Воцарение Давида и его гвардия — размышления над ежедневной главой

Краткий обзор 11 главы 1 книги Паралипоменон:

1-3 ст. — Помазание Давида в цари над Израилем всеми старейшинами в Хевроне;

4-9 ст.— Описание того, как был завоеван город Иевусеев, ставший впоследствии городом Давидовым, столицей Израильского царства, а также как Иоав, поразивший Иевусеев, стал военачальником;

10-47 ст.— Перечисление главных воинов армии Давида и некоторых их подвигов, среди которых трое были главными: Иоав (упомянутый еще ранее в ст. 6), Иесваал (ст. 11) и Додо (ст. 12).

Заметки пастора:

— Наряду с упоминанием в данной главе факта о воцарении Давида, также ярко выделяется явление возвышения Иоава, поэтому есть смысл рассмотреть его личность и жизнь подробнее;
— Из 1Пар. 2:16,17 мы узнаем, что Иоав приходился двоюродным братом Давиду, а из 11-ой главы — что он был способным руководителем и храбрым воином (1Пар.11:15);
— Из 1Пар. 11:10 — становится известным, что Иоав был одним из активных сторонников воцарения Давида на царство, считая это волей Господней. Еще до воцарения Давида над всем Израилем, Иоав отстаивал интересы Иудейского царства, сражаясь с враждебно настроенными Израильтянами, которыми командовал Авенир, военачальник Саула, в ходе этого сражения от руки Авенира погиб брат Иоава Асаил (см. 1Цар. 2 глава);
— В 1Цар.3 главе и книге «Патриархи и пророки» мы знакомимся с тем как развивались дальше взаимоотношения между Авениром и Иоавом: «… Авенир, раздосадованный слабоволием и неумелостью Иевосфея, обратился к Давиду с предложением распространить его власть на все израильские колена. Это предложение было принято, и Авенир с почестями был отпущен, чтобы привести в исполнение этот план. Но благосклонно принятое предложение такого доблестного воина возбудило зависть Иоава, начальника армии Давида. Авенир и Иоав находились в отношениях кровной мести, поскольку Авенир во время войны между Израилем и Иудеей убил Асаила, брата Иоава. Теперь Иоав, увидев возможность отомстить за кровь брата и одновременно освободиться от такого блистательного соперника, воспользовался случаем, устроил Авениру западню и убил его». {ПП 699.3}. Таким образом, мы узнаем, что Иоав был завистливым, злопамятным и честолюбивым человеком. Казалось, что он был благорасположен к царствованию Давида над всем Израилем по слову Господнему, как отмечается в 1Пар. 11:10, но на самом деле он не был поклонником Господа, как Давид;
— Подтверждение вышеизложенной мысли мы находим в книге «Патриархи и пророки» на стр. оригинала 699-700: «Давид, узнав об этом предательском поступке, воскликнул: «Невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира, сына Нирова. Пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его». Учитывая неустойчивое положение своего царства, власть и силу убийц, ибо и Авесса, брат Иоава, принимал в этом участие, Давид не мог наказать преступников по заслугам, он всенародно заявил о своем возмущении этим кровавым поступком. … Давид великодушно относился к тому, кто был его злейшим врагом, и это снискало ему доверие и восхищение всего Израиля. «И весь народ узнал это, и понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему народу. И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова». В узком кругу доверенных советников и помощников царь, говоря об этом преступлении и признавая свою неспособность наказать — хотя он этого желал — убийц, предоставил Богу судить их: «Знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!» {ПП 700.2}. Нигде также мы не читаем, что Иоав, услышав обличения Давида, раскаялся в содеянном. Поэтому в своем завещании Соломону Господь заповедал наказать Иоава (см. 3Цар. 2:5-6);
— Но какое это имеет отношение ко мне сегодня? Во 2Тим.3 главе содержится пророчество, относящееся к моим временам: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющее вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».
— В мое время могут жить Иоавы, имеющие вид благочестия, но от которых Господь советует мне удаляться. К тому же я сам могу подпасть под это определение, в таком случае, мне необходимо удаляться от грехов Иоава, покаяться и оставить их, чтобы не навлечь справедливого Божьего наказания;
— Господь желает спасти грешника, а не наказать (см. Иез. 18:23). Поэтому Он призывает сегодня меня и каждого причисляющего себя к народу Божьему: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» Иак.4:7-10.

Пастор Виталий Олейник

Exit mobile version