Вторая речь Елифаза — размышления над ежедневной главой

Иов и его друзьяС 15 главы начинается новый цикл диалога. В первом цикле речи собеседников Иова заканчивались призывом к нему. В втором цикле каждая речь друзей заканчивается описанием судьбы нечестивых.

В каждой речи это описание служит немного различным целям. У Елифаза нечестивый — это картина того, чем Иов не является, у Вилдада (гл. 18) — это картина того, чем Иов может стать. У Софара (гл. 20) — это картина того, чего Иов должен избегать.

С другой стороны, от одной речи к другой, друзья Иова показывают, что их взгляды не меняются.

Елифаз много говорит, но в целом его речь состоит из двух частей — обличение Иова и описание судьбы нечестивых. Изложить его идею можно кратко.

Елифаз старается убедить Иова в его заблуждении и его грехе. Но Елифаз не считает Иова полным беззаконником. Елифаз просто пытается убедить Иова, что совершенных людей не бывает. Он прав, но при этом заявляет, что грешны даже небеса. Елифаз по сути заявляет, что грех — это свойство всего творения.

Логика Елифаза та же — наказание Иова не то же самое, что наказание грешника, которого Елифаз описывает, поэтому Иову следует просто смириться и перестать роптать. Тогда наказание продлится меньше.

Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?

15 Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его:

16 тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

(Иов 15:14-16)

Думая, что этим он защищает справедливость Бога, предоставляет ему право допускать страдания в жизни Иова, Елифаз на самом деле бесчестит Бога, представляя его как творца греха. Ну и, конечно, если Бог создал всех такими, которые просто не могут не грешить, то и о каком справедливом суде может идти речь?

Елифаз старается принизить значение слов Иова, называя их восточным ветром (т. 2). Также он пытается поднять свой авторитет, акцентируя внимание на возрасте и опыте (т.10). Так всегда делают те, у кого исчерпаны аргументы. Друзья не пытаются найти решение тех вопросов, которые ставит Иов. Они давят на него, чтобы он принял их традиционный взгляд.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version