Надежда воскресла — размышления над ежедневной главой

Краткий обзор 34 и 35 глав 2 книги Паралипоменон:

1-2 — Характеристика Иосии
3-7 — Очищение Иудеи и земли Израильской
8-13 — Возобновление дома Господня
14-18 — Находка Хелкии священника
19-22 — Реакция царя на книгу закона
23-28 — Божий ответ
29-33 — Заключение завета
35:1-19 — Празднование Пасхи
20-27 — Конец Жизни Иосии

Прежде всего поражает возраст царя. Восьмилетний мальчик, сын нечестивого царя, решительно отвращается зла и ходит путями Давида. Даже не путями Манассии, своего деда, обратившегося к Богу в конце жизни. Интересно, что при описании начала его служения не упоминается имена его советников. Создается впечатление, что он, а не священник больше заботится о доме Божьем. Одно упоминание о матери в 4Цар.22:1 позволяет предположить, что хотя она была женой нечестивого Аммона, но оказала доброе влияние на сына.

«С восшествием Иосии на престол, который он занимал тридцать один год, в сердцах всех, сохраняющих чистоту веры, воскресла надежда, что нравственный упадок прекратится, ибо новый царь, несмотря на свой возраст — ему было только восемь лет — с самого начала правления делал „угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево“ (4 Цар. 22:2). Иосия был сыном нечестивого царя, его обуревало искушение пойти по пути своего отца, он имел всего несколько советников, побуждающих его делать добро, но Иосия оставался верен Богу Израиля. Помня об ошибках прошлых поколений, он избрал путь истины, вместо того чтобы вести образ жизни, погубивший его отца и деда. Он „не уклонялся ни направо, ни налево“. Занимая высокое положение, он твердо решил повиноваться наставлениям, данным израильским царям, и это послушание позволило Богу использовать его как сосуд, предназначенный для торжественного употребления.
Разрушение идоловВ годы, предшествовавшие воцарению Иосии, и во время его правления верные иудеи задавались вопросом: исполнятся ли когда-либо обетования Божьи, данные древнему Израилю? С человеческой точки зрения, Божественное намерение об избранном народе представлялось почти невыполнимым. Отступничество, происшедшее в прошлые века, укоренилось, десять колен Израилевых были рассеяны среди язычников, и остались только колена Иуды и Вениамина, но уже и они, казалось, находились на грани моральной и национальной гибели. Пророки начали предсказывать полное разрушение их величественного города, где находился храм, построенный Соломоном, в котором были сосредоточены все земные чаяния национального величия. Могло ли случиться, чтобы Господь переменил Свое уже однажды высказанное намерение избавить тех, кто полагался на Него? Могли ли те, кто оставался верен Богу, еще надеяться на лучшие дни, наблюдая кажущееся благоденствие нечестивых и непрекращающееся гонение праведных?» ПЦ 383-385.

С восшествием Иосии на престол в сердцах Божьих детей возродилась, воскресла надежда на то, что все наконец изменится к лучшему. К лучшему будущему с Богом.

Еще одна мысль поражает — в порыве благородного гнева Иосия уничтожает идолов не только в Иудее, но и на территории чужого государства — Израиля. И никто не воспротивился, никто не подал ноту протеста, никто не объявил войну.

Еще один важное событие произошло когда Хелкия нашел книгу закона Моисея. «За сто лет до этого, когда Езекия впервые праздновал Пасху, он дал указание, чтобы священники-учители ежедневно читали народу книгу закона. Именно благодаря соблюдению установлений, записанных Моисеем, в особенности тех, что содержатся в книге завета, известной нам как Второзаконие, царство Езекии достигло процветания. Но Манассия осмелился устранить эти постановления, и во время его царствования копия книги закона, хранившаяся во храме, из-за небрежного обращения с ней была утеряна. Таким образом, в течение длительного времени народ вообще был лишен возможности что-либо знать о содержащихся в ней наставлениях.
Давно потерянная рукопись была обнаружена первосвященником Хелкией во время восстановительных работ, которые производились по повелению царя Иосии, желавшего сохранить священное сооружение. Первосвященник отдал драгоценный свиток Шафану, ученому книжнику, который прочел его и затем передал царю, рассказав ему также и о том, как свиток был найден» ПЦ 392-393.

Еще одна мысль — как наверное было тяжело Иосии услышать весть от Бога, что несмотря на все преобразования, несмотря на обращения народа суды Божьи непременно исполнятся над Его народом. Но он твердо стремился идти путем Господним.

«Стремясь и дальше утверждать веру жителей Иудеи в Бога их отцов, царь намеревался отметить праздник Пасхи так, как это описано в книге закона. Те, кому было доверено священное служение, сделали все приготовления, и в великий день праздника были принесены добровольные пожертвования. «Потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (4 Цар. 23:22). Но рвение Иосии, хотя и оцененное Богом, не искупило грехов прошлых поколений; также и благочестивая жизнь людей, последовавших его примеру, не могла изменить сердца тех, кто упорно отказывался оставить идолопоклонство и начать служить истинному Богу» ПЦ 405.

На короткое время все же у многих возникла надежда, что все изменится. Но только Бог видит, насколько полное обращение народа, насколько глубоки изменения в сердцах. Только Он знает, что нужно человеку.

«После празднования Пасхи Иосия продолжал царствовать еще более десяти лет. Он погиб в возрасте тридцати девяти лет в сражении с египтянами и „похоронен в гробницах отцов своих“. „Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песней“ (2 Пар. 35:24, 25). Подобного Иосии „не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего… за все оскорбления, какими прогневал его Манассия“ (4 Цар. 23:25, 26). Приближалось время, когда Иерусалим будет полностью разрушен, а жители страны окажутся в плену в Вавилоне, чтобы научиться тому, чего они не желали познать при более благоприятных обстоятельствах.» ПЦ405-406.

Выводы

Бог хранит неарод Свой. И в годы самого большого отступления Он дает надежду на спасение.
Обращение к Богу всегда спасает, как бы далеко мы не ушли от Него. Но не избавляет от последствий грехов.
Насколько полно мое обращение к Богу? Слушаю ли я Его в это благоприятное время?

Пастор Олег Василенко

Exit mobile version