Краткое содержание 21 главы 1 книги Паралипоменон:
Заметки пастора:
— Почему сначала Иоав, а затем и Господь отрицательно отнеслись к желанию царя Давида посчитать способных к войне Израильтян, которых, кстати, оказалось не мало? Очевидно, что Давид, как царь, захотел оценить военную боеспособность своей страны, поэтому он и поручил это дело военачальнику Иоаву, а последний, хоть и был против, но все же считал тех Израильтян, которые были способны к войне, но разве это было плохо? Почему Иоав, еще до того как начать счет, противился желанию царя, говоря: «да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?», — в чем суть вины, о которой он говорил? Что осознал Давид, когда сказал: «весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно». — (ст. 8);
— Среди всех вышепоставленных вопросов очевиден один факт: Давид хотел знать боеспособность своей армии, измеряя ее количеством воинов. Делал ли он это просто ради любопытства или в целях планирования дальнейших военных действий, — об этом в главе ничего не сказано. Однако, все предшествовавшие этому событию военные победы, описанные в предыдущих главах, были одержаны не благодаря количеству воинов, но благодаря Божьей помощи и руководству: «… Господь помогал Давиду везде, куда он ни ходил». — (1Пар 18:13), «И сделал Давид, как повелел ему Бог; и поразили стан Филистимский, от Гаваона до Газера». — (1Пар 14:16). Поэтому, повелев исчислять армию, Давид проявил дух самонадеянности, поддавшись влиянию сатаны, на что указывает 1Пар.21:1 : «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».
— О самонадеянности, как причине, побудившей Давида делать исчисление способных к войне Израильтян, говорит и Дух Пророчества: «На такой поступок царя толкнули гордость и честолюбие. Перепись населения должна была показать, насколько велика разница между слабостью царства до прихода к власти Давида и мощью и процветанием, ставшими результатом его правления, а это только усилило бы самонадеянность царя и народа. … Процветание Израиля под правлением Давида возросло скорее благодаря благословениям Божьим, нежели способностям царя или силе его армии. Увеличение военной мощи страны создало бы у окружающих народов представление, будто Израиль больше полагается на свою армию, нежели на силу Иеговы» — {ПП 746.4}. Дополнительно узнаем, что с самонадеянностью связаны еще и такие греховные проявления как гордость и честолюбие. Все они подкрепляют друг друга и уводят человека из под защиты Бога на гибельные сатанинские пути.
— Очевидно, по содержанию главы, что на подобных гибельных путях побывал не только Давид, осознавший свой грех и раскаявшийся (см. ст. 8, 17), но и многие Израильтяне, о которых сказано: «И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля. … И послал Господь язву на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек». — (1Пар 21:7,14). А поскольку через пророка, в Иез
— История Давида и Израильского народа, описанная в исследуемой главе, очень поучительна. Подобно тому как от камня, брошенного в воду, расходятся круги, так и потакание духу гордости, честолюбия и самоуверенности, — обязательно повлечет за собой волны гибельных последствий. Слово Божье предостерегает: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». — (1Кор
— Как можно предостеречь себя от духа гордости, честолюбия и самоуверенности сегодня? Повеление, данное Давиду через пророка Гада, показывает где следует искать ответ: «И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду: пусть Давид придет и поставит жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина». — (1Пар 21:18). Это было то место, где Господь приостановил действие карающей справедливости, проявив милость к Своему народу: «И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою. Ангел же Господень стоял тогда над гумном Орны Иевусеянина». — (1Пар 21:15). Поэтому жертвенник, который Давид должен был соорудить и те жертвы, которые надлежало на нем принести — все это свидетельствовало о величайшей милости Божьей к грешнику. «Место, на котором был сооружен жертвенник, отныне почиталось святым, и Орна предложил его царю в дар, но Давид отклонил это предложение. „Я хочу купить у тебя за настоящую цену, — сказал он, — ибо не стану я приносить твоей собственности Господу… И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота“. Это памятное место, где Авраам построил алтарь, чтобы принести в жертву своего сына, и затем освященное таким великим избавлением, впоследствии было избрано Соломоном для постройки храма» — {ПП 748.5}. Из данной цитаты мы узнаем, что это было то же место, на котором Аврааму Бог явил чудо Своей величайшей милости в избавлении грешников через заместительную жертву Иисуса Христа (см. Быт 22:13 и Ин 8:56);
— Все вышесказанное свидетельствует о том, что нет другого противоядия против греха и его проявлений, как только сосредоточение на величайшей милости Божьей, которая особенно была явлена через жертвенное служение Иисуса Христа! Божья любовь, принятая в сердце, вытесняет всякое проявление иного духа. Вот несколько практических советов: «… Если мы будем постоянно думать о недобрых или несправедливых поступках других людей, то не сможем любить их так, как Христос возлюбил нас. Но когда наши мысли сосредоточатся на чудесной любви и сострадании Христа к нам, мы сумеем проявлять тот же дух в своем отношении к ближним. … » — (Путь ко Христу, c. [121]); «Всем нам было бы очень полезно каждый день проводить один час в размышлении о жизни Христа. Мы должны изучать ее во всех деталях, представляя себе каждый эпизод, а особенно заключительные события. Итак, если мы сосредоточим свое внимание на Его великой жертве за нас, то наше доверие к Нему будет постоянным, наша любовь — живой и мы глубоко проникнемся Его Духом. Если мы хотим наконец быть спасенными, то должны научиться покаянию и смирению у подножия креста» — {ЖВ 83.4}.
— Готов ли я целенаправленно выделять определенное время в течении каждого дня, чтобы размышлять о чудесной любви Божьей, особенно проявленной в жизни и жертвенном служении Иисуса Христа? Когда последний раз я глубоко проникался Его Духом? Это приоритетные вопросы, потому что написано: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». — (Еф
Пастор Виталий Олейник