Краткий обзор 30 главы 2 книги Паралипоменон:
1-4 — Решение царя о праздновании Пасхи
5-10 — Приглашение всего Израиля на праздник
11-14 — Подготовка к празднику
15-22 — Семь дней празднования
23-27 — Другие семь дней
После освящения храма и левитов со священниками Езекия желает совершить Пасху так, как предписано было, но давно не совершалось. «В течение многих лет Пасха не отмечалась как национальный праздник. Происшедшее после смерти Соломона разделение царства, казалось, сделало празднование Пасхи невозможным, но ужасные кары, постигшие десять колен, пробудили во многих сердцах стремление к лучшему, и волнующие вести пророков также сыграли свою роль. Во все концы страны были разосланы царские гонцы, которые „ходили… из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой“, приглашая народ собраться в Иерусалиме для празднования Пасхи. Глашатаев милостивого приглашения почти нигде не слушали. Закоренелые беззаконники легкомысленно отнеслись к этому, но все же те, кто искренно желал найти Бога, чтобы познать еще больше Его волю, „смирились, и пришли в Иерусалим“ (2 Пар. 30:10, 11)» ПЦ 335-337.
Интересно, что обращение к Богу одного человека, влияет на его окружение. «И понравилось это царю и всему собранию» стих 4.
От решения главного вопроса в жизни — отношения к Отцу Небесному зависит все. И результат принятия правильного решения также сразу виден — «И над Иудеею была рука Божия, даровавшая им единое сердце, чтоб исполнить повеление царя и князей, по слову Господню» стих 12. И отклик народа — «И собралось в Иерусалим множество народа для совершения праздника опресноков, во второй месяц, — собрание весьма многочисленное» стих 13.
За обращением следует освящение. Откликнувшись на «повеление, которое находилось в полной гармонии с волей Божьей, открытой Его пророками» (ПЦ 337), народ, вслед за освятившимися левитами, также начал уничтожать последствия греха в своей жизни. «И встали и ниспровергли жертвенники, которые были в Иерусалиме; и все, на чем совершаемо было курение [идолам], разрушили и бросили в поток Кедрон» стих 14.
Наконец само празднование пасхи «Собралось огромное множество людей — для них это событие оказалось одним из самых величайших благословений. Оскверненные улицы города были освобождены от языческих капищ, выстроенных во дни царствования Ахаза. В положенный день начался праздник Пасхи, и в течение целой недели люди приносили мирные жертвы, получая представление о том, что от них ожидал Бог. Левиты ежедневно учили народ познавать Бога, и ищущие Бога находили прощение. Все были охвачены чувством великой радости. Каждый день „левиты и священники славили Господа на орудиях, устроенных для славословия Господа“ (стих 21). Всеми владело только одно желание — прославить Бога, Который был так добр и милостив к ним» ПЦ 337.
Всем было так хорошо, что они не захотели уходить. «Семь дней, отведенных по обыкновению для празднования Пасхи, промчались очень быстро, и все, участвовавшие в этом празднике, решили остаться здесь еще на семь дней, чтобы глубже познать путь Божий. Священники-учители продолжали наставлять народ по книгам закона, ежедневно люди собирались в храме, чтобы принести дань хвалы и благодарности, и по мере того как шли дни, все очевиднее становилось, что Господь чудесным образом совершил обращение заблудших жителей Иудеи и остановил поток язычества, угрожавший снести все на своем пути. Грозные предостережения пророков были услышаны. „И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме“ (стих 26)» ПЦ 337.
Но и это не все. Когда дети Божьи обращаются к нему, он дает благословения обильно, без меры. «И по окончании всего этого, пошли все Израильтяне, [там] находившиеся, в города Иудейские и разбили статуи, срубили [посвященные] дерева, и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее и в [земле] Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца. И [потом] возвратились все сыны Израилевы, каждый во владение свое, в города свои» 2Пар.31:1. Это результат жизни с Богом. Плоды их жизни. А какие плоды видны в моей жизни?
Вывод
Дивны дела Божьи и много чудесных дел Его и радости людям вижу в этой главе. Меня трогают слова Эллен Уайт , в которых она подчеркнула мотивы Езекии. «Страстно желая, чтобы служение в храме стало настоящим благословением для народа, Езекия решил восстановить древний обычай, когда все израильтяне вместе собирались для празднования Пасхи» ПЦ 335. И с этого все начиналось. Важно, что действие Божьего Духа приводит в храм, приводит к объединению. И я не представляю себе возрождения народа Божьего, которое проходит вне церкви Его, или не приводит в раскаянии к нему.
Второе, истинное обращение и возрождение начинается с глубокого раскаяния, смирения. В эту минуту у человека не может быть непрощения, желания обличать другого. «Левиты ежедневно учили народ познавать Бога, и ищущие Бога находили прощение… Всеми владело только одно желание — прославить Бога, Который был так добр и милостив к ним.» ПЦ 337.
Да благословит Господь народ Свой.
Пастор Олег Василенко