Кто такой Еклесиаст? — размышление над ежедневной главой

ЕкклесиастДля того, чтобы понять книгу Еклесиаста, нужно учитывать два главных момента:

  1. Все Писание богодухновенно… (2 Тим 3:16)
    Книгу Еклесиаста неоднократно пытались исключить из канона Библии. Находились мудрецы, которые считали, что эта книга не вписывается в учение остальных книг Библии. Мы, конечно, с таким утверждением согласиться не можем.
  2. Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Прит. 1:6)
    Этот текст говорит о том, что у мудрецов есть манера говорить замысловато и загадочно. Поэтому вполне логично ожидать, что книга Еклесиаста и Песни Песней содержат загадки и замысловатую речь. Книга Притчей предназначена для того, чтобы в этих загадках не запутаться.

Хочу также сразу сказать, что никак не могу дать комментарий на каждый текст и каждое слово, а также — никакой комментарий на Еклесиаста нельзя считать истиной в последней инстанции.

Итак, начнем. Первая загадка не заставляет себя долго ждать. Кто такой Еклесиаст?

  1. Он — сын Давида (Ек. 1:1)
  2. Он — царь в Иерусалиме.
  3. Он — царь над Израилем, а не только над Иудеей (Ек.1:12)
  4. Он — самый мудрый из всех, кто царствовал в Иерусалиме (Ек.1:16)
  5. Он — самый богатый из всех, кто царствовал в Иерусалиме (Ек.2:7)

Таким образом, первая загадка очень проста — информации предоставлено более, чем достаточно.

Теперь поговорим о первых словах книги (после заголовка)

Неудивительно, что у людей имеются сомнения насчет богодухновенности Еклесиаста. Он, кажется, заявляет, что все — бессмысленно. Все — это все, то есть не только греховное, но вообще, все, в том числе и все то, что создано Богом.

Поговорим о слове «суета». «Хэвэль» — так звучит это слово на древнееврейском языке. Так же звучит в оригинале имя Авеля. Некоторые исследователи строят весьма интересные выводы из этой вербальной параллели, но я пока этого делать не решусь. Однако буквальное значение этого слова — легкий ветерок, дыхание. Это слово встречается в оригинале —

Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое?— всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. (Isa 57:13 RSO)

Из буквального значения следует метафорическое — нечто незначительное, бесполезное. Однако ветерок может нести и другой символический оттенок — нечто мимолетное, быстро проходящее.

Тогда этот текст можно перевести следующим образом:

Дуновение дуновений — сказал Проповедник — дуновение дуновений — все так быстротечно!

И тут он прав! Он не говорит о том, что жизнь и все, что есть в этом мире, лишено смысла. Он говорит, что все — быстротечно, все временно. Жизнь не бессмысленна. Жизнь коротка.

Новый Завет говорит о том же:

Ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. (Иак. 4:14)

Итак, о чем Еклесиаст говорит, что это временно?

Ну что тут скажешь? Так и есть.

Дальше Кохелет (предпочитаю называть его так — по-еврейски «собирающий, или проповедующий в собрании) задает следующую загадку:

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Ек. 1:3)

Сразу напомним — выражение «под солнцем» везде у Кохелета означает «этот мир», «эта жизнь».

Не будем торопиться отвечать на вопрос. Дальше по книге станет понятно, что Кохелет — не такой пессимист, каким его некоторые считают.

Следующий отрывок (Ек.1:3-11) содержит наблюдение Кохелета за природными явлениями и его основной вывод: в этом мире нет ничего нового — все повторяется. Но что интересно — люди об этом забывают и поэтом думают, что новое есть.

Это очень трагично. Пословица о дважды наступающем на грабли возникла не зря. Людям свойственно набивать шишки, которых можно было бы избежать, если бы они извлекали уроки из истории.

Начал восьмого текста лучше переводить не «все вещи в труде», а «все вещи утомляют».

После размышления о природе и истории, Кохелет предлагает поразмышлять над опытом его жизни.

Он говорит о том, что он все решил изучить мудростью. И вот тогда-то он осознал, что все — временно. Фразу «томление духа» лучше переводить как «погоня за ветром».

В 13 тексте Кохелет впервые упоминает Бога. При этом он говорит, что Бог дал человеку неприятную обязанность — думать о жизни и мучаться. И осознавать, что мы ничего не способны изменить (Ек.1:14).

В этом и состоит скорбь. Если в Притчах Соломон говорит о том, что мудрость приносит радость и благословение, способность благоразумно поступать, то Кохелет говорит о том, что за это нужно заплатить определенную цену. Мудрый лучше видит зло, страдание и несправедливость. Праведный больше страдает от осознания своих недостатков, чем злодей — от своих преступлений.

Представьте себе Соломона и его первое проявление мудрости. Он смог выявить истинную мать младенца, на которого претендовали две женщины. Без анализа ДНК. Без детектора лжи. Это событие прославило его. Он установил истину и восстановил справедливость.

Однако он увидел, что в его царстве есть блудницы. Он отдал ребенка его матери, но не смог дать ребенку отца. Он не мог выпрямить кривое. Народ восхищался и прославлял его, но его мудрость говорила ему, что он корень зла он не вырвал.

Иисус был еще более праведен. И еще больше страдал.

«Ведь Иисус ненавидел в мире только одно — грех! Он не мог без боли смотреть на зло, и эту боль не умел скрывать.»(ЖВ 88)

Мудрость приносит скорбь. Освящение увеличивает страдание. Это рождает искушение — сосредоточиться на своей скорби, страдании, и решить изменить курс жизни. Об этом — следующая глава.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version