Долина Иосафата: «Не вам сражаться на сей раз» — размышления над ежедневной главой

Краткий обзор 20 главы 2 книги Паралипоменон:

1-2 — Нападение «множества великого» из-за моря, от Сирии
3-5 — Реакция Иосафата и всего народа
6-13 — Молитва Иосафата
14-17 — Божия весть
18-19 — Ответ народа
20-21 — Наставление Иосафата и подготовка к сражению
22-30 — Победа
31-37 — Итог жизни Иосафата

Быть героем легче, чем быть святым — гласит поговорка. Легко однажды одержать победу, какой бы трудной она не была, а потом спокойно вспоминать о ней, обучая учеников. Но одерживать такие победы каждый день — вот жизнь христианина. В жизни Иосафата, после различных переживаний, кажется наступила некоторая стабильность. Бог хранил его в мире. И кажется, что так должно быть всегда. Но… каждый человек в своей жизни будет до конца испытан. А испытания тяжелее всего, когда ты уже успокоился и не ждешь их. Полчище Моавитян и Аммонитян было таким большим, что испугало всех. В 14 главе описано нашествие эфиоплян с войском в 1 миллион человек. Для сравнения — вся современная армия России, согласно данным из интернета, больше всего процентов на 15. А представить такую армию, сосредоточенную на небольшой территории Палестины просто тяжело. Бог дал тогда освобождение своему народу. В этот раз Библия даже не называет их количество — «множество великое». Здесь просто не нужно было даже думать о своих силах.

«В конце царствования Иосафата в Иудейскую землю вторгся неприятель, одно приближение которого привело всю страну в ужас и трепет. „Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моавитской, пошли войною на Иосафата“. Эту весть принес царю гонец, который в волнении сообщил ему: „Идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот, они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди“ (2 Пар. 20:1, 2).
Иосафат был мужественным и доблестным воином. На протяжении многих лет он заботился об укреплении городов и усилении армии. Он был достаточно хорошо подготовлен к тому, чтобы дать отпор любому врагу, однако нависшую над ним опасность он не надеялся преодолеть своими силами. Одержать победу над язычниками, которые хвастались тем, что покорят Иудею, Иосафат мог, только положившись на Бога Израилева, а не на тщательно подготовленную армию и укрепленные города». ПЦ198-199.

Самое важное в этой истории — действия Иосафата и всего Израиля, и в результате удивительная победа в этой войне. Она произошла не при помощи воинского оружия.

«Стоя в храме перед народом, Иосафат излил в молитве всю свою душу, опираясь на обетования Божьи и упоминая о беззащитности Израиля. „Господи, Боже отцов наших! — молил он, — не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля, и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? И они поселились на ней, и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря: „Если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь“.
И ныне, вот, Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, — вот, они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать; но к Тебе очи наши!“ (2 Пар. 20:3-12).
С полной уверенностью Иосафат мог сказать: „К Тебе очи наши“. На протяжении многих лет он учил народ полагаться на Того, Кто и в прошлые века так часто избавлял Свой народ от окончательной погибели, и теперь, когда царство находилось в опасности, он не один стоял пред Богом, но „все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их“ (2 Пар. 20:13). Вместе они постились и молились, вместе они умоляли Господа поразить их врагов, чтобы имя Иеговы было прославлено» ПЦ199-200.

Испытания открывают нашу веру. Иосафат, несмотря на свои ошибки, твердо верил Богу. И его слова говорят о смирении и доверии Спасителю. «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!»

Конечно Бог ответил на искренню молитву народа. «Когда весь народ вместе с царем смирился пред Богом и просил у Него помощи, Дух Божий сошел на Иозиила, «левита из сынов Асафовых», и он сказал: «Слушайте, все Иудеи, и жители Иерусалима, и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. Завтра выступите против них: вот, они всходят на возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом. Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите на встречу им, и Господь будет с вами.
И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу. И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых — хвалить Господа, Бога Израилева, голосом весьма громким» ПЦ200-201.

Спасение было, как всегда, удивительным. «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, [посылаемое] вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» 2Пар.20:17.

«В сражении впереди вооруженного войска царь «поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!»

Какой же численности было войско противника, если иудеи три дня забирали добычу и не могли унести, такою большой она была?

Вывод

Библия — книга опытов. И эта история должна укрепить мою веру и помочь преодолевать мои современные проблемы. Как царь Иосафат я должен все затруднения жизни преодолевать только силою Христа. И спасение будет просто чудесным! «В то критическое время Бог был силой для Иуды, а в наше время Он является силой Своего народа. Мы не должны полагаться на сильных мира сего или ставить их на место Бога. Мы должны помнить, что люди способны согрешать и ошибаться, и только Он, обладающий силой, есть крепкая башня, способная нас защитить. При любых жизненных обстоятельствах мы должны помнить, что это Его сражение. Он располагает неограниченными возможностями, а все, что кажется непреодолимым, сделает победу еще более блестящей» ПЦ 202.

Пастор Олег Василенко

Exit mobile version