Как относиться адвентистам к традиционным атрибутам «Нового Года» — например к Деду Морозу? Пасторские размышления

Дед морозЭто актуальный вопрос

Дед мороз, Снегурочка, Снеговик, Новогодняя елка — для многих из нас эти персонажи хорошо известны и связаны с самыми романтическими детскими воспоминаниями. Ведь многие адвентисты, росли в семьях советского образца, где «Новый Год» — это неизменная елка, «костюмированный» утренник в детском саду или школе, мандарины, шоколадные конфеты, да небольшой список телевизионных передач. Ну и как же без него, «Деда Мороза», символа холода и самого ожидаемого праздника.

Но с приходом в нашу жизнь христианского учения, мы многое поменяли в своих привычках и традициях, в том числе и традицию празднования Нового Года. В наше время эти традиции поменялись не только у христиан, но и в окружающем нас светском обществе.

Например, «Деда Мороза» потихоньку вытесняет «Санта-Клаус», праздновать Новый Год начинают уже с 24 декабря, заканчивают в середине января, а в домах все больше отдают предпочтение искусственным елкам. И даже если мы без особого интереса проживаем 31 декабря, то наши дети, однажды увидев красивый рекламный ролик с заводным «Сантой», понимают: нечто волшебное обязательно произойдет в «Новогоднюю Ночь». Мы не можем просто постоять в стороне от этого всеобщего ажиотажа и фейерверков, перерастающих в нескончаемую канонаду. И нам невольно приходится формировать определенную позицию в отношении этих неизбежных для нас событий.

Однозначно, стоит разобраться в том, откуда появилась эта традиция и на какой идеологической базе она основана, чтобы вдруг не оказаться участниками идолопоклоннического акта или наоборот не прослыть «фанатиками» и «забитыми сектантами».

Немного истории

Если говорить об Украине, то конечно, стоит упомянуть древних славян, традиции которых, до христианского периода истории, в чистом виде, практически неизвестны по той причине, что большинство источников было уничтожено в период насильственной христианизации Руси. Праздники же «христианского периода», как мы уже знаем, в основном представляли собой смешение языческих традиций с христианской философией. Вследствие чего, очень трудно восстановить связь того или иного атрибута современного украинского праздника с древней историей. Кроме того, во времена «воинствующего атеизма», когда осуществлялась политика изменения народного сознания, «революционные идеологи» тоже старались внести свои коррективы, как например, изменение цвета костюма Деда Мороза с синего на революционный красный :)

После образования независимого государства — Украины, появилась необходимость в формировании нашей индивидуальной культуры и это оказалось весьма непростой задачей. И неудивительно, что чуть ли не в каждой украинской семье, есть свой индивидуальный подход к тому, что считать «праздничными временами» и как эти времена чествовать.

И если, например, побывать в разных областях Украины, то можно узнать о некоторых интересных традициях. К примеру, в свое время я узнал о весьма почитаемом на западе Украины празднике под названием «Храм», что для меня, уроженца Днепропетровской области стало открытием.

Тем не менее, мы можем составить мнение о некоторых современных традициях, предлагаемых на «культурном рынке» нашей страны, если постараемся разобраться в их сущности, и рассмотрим доступную для нас информацию об истории их происхождения.

Дед Мороз

Ранний образ современного символа новогоднего праздника, это суровый и справедливый повелитель холода и снега, который мог как помочь, так и наказать. Древний Дед Мороз это высокий, крепкий старик, передвигающийся преимущественно пешком, одетый в теплую одежду белого или синего цвета. Ни какого «брюшка», очков на носу и тем более трубки с табаком (с трубкой табака изображали раннего Санта-Клауса) у него не было. Дед Мороз не входил в дом через дымоход, да и вообще стал «приносящим подарки» только в более поздний период существования традиции. Дед Мороз это один из богов славянского пантеона, который со временем, потихоньку был преобразован на европейский манер. Сегодня он успешно вытесняется коммерческим, «брендированным» образом «Санта-Клауса».

Снегурочка

Прообразом Снегурочки вероятнее всего была, Морана (Морена) или в некоторых источниках также — Кастрома, злобная повелительница смерти и ночи, чучело которой сжигали в конце зимы.

Более поздний образ — девушка, внучка, ожившая из снежной фигуры, всегда сопровождающая своего деда в его путешествиях, очень добрая и озорная.

Снеговик

Как это ни странно, но в мифологии Снеговик иногда идентифицируется как божественное существо, сын Деда Мороза и матери Вьюги — Метелицы, родителей Снегурочки. Часто Снеговик держал в руках метлу, что, скорее всего, было связанно с поверьем о способностях Снеговика подниматься в небо.

