Древние методы добрачного консультирования — размышления над ежедневной главой

Краткий обзор 13 главы книги Неемии:

1-2 — Чтение закона
3-9 — Отделение и очищение Израиля от всего иноплеменного
10-14 — Восстановление служения при храме
15-22 — Восстановление субботы
23-31 — Очищение от всего иноземного и восстановление служения

Заключительная глава, повествующая о трудах выдающегося руководителя народа Божия, Неемии. Безусловно, он был исключительным человеком, и если бы не его решительные и своевременные действия, трудно сказать как сложилась бы судьба Иудеи. Но прежде всего в этой главе обращает на себя методы, которыми он иногда добивался цели. Как вы думаете, Бог одобряет его методы? Может быть их стоит распространить в наше время среди служителей церкви?

Конечно. в этой главе Неемия часто взывает к Богу и просит помянуть его труды. И кажется, Бог никак не реагирует на его методы. Так значит это хорошо? Но если внимательно перечитать всю книгу, то в ней в центре внимания предстает не человек, бьющий других и рвущий им волосы. А богобоязненный христианин, который всем сердцем предан ему и использует все возможные методы для выполнения дела Божия. Не упускает возможностей и действует своевременно. Не жалеет себя и также действует и по отношению к другим. Думаю Бог приводит его в пример именно за это, а не за то, что для достижение этого он кого-то бил.

Когда видишь как неистребимо зло, как быстро оно проникает в сердце и жизнь человека, опускаются руки. Но это не про Неемию!

«Но в отсутствии Ездры и Неемии многие забыли о Боге. Неемия возвратился в Персию. Пока его не было в Иерусалиме, среди народа распространились гибельные грехи. Идолопоклонники не только прочно обосновались в городе, но осквернили своим присутствием даже дворы храма. Благодаря брачному союзу возникли дружеские отношения между первосвященником Елиашивом и Товием Аммонитским, злейшим врагом Израиля. В результате этого беззаконного союза Елиашив позволил Товии занять помещение, принадлежавшее храму и прежде использовавшееся как кладовая для десятин и приношений.
Жестокость и вероломство моавитян и аммонитян по отношению к Израилю привели к тому, что Господь навсегда исключил их из числа Своего народа, объявив о том через Моисея (см. Втор. 23:3-6). Вопреки этому первосвященник выбросил приношения, собранные в хранилище дома Божьего, освободив там место для представителя этого проклятого народа. Невозможно было выразить большее презрение к Богу, чем проявив подобное расположение к врагу Бога и Его истины» ПЦ 669-670.

Сегодня Неемию, наверное, назвали бы лучшим антикризисным менеждером. Ему нужно было действовать незамедлительно и безошибочно. Это можно только в союзе с Богом.

«Возвратившись из Персии, Неемия узнал об этом дерзком богохульстве и самым решительным образом выгнал нечестивца. «Тогда мне было весьма неприятно, — говорит он, — и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты, и сказал, чтоб очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан».
Не только храм был осквернен, но и приношения использовались неправильно. Это пагубно сказалось на желании народа жертвовать. Люди утратили свое рвение, усердие и неохотно отдавали десятины. Хранилище дома Божьего пополнялось очень скудно, и многие из певцов и других служителей храма, не получая надлежащей поддержки, были вынуждены оставить работу Божью и приняться за другой труд.
Неемия принялся исправлять и эти злоупотребления. Он собрал всех, кто оставил служение в доме Господнем, и «поставил их на место их». Это воодушевило народ, и все иудеи принесли «десятины хлеба, вина и масла в кладовые». На мужей, которые «считались верными», было «возложено раздавать части братьям своим» ПЦ 670.

Две проблемы с которыми Неемия решительно боролся в это время — это нарушение субботы и соединение с язычниками.

