Бог отвечает Иову — размышления над ежедневными главами

Просьба к БогуКнига Иова 38 и 39 главы

Наконец-то появляется Бог. Он начинает говорить. Иов так долго ждал этого. Каждый верующий человек, представляя себе встречу с Богом и разговор с ним, в определенной мере втискивает Бога в рамки своих ожиданий. Иов по-своему представлял себе разговор с Богом и то, как Бог объяснит свои действия. Друзья же, увидев, что Бог, наконец, явился, могли ожидать, что сейчас Иов-таки получит разоблачение грехов, которые он скрывал. Мы, как читатели, ожидаем развязки — того, что сейчас раскроется та сцена, которую мы видели в начале книги. Когда-то, читая книгу Иова впервые, я именно этого и ждал. Но нет. Бог не оправдывает ожиданий.

Бог сразу меняется с Иовом местами. На вызов Он отвечает вызовом. Вместо того, чтобы ответить на вопросы Иова, Он предлагает Иову ответить на Божьи вопросы.

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Луки 20:1-4)

Первая речь Бога

Эту речь можно разделить на три части — вступление, вопросы о строении мира и вопросы о поддержании мира.

Дальше Бог использует образы из повседневной жизни.

4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?

6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,

7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иова 38:4-7)

Первый образ — это образ строителя. Основания, мера, краеугольный камень. В центре внимания — земля.

8 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,

9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, (Иова 38:8-9)

Второй образ — это образ акушерки. В центре внимания — море.

10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,

11 и сказал: «доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим»?

12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, (Иова 38:10-12)

Третий образ — это образ командира.

Эти образы раскрывают разные стороны отношения Бога и творения. Бог относится к своему творению и как к строению и как к ребенку, но вместе с тем и ожидает подчинения. Некоторые видят только одну грань, а нужно учитывать все.

12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,

13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,

14 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,

15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? (Иова 38:12-15)

Здесь Бог косвенно опровергает обвинение Иова в том, что нечестивые действуют без границ. Бог утверждает, что Он ограничивает способность людей грешить. В качестве примера приводится дневной свет. Действительно, днем преступники ведут себя гораздо сдержаннее. Нельзя сказать, что это совсем их останавливает, но однозначно ограничивает. Невозможно также сказать, что в этом мире совсем уж нет никаких ограничений для беззакония. Они есть. Беззаконие существует, злодеи сильны, но далеко всесильны. Бог ограничивает их деятельность так же, как ограничил море.

До этого момента Бог говорил о том, что обыденно. Земля, море, день — это то, что люди видят постоянно. И даже это порождает вопросы, на которые человек не может дать ответ. Но теперь Бог идет дальше. С 16 текста Бог начинает говорить о вещах, которые для человека непостижимы. Морские глубины, смерть, свет и тьма.

Сегодня человек достиг дна океана. Теперь мы знаем, почему существует ветер и дождь. Но если бы Иов жил сейчас, какие бы Бог задал ему вопросы? О квантовых частицах? О черных дырах?

Мы многое узнали о мире, но вопросов только прибавилось.

С 25 текста направление беседы меняется. Теперь Бог говорит об управлении творением, о поддержании жизни даже в условиях существования зла.

Сначала говорится об управлении неживой природой. Бог управляет всеми процессами. Но это не просто демонстрация силы. Бог управляет всем для блага своего творения. Затем, с 38 текста до 30 текста главы 39 — о заботе о живых существах. Бог описывает нескольких животных и заканчивает этот список птицами, которые питаются падалью. При этом Бог говорит, что даже о них он заботится, предоставляет им пищу. Не самое простое знание о Боге.

В любом случае, эта глава дает исчерпывающий ответ на вопрос: «почему Бог бездействует?» Бог не бездействует. Бог заботится о Своем творении. Кого-то, конечно, эта забота может не устраивать. Кому-то она может казаться недостаточной. Но никто не может сделать больше, лучше, мудрее.

Бог спрашивает Иова — будешь ли ты еще учить? Будешь ли продолжать возмущаться Божьей несправедливостью, или доверишься Ему?

Тот, кто создал мир, управляет им. То, что мир до сих пор не развалился, уже достаточный аргумент для того, чтобы доверять Творцу. Иов признал это. А ведь тогда крест был только обещанием.

Сегодня крест — это состоявшийся факт. Бог предоставил более чем достаточно доказательств, что Ему можно верить. Но и сегодня для многих людей доказательств все еще недостаточно. Особенно, когда приходит беда.

Иов уже понял, что Бог праведен и его попытка судиться с Ним с треском провалилась. Бог не пытается убедить никого силой и страхом. Но аргументация несокрушима. А впереди еще одна речь.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version