Краткое содержание 9 главы 1 книги Паралипоменон:
1-22 ст. — упоминание Вавилонского пленения, случившегося в следствие беззаконий народа Божьего: священников (ст.10-13), левитов (ст.14-16), нефинеев, потомков Иуды (ст.4-6), потомков Вениамина (ст.7-9), Ефрема и Манассии, живших в Иерусалиме;
17-34 ст.— Описание различных служений при скинии, порученных левитам и священникам, а также упоминание факта, что для полноценного функционирования скинии трудились Давид и пророк Самуил (22 ст.);
35-44 ст.— Перечисление некоторых потомков Вениамина, живших в различных городах Иудеи, среди которых упоминается и род Саула, первого Израильского царя.
Заметки пастора:
— Удивительный факт данной главы: Иерусалим, который был центром поклонения Богу, населенный служителями Божьими стал местом процветания беззакония;
— Другое наблюдение: перечисление потомков Вениамина начатое в 7 стихе обрывается описанием служения в скинии (ст. 10-34), а затем продолжается с 35 стиха до конца главы, почему так?
— Какое значение имеет упоминание стараний Давида и пророка Самуила в пользу служения в скинии (ст. 22)?
Свидетельства Духа Пророчества:
— Господь предвидел требование Израиля иметь царя, но Он не согласился изменить принципы, на которых было основано государство. Царю предстояло стать наместником Всевышнего. Бог должен был оставаться признанным Владыкой народа, а Его закон нужно было почитать наивысшим законом страны. {ПП 603.2}
— Наибольшего расцвета Израиль достиг в то время, когда признавал Иегову своим Царем, когда законы и правление, учрежденные Им, чтились превыше законов всех остальных народов. Моисей объявил Израилю относительно установлений Господних: «Ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Второзаконие 4:6). Но, отступив от Закона Божьего, евреи не смогли стать таким народом, каким Бог желал сделать их, а в результате все зло, которое явилось следствием их греха и безумия, они приписали правлению Божьему. Вот до чего грех ослепил их. {ПП 605.2}
— Бог желал, чтобы Его народ видел в Нем единственного Законодателя и источник силы. Чувствуя свою зависимость от Бога, евреи всегда стремились бы к Нему. Как Его избранный народ, они должны были стать благородными, возвышенными людьми, отвечающими тому высокому предназначению, к которому Он их призвал. Но, избрав кого-либо в цари, они неизбежно отвратили бы свое внимание от Бога. И больше полагались бы на человеческую силу, нежели на Божественную, а беззакония царя ввели бы народ в грех и отдалили бы его от Бога. {ПП 606.1}
— Непорочная и бескорыстная жизнь Самуила являлась постоянным упреком корыстолюбивому служению священников и старейшин и надменному прихотливому израильскому обществу. Хотя он не окружал себя пышностью и блеском, его труды были отмечены печатью неба. Он был прославлен Искупителем мира, под Чьим руководством управлял еврейским народом. Но люди устали от его набожности и верности, они презрели его смиренное правление и променяли на человека, который должен был царствовать над ними. {ПП 607.4}
— Хотя монархическая форма правления в Израиле и была предсказана в пророчестве, Бог оставил за Собой право избрать для народа царя. Евреи настолько уважали власть Бога, что полностью положились на Него в выборе царя. Выбор пал на Саула, сына Киса из колена Вениаминова. {ПП 608.1}
Личные достоинства будущего монарха полностью отвечали тщеславным желаниям народа. «И не было никого из Израильтян красивее его» (1 Царств 9:2). Благородный, полный достоинства, во цвете лет, высокий и красивый, он, казалось, был рожден для того, чтобы повелевать. Однако, невзирая на внешнюю привлекательность, у Саула не было возвышенных качеств, которые составляют истинную мудрость. В юности он не научился владеть своими порывистыми и пылкими страстями. Он никогда не испытывал на себе обновляющей силы Божественной благодати. {ПП 608.2}
— Саулу был дан Дух Святой, чтобы просветить его разум и смягчить сердце. Он получил точное указание относительно того, как следует поступать, он был обличен пророком Божьим. Но, несмотря на это, он поступил по-своему — столь велико было его упрямство! История жизни первого израильского царя — печальный пример силы плохих привычек, приобретенных в ранней молодости. В юности Саул не любил Бога и не боялся Его, он смолоду не укротил свой своенравный дух и был всегда готов восстать против Божественной власти. Те, кто с юности питает святое почтение к Божественной воле и верно исполняет свои обязанности, таким образом готовят себя к исполнению высшего служения в последующей жизни. Но невозможно годами извращать способности, данные Богом, и считать, что потом, когда тебе вздумается измениться, обнаружишь эти способности в целости и сохранности и направишь их в совершенно противоположном направлении. {ПП 622.2}.