«Неемия обнаружил, что языческие торговцы и купцы, приходящие из окрестностей Иерусалима, соблазнили многих израильтян заниматься торговлей по субботам. Были такие, кто не изменил своим правилам, но другие согрешили и вместе с язычниками пытались склонить к этому и верных израильтян. Многие открыто осмеливались нарушать субботу. «В те дни, — пишет Неемия, — я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим… И Тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме».
Все это можно было бы предотвратить, если бы вожди народа применили свою власть, но из-за своих личных интересов они не хотели портить отношений с нечестивцами. Неемия бесстрашно обличил их в небрежном отношении к своим обязанностям. «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? — сурово спросил он их. — Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу». Затем он распорядился, чтобы «когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою… запирать двери, и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы», и, питая больше доверия к своим слугам, чем к тем, кого могли назначить иерусалимские магистраты, он поставил их у ворот следить за исполнением своего приказа.
Не желая отказаться от своих намерений, «торговцы и продавцы всякого товара» ночевали «вне Иерусалима раз и два», надеясь завязать торговлю с жителями города или окрестностей. Но Неемия предупредил их, что они будут наказаны, если не подчинятся новому порядку. «Зачем вы ночуете возле стены?- спросил он их, — если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу». Он также повелел левитам нести стражу у ворот, зная, что они обладают большим авторитетом, чем простой люд; от этих служителей Божьих было вполне естественным ожидать и большего усердия в том, чтобы добиться повиновения Божьему закону»ПЦ 671-673.

Усугубляло проблему то, что в этих грехах были замешаны руководители народа.

«Затем Неемия обратил свое внимание на опасность, вновь нависшую над Израилем из-за их брачных союзов и общения с язычниками. «В те дни, — пишет он, — я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски».
Эти беззаконные союзы были источником многих неприятностей в Израиле, ибо некоторые из вступивших в них занимали высокое положение, были вождями народа, и к ним по праву могли обращаться за советом и брать с них пример. Предвидя гибель народа в том случае, если это зло не будет истреблено, Неемия серьезно поговорил с виновными. Приведя в пример Соломона, он напомнил им, что ни у одного народа не было подобного царя, наделенного Богом столь великой мудростью, и однако же языческие женщины отвратили сердце Соломона от Бога и его пример сослужил гибельную службу Израилю. «И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло?»-строго спросил их Неемия. Затем он повелел, чтобы «они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя».
Когда Неемия объяснил им уставы Божьи и напомнил, какие страшные наказания постигли Израиль в прошлом за подобный грех, их совесть пробудилась, и это послужило началом существенных перемен, отвративших Божий гнев и возвративших утраченные благословения.
Некоторые, причастные к священному служению, просили за своих языческих жен, говоря, что не могут расстаться с ними. Но ни положение, ни звание не могли послужить основанием для снисхождения. Если кто-то из священников или начальников отказывался порвать связь с язычниками, тот немедленно отстранялся от служения Богу. Внук первосвященника, женатый на дочери печально известного Санаваллата, не только был отстранен от служения, но и немедленно изгнан из Израиля. «Воспомяни им, Боже мой, — молился Неемия, — что они опорочили священство и завет священнический и левитский!«ПЦ 673-674.

Так а как же быть с методами, применяемыми Неемией? Очень хорошо отвечает на этот вопрос Эллен Уайт в книге «Пророки и цари» на странице 674 — «Только день суда откроет, сколько душевных мук причинила эта необходимая суровость верному рабу Господа. Вынужденный вести постоянную борьбу с врагами истины, он прокладывал путь к победе только постом, смирением и молитвой».

Выводы

«Успехи, сопутствующие усилиям Неемии, показывают, что могут сделать молитва, вера и мудрые решительные действия. Неемия не был ни священником, ни пророком, да он и не притязал ни на какое высокое звание. Он был реформатором, призванным в нужный момент. Он поставил перед собой цель — примирить свой народ с Богом. Вдохновленный этой величайшей задачей, он отдал все силы для ее достижения. Все его действия отличались благородством и неизменной преданностью. Соприкасаясь с противниками истины, он занимал такую решительную позицию, что народ, глядя на него, с новыми силами и энергией принимался за дело. Люди не могли отрицать его верности, патриотизма, его глубокой любви к Богу, и, видя это, были готовы следовать за ним всюду, куда бы он ни вел их» ПЦ 675-676.

Пастор Олег Василенко

Exit mobile version