Что более достойно моего времени и сил? — размышления над ежедневной главой

Соломон на тронеВ первой главе Кохелет говорит о кратковременности жизни и о цикличности процессов в природе. Также он поднимает вопрос — какая польза в труде? Сразу обратим внимание — вопрос не стоит — есть ли польза. Вопрос стоит — какая?

Во второй главе Кохелет говорит о тех делах, которые он совершил во время своего царствования.

4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих— разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все— суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (Ек.2:4-11)

Напомним, что мы решили попробовать слово «суета» как «кратковременность», а словосочетание «томление духа» как — погоня за ветром.

Кохелет смотрит на все, что он сделал и осознает — это все временно.

Так и есть. Из всего, что сделал Соломон — ничего не осталось. Все, что перечислено в этих текстах — озера, сады, богатства — всего этого больше нет.

Многие философы, учителя этики, государственные идеологи говорили: «Нужно прожить жизнь не зря. Нужно оставить после себя хороший след, хорошую память для потомков».

Кохелет вдребезги разбивает такую идеологию. Как бы ты ни старался, что бы ты ни сделал для современников и потомков — это все не навсегда.

Многие врачи посвятили свою жизнь служению больным. Они считали, что проживут жизнь не зря, если будут помогать людям, если будут облегчать людям жизнь. И они многое сделали. Но люди умирают. И сколько бы врач ни прилагал усилий — результат его деятельности недолговечен.

Все, что делает человек — все временно. Любой результат, любое достижение рано или поздно прекратит свое существование.

Значит ли это, что ничего не нужно делать? Значит ли это, что добро не имеет смысла?

13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:

14 у мудрого глаза его— в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15
 И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это— суета;
16
 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. (Ек.2:13-16)

Кохелет заявляет, что все-таки польза в мудрости есть. Просто эта польза временна. Временна, потому что умный и глупый умирают. Поэтому вся польза от мудрости — в том, что мудрый проживает эту жизнь во свете, а глупый — во тьме. А еще их обоих не будут помнить.

В Библии слово «помнить» означает не совсем то, что сейчас. Помнить — это значит активно действовать по отношению к тому, кого помнишь.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. (Быт 8:1)

24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25
 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
(Исх.
 2:24-25)

Итак, какая польза от труда? Никакой пользы, если говорит о долговечности. Но временная польза все же есть. В принципе, нечто очень похожее сказано и в новом завете.

Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. (1Тим. 4:8)

Павел отнюдь не говорит о том, что физически ничего не надо делать. Наоборот — он был труженик. Но все же Павел понимал, что труд физический приносит временную пользу. Он нужен для того, чтобы выжить. А вот труд духовный — это другое дело.

17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все— суета и томление духа!
18
 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19
 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это— суета!
20
 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21
 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это— суета и зло великое! (Ек.2:17-21)

Разочарование — это одна из главных ловушек для духовных людей. Чтобы не разочаровываться, нужно избавиться от ложных надежд. Именно к этому Кохелет и пытается привести своего читателя. Труд — благо, но временное. Ты не знаешь, что будет дальше, но можешь быть уверен — в лучшем случае результат твоего труда уничтожит время, в худшем — твои последователи.

22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23
 Потому что все дни его— скорби, и его труды— беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это— суета!
24
 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это— от руки Божией;
25
 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26
 Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это— суета и томление духа! (Ecc 2:22-26 RSO)

Итак, какая польза от труда? Ответ очень прост — это радость. И эту радость дает Бог. Бог дает человеку радость в очень простых вещах — еда, питье и работа.

Сегодня эта весть очень актуальна. Многие люди думают, что радость — это когда еды больше или когда еда лучше. Многие думают, что были бы счастливы, если бы у них была лучшая работа.

Но на самом деле радость и счастье дает Бог. Хоть мудрость и приносит скорбь, но она лучше, чем глупость. Ведь скорбь мудрости — это скорбь, которую приносит свет. Когда в доме есть свет, то видно, что он нуждается в уборке. Это может расстроить. В темноте можно не расстраиваться из-за бардака, но бардак от этого никуда не денется.

Нет ничего плохого в стремлении лучше жить. Плохо, когда это стремление становится всепоглощающим, когда погоня за лучшими условиями жизни мешает наслаждаться тем, что есть, когда человек работает сутками, чтобы сделать в своей квартире самый лучший ремонт, но при этом не видит свою семью (и, что менее важно, но так же глупо — свою квартиру).

Не будем уделять время, что реклама еще и эксплуатирует эту человеческую тенденцию. Все это знают, но большинство ведется.

Бог — источник радости. Делай, что можешь, и помни — то, что ты делаешь — не навсегда. Поэтому подумай — может есть что-то, что более достойно твоего времени и сил?

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version