Заметки пастора (продолжение):
— Благословения народа Божьего напрямую зависят от подчинения Его правлению;
— Требование народа Божьего, чтобы иметь царя, было следствием нежелания менять свой корыстолюбивый, надменный и прихотливый образ жизни, а также выражением стремления освободиться от благочестивого влияния Божьего в лице Его верных пророков;
— Первый Израильский царь полностью соответствовал ожиданиям большинства народа Израильского, но подобно им, не имея возвышенных благочестивых качеств, увлек их сознание еще дальше от истинного богопоклонения: скорее всего именно на этот факт и указывает разрыв в перечислении потомков Вениамина в 1Пар. 9 главе. Поклонение Богу должно было быть в центре жизни Израильтян, но не так было во время правления Саула;
Свидетельства Духа Пророчества (продолжение):
— Как только Давид утвердился на израильском престоле, он начал искать более подходящее место для столицы своего царства. Было избрано место в двадцати милях от Хеврона. До перехода Иисуса Навина через Иордан оно называлось Салим. Около него Авраам засвидетельствовал свою верность Богу. За восемьсот лет до помазания Давида здесь жил Мелхиседек, священник Бога Всевышнего. Салим располагался на возвышенности в центре страны и со всех сторон был окружен холмами. От этого места, находившегося на границе между уделами Вениамина и Иуды и в то же время недалеко от Ефрема, шел самый удобный путь ко всем остальным коленам. {ПП 703.1}
— Теперь Давид укрепил свою власть, и враги больше не осмеливались нападать на его землю. И тогда он решил осуществить свое заветное желание — перенести ковчег Божий в Иерусалим. В течение многих лет ковчег находился в Кириафиариме, на расстоянии девяти миль, однако необходимо было, чтобы этим знаком Божественного присутствия была прославлена столица. {ПП 704.3}
— Все колена присутствовали на этой церемонии, на праздновании самого священного события, отметившего царствование Давида. Дух Божий покоился на царе, и теперь, когда последние лучи заходящего солнца озаряли скинию, его сердце возносило глубокую благодарность Богу за то, что благословенный символ Его присутствия теперь находится так близко от израильского трона. {ПП 708.4}
— Торжественная церемония, которая сопровождала перемещение ковчега, произвела глубокое впечатление на израильтян, пробуждая в них неподдельный интерес к священному служению и заставляя с новой силой ощутить ревность по Иегове. Давид старался всеми средствами, какие только были в его власти, углубить эти чувства. Пение псалмов составляло часть религиозного служения, и Давид сочинял псалмы не только для священников, которые пели их во время служения в скинии, но и для обычных людей, чтобы они могли с пением шествовать к жертвеннику Израиля во время ежегодных праздников. Это оказало сильнейшее воздействие на людей и привело к тому, что они оставили идолопоклонство. Многие окружающие народы, наблюдая за процветанием израильтян, все чаще задумывались о Боге Израилевом, Который совершил такие великие дела для Своего народа. {ПП 711.1}
Скиния, построенная Моисеем, со всеми ее принадлежностями, за исключением ковчега, все еще находилась в Гиве. Давид намеревался сделать Иерусалим общенародным религиозным центром. Для себя он построил дворец и чувствовал, что не подобает ковчегу Божьему находиться в шатре. Он решил возвести для него храм, великолепие которого служило бы свидетельством того, что израильтяне дорожат честью, оказанной им постоянным присутствием Иеговы, их Царя. Поделившись своим замыслом с пророком Нафаном, он получил ободряющий ответ: «Все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою» (2 Царств 7:3). {ПП 711.2}
— Мечта построить храм Господу, которую Давид лелеял столь долгое время, была блестяще осуществлена Соломоном. На протяжении семи лет в Иерусалиме не прекращалась работа строителей, которые выравнивали землю на выбранном месте, воздвигали массивные стены и фундамент из больших камней, «камней дорогих и обделанных», обтесывали стволы деревьев, привезенных из ливанских лесов, возводя величественное святилище (3 Царств 5:17). {ПЦ 35.1}
— Царь всеми силами старался побудить народ полностью отдать себя Богу, посвятить себя на служение Ему и возвеличить Его святое имя. … {ПЦ 45.3}.
Заметки пастора (окончание):
— Давид, поддерживающий тесные отношения с благочестивым Самуилом, разительно отличался от своего предшественника Саула стремлением почтить Бога и сделать столицу страны центром истинного религиозного поклонения. Стремление Давида обратить сознание своих поданных к Господу передалось также его сыну Соломону, построившему Иерусалимский храм. Скорее всего, именно поэтому написано: «Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои». (Деян. 13:21-22);
— Являюсь ли я сегодня человеком по сердцу Божьему? На что направлены мои самые сокровенные мечты и желания? Как я реагирую на благочестивую жизнь и слова любящих Бога людей, стремлюсь ли я быть в тесной дружбе с ними?
— О противящихся Господу мы читаем в 1Пар.9:1: «… Иудеи же за беззакония свои переселены в Вавилон». А что, в конце концов, может быть записано о моей участи в памятных книгах у Бога? Есть о чем подумать и помолиться…
Пастор Виталий Олейник