов Вениамитян, перечисленные в стихах 3-6, жили в Геве (т.е. Гиве — в оригинале это одно слово). Жители этого города отличились своим воинским умением еще во времена Судей (см. Суд. 20:15), дважды отражая вместе с другими Вениамитянами атаки армии, которая превосходила их числом в 15 раз (см. Суд. 20:17);
— В этом же городе жил и Саул, упомянутый в 1Пар. 8:33, первый Израильский царь (см. 1Цар 11:4,5), от которого также произошел род воинственных людей (1Пар. 8:33-40);
— О воинственности Вениамитян вновь свидетельствует упоминание в 1Пар. 8:13 того факта, что главы поколений Берия и Шема выгнали жителей города Геф, из которого был родом легендарный Филистимлянский воин Голиаф (1Цар. 17:4);
— Интересен аргумент, представленный Израильиянами Самуилу по поводу избрания царя: «… нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши». — (1Цар. 8:19,20). Поэтому неудивительно, что по желанию народа был избран в цари человек из воинственного колена, а также из числа жителей города Гивы, славящихся издревле своим военным духом и способностями;
— Почему же пророк Осия говорит, что Бог дал им царя во гневе Своем (см. Осия 13:11)? Прежде чем ответить на этот вопрос давайте исследуем некоторые свидетельства Духа Пророчества.

Свидетельства Духа Пророчества:

— … Бог разрешил народу поступать согласно своему выбору, ибо он отказался руководствоваться Его советом. Осия говорит, что Бог дал им царя во гневе Своем (см. Осии 13:11). Когда люди упорно желают идти своим путем, не ища одобрения Божьего, или же когда они сопротивляются Его ясно выраженной воле, Он часто удовлетворяет их желания, дабы последующий горький опыт заставил их понять свое безумие и раскаяться в своем грехе. Человеческая гордость и мудрость — слишком опасные путеводители. То, чего желает сердце вопреки воле Божьей, впоследствии окажется скорее проклятием, нежели благословением. — {ПП 605.3}
— После поражения филистимлян в Михмасе Саул воевал с Моавом, Аммоном, Едомом, амаликитянами и филистимлянами и неизменно одерживал победы. Получив повеление выступить против амаликитян, Саул немедленно объявил войну. Его указ, скрепленный словами пророка, был объявлен по всей земле, и все способные воевать люди собрались под его знаменем. Этот поход предпринимался не с целью самовозвеличивания. В этой войне израильтянам не должна была принадлежать ни слава победы, ни добыча. Они отправлялись на войну исключительно для того, чтобы повиноваться Богу и совершить Его суд над амаликитянами. Бог желал, чтобы все народы видели, какая участь постигла народ, бросивший вызов Его владычеству; Он хотел также показать, что их истребляет тот самый народ, который они ненавидели. — {ПП 628.3}
«И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом. И Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечем. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили». — {ПП 629.1}
Эта победа над амаликитянами была самой блестящей из одержанных когда-либо Саулом, и вновь воспламенилась гордость в его сердце, что являлось самой большой опасностью. Божественный указ полностью истребить врагов Божьих был выполнен лишь частично. Стремясь приумножить славу своего победоносного возвращения, в присутствии царственного пленника Саул, осмелившись подражать обычаям окружающих языческих народов, пощадил жизнь Агага, свирепого, воинственного царя амаликитян. Народ же оставил себе лучших волов, овец и вьючных животных, оправдывая свой грех тем, что принесет их в жертву Богу. Животных намеревались использовать взамен собственных и таким путем сохранить свой скот. — {ПП 629.2}
Саул подвергся последнему испытанию. Его самоуверенное пренебрежение волей Божьей говорило о том, что он намерен действовать как независимый монарх, и тем самым доказывало, что он недостоин быть наместником Божьим. В то время как Саул и его люди, упоенные победой, возвращались домой, глубокая скорбь царила в доме пророка Самуила. Он получил от Бога весть, осуждавшую действия царя. «Жалею, что поставил Я Саула царем; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил». Пророк был сильно огорчен поведением мятежного царя и всю ночь плакал и молился, чтобы страшный приговор был отменен. — {ПП 629.3}

Заметки пастора (продолжение):

— Я убежден, что на момент избрания Саула — он был наиболее подходящей кандидатурой с точки зрения способностей вести войны, как и его воинственные предки, но с нравственной точки зрения он имел слабое место: склонность приписывать себе славу от одержанных побед, вместо того, чтобы воздавать ее Тому, от кого получил все свои способности. В последствии это пагубно отразилось на всем его правлении;
— Каждый человек, одаренный определенными способностями и использующий их, обязательно достигнет определенного результата. Однако, подобно Саулу, он будет искушаем приписать всю заслугу себе, а не Подателю всего, т.е. возгордиться.
— Какими способностями, Господь наделил меня? Что получается у меня лучше всего? Каких успехов и в каких сферах жизни я достиг на сегодняшний день? Действительно ли я признателен за это Богу? Как проявляется моя признательность? Не потакаю ли я духу гордыни?
— О тех, кто не поступает по воле Бога, подобно возгордившемуся Саулу, сказано: «… все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» — (Флп. 2:21), «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу…» — (Ис. 53:6), — не соответствуют ли эти описания моей жизни?
— … То, чего желает сердце вопреки воле Божьей, впоследствии окажется скорее проклятием, нежели благословением. — {ПП 605.3}
— «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный». — (Пс. 138:23,24)

Пастор Виталий Олейник

Exit mobile version