Елка

Традиция наряжать елку на Новый Год в том виде, в каком это делают наши современники, появилась сравнительно недавно. Происходит эта традиция от праздника именуемого «Йоль», связанного с зимним солнцеворотом (сутки в году, когда самая длинная ночь), который появился в эпоху позднего средневековья у некоторых народов Европы. Но на сам праздник в доме использовали полено или пень, который сжигали в процессе празднования. А наряжали ель, находящуюся в лесу, готовя ее к ритуалу, который проходил возле самого дерева. Выбранную ель, обвешивали цветными лоскутами ткани и прочими предметами. В более поздней традиции, деревья стали приносить в дом и ставить на стол.

Вообще традиция использовать деревья в обрядах и ритуалах, имеет очень древние корни и использовалась большинством народов мира, в том числе и славянами, однако у славян, в обрядах чаще всего использовалась береза.

Праздники в свете адвентизма

Приведенное выше описание не претендует на абсолютную точность, но, исследовав несколько исторических источников, могу сказать, что при желании, в каждом элементе нашей жизни можно усмотреть связь с языческими корнями. По этой причине, при формировании нашего отношения к «народным праздникам», мы должны учитывать также и современное значение явлений древнего происхождения. К примеру, Эллен Уайт упоминает в своих трудах о «Рождественской елке» как о чем то, само собой разумеющемся. Более того, она пишет о том, что «это не грех», а также о том, как необходимо ее (елку) украшать и, главное, использовать. Приведу две цитаты:

«Елка может быть настолько высокой и ее ветви настолько широкими, насколько это будет уместным при данных обстоятельствах: но пусть она будет нагружена золотыми и серебряными плодами ваших благодеяний, и представьте это Ему как ваш рождественский дар. Пусть ваши пожертвования будут освящены молитвой». Христианский Дом, глава: Семья и ее социальные связи. Стр: 482

«Елка, украшенная приношениями, — это не грех. Пусть родители не думают, что вечнозеленая ель, поставленная в церкви, чтобы дарить веселье ученикам субботней школы, — это грех, ведь она может принести великое благословение. Старайтесь внушить им добрые намерения. Ни в коем случае не допускайте, чтобы развлечение было единственной целью их собрания. Конечно, найдутся такие, кто воспользуется этим, чтобы беззаботно провести время, чьи умы не примут Божественной печати, но будут и другие, для кого это время окажется весьма полезным. Я вполне удовлетворена тем, что эти невинные затеи могут заменить многие сборища, которые оказывают деморализующее влияние». Христианский Дом, глава: Семья и ее социальные связи. Стр: 482

Из приведенных выше цитат мы видим, что основным для Эллен Уайт было практическое назначение и польза от «Рождественской Елки» в церковном помещении, а не исследование исторических корней ее происхождения.

Совсем недавно, на территории Советского Союза, адвентисты использовали государственные праздники для проведения церковных мероприятий. И делалось это по двум причинам. Во-первых, в эти дни основные предприятия и учреждения не работали, то есть попросту у членов церкви был выходной день, который можно было использовать. Во-вторых, праздники служили хорошим поводом познакомить с Евангелием сограждан, как раз располагающих для этого временем. Традиционно, в эти дни проводились так называемые «торжественные собрания», наподобие современных «жатвенных». Такие мероприятия проводились не только на «Новый Год», но и в такой сугубо «советский праздник» как 1 мая — «праздник труда». Одновременно с этими примерами адаптации к современному укладу жизни, встречались и такие случаи, как ритуальное разрушение некоторыми особо ревностными собратьями «истукана-снеговика», сооруженного студентами, на территории адвентистского учебного заведения.

Современные адвентисты, не лишены болезней прошлых поколений и потому мы, как и наши предки, склонны бросаться в крайности, в поисках абсолютной истины. Тем не менее, мы всегда должны помнить, что призваны «для разумного служения» и не должны принимать необдуманных решений в вопросах организации новогодних, как собственно и любых других мероприятий. А тем, кто желает занимать крайне строгую позицию, придется запретить нашим детям лепить снеговиков, чтобы не стать причастниками древнего языческого обряда.

Библейская традиция

Поскольку объем статьи не позволяет представить полный анализ Библейской концепции «праздничных времен», да и по той причине, что в библиотеке адвентиста достаточно серьезной литературы на эту тему, я хотел бы заострить наше внимание на основных принципах «наблюдения за временем», изложенных в Священном Писании.

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» Пс.89:12.

Человек, не учащийся правильно считать время, может так и не уразуметь мудрость. В истории праздников Израиля были даты, связанные с событиями прошлого. Основой таких праздников было напоминание о значении дел Всевышнего в судьбе Израиля и народов всей земли.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Исх.20:8-12.

«и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» Втор.5:15.

«И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их. Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их» Иез.20:10-13.

Кроме праздников установленных Самим Творцом, были дни, которые праздновали в связи с общим решением народа увековечить события прошедших дней, чтобы их дети правильно относились к своей жизни и благам которые они имеют.

«Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур [жребий, ибо на языке их жребии называются пурим]. Поэтому , согласно со всеми словами сего письма и с тем, что сами видели и до чего доходило у них, постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме» Есф.9:26-29.

О «деяниях Всевышнего» напоминали не только даты, но и предметы:

«И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: „что значат эти камни?“, скажите сынам вашим: „Израиль перешел чрез Иордан сей по суше“, ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же, как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем, которое иссушил [Господь, Бог ваш,] пред нами, доколе мыне перешли его, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни» И.Нав.4:20-24.

Были также и праздники, связанные с ежегодным циклом работы святилища, так например «День Очищения» был связан только с тем, что святилище должно было очиститься от грехов, вносимых туда в течение всего обрядового года.

Все праздники почитаемые Израильтянами можно условно разделить на две категории — праздники связанные с историей и праздники, связанные с годичным обрядовым циклом. Таким образом, праздники, несущие в себе одно из этих значений, имеют право на существование в среде современного христианина.

Мы видим, что праздники, должны нести в себе не только атмосферу отдыха и веселья, но и напоминать о важных событиях, имеющих значение как для конкретного общества, как например церкви или семьи, так и для всего человечества.

Что можно предпринять

Каждый праздник, вводимый в нашу традицию, пусть будет наполнен радостью и смыслом. У каждой семьи могут быть свои памятные даты и предметы, которые будут свидетелями важных событий местной истории. Это может быть камень, положенный во дворе дома или картина, повешенная на стену.

Если же мы ставим елку в церкви, то необходимо подумать о том, как это мероприятие может принести пользу детям и взрослым, пришедшим на него. Ее можно увешать подарками предназначенными детям из неблагополучных семей. Подарки не обязательно должны состоять из сладостей, это могут быть вещи сделанные руками других детей.

Атмосферу праздника может создать уместная музыка, благо сегодня в нашем распоряжении есть доступные для этого средства. Естественно стол, пусть не самый обильный, но хорошо продуманный и сервированный. Собираясь вместе, родители и дети должны соответственно одеться, а в некоторых случаях вполне уместно использовать даже специальные костюмы.

Я был свидетелем того, как во время проведения подросткового летнего лагеря ребятам раздали простые белые футболки, на которых каждый обитатель лагеря мог нарисовать что-то говорящее о его личности. Это было именно то, что нужно и не требовало больших финансовых затрат, что тоже не маловажно.

Устройство праздника — это, прежде всего, творчество. А творчество, это качество которым Творец наделил человека, таким образом дав ему в руки божественный инструмент. Мудрый человек всегда будет стараться использовать его во благо ближних и во славу Творца.

Встреча «Нового Года» это особенный момент, время оглянутся на пройденный путь и с верой посмотреть в будущее. Главное же, в любом торжестве, это конечно благодарность. Внимательному человеку есть что вспомнить и за что поблагодарить Бога.

Итоги

В нашем календаре есть даты установленные решением всемирной церкви или решением государства, на территории которого мы проживаем, однако никто нам не запрещает формировать нашу местную культурную традицию, состоящую из праздничных дней и праздничных атрибутов. Это нормально, когда существуют праздники, связанные с окончанием календарного года. Вполне нормально и то, что существуют праздники, связанные с важными событиями в истории нашей страны или семьи. Главное, чтобы каждый праздник делал нас еще мудрее, смиреннее и наполнял сердца благодарностью Богу.

«… при желании, в каждом элементе нашей жизни можно усмотреть связь с языческими корнями. По этой причине, при формировании нашего отношения к „народным праздникам“, мы должны учитывать также и современное значение явлений древнего происхождения».

Придерживаясь библейских принципов, мудро и обдуманно формируя нашу современную, адвентистскую культуру, родители и руководители церкви должны ставить перед собой задачу утверждать евангельские принципы не сужая и не выходя за рамки доктрины.

«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» Дан.12:3,4.

Пастор Валентин Сухин

Exit mobile version