Выслушаем сущность всего — размышления над ежедневной главой

Сущность всегоКохелет все чаще дает рекомендации .

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
2
 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
3
 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. (Ек.11:1-3)

Кохелет сравнивает щедрость с наполнением облаков. Если ты отдаешь, ты наполняешь облака. Когда они наполнятся, то прольется дождь.

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
5
 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
6
 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. (Ек.11:4-6)

Не стоит откладывать дело из страха, что потом обстоятельства не дадут его закончить. Тот, кто боится не закончить, никогда не начинает. Также не стоит сосредотачиваться на одном роде деятельности. Чем разнообразнее деятельность, тем больше вероятность удачи (не обязательно денежной).

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8
 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,— суета!
9
 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
10
 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность— суета. (Ек.11:7-10)

И еще раз напомним — слово «суета» означает не бессысленность, а быстротечность.

И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»
2
 Доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
3
 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;
4
 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;
5
 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс.Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы;—
6
 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
7
 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. (Ек.12:1-7)

К этому отрывку есть два преобладающих подхода. Большинство исследователей считают, что здесь речь идет о старости. К примеру, мелющие в жерновах — это зубы. В старости их остается немного.

Но некоторые моменты не очень подходят. К примеру, то, что старые люди рано просыпаются — это факт далеко не бесспорный.

Второй подход заключается в том, чтобы видеть здесь не старость человека, а старение земли. К примеру, потемнение солнца — это один из признаков последнего времени. Умолкание жернова тоже встречается как у классических пророков в описании Божих судов, так и в притчах Христа (одна берется, другая оставляется). А также в книге Откровение.

И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
23
 свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. (Rev.18:22-23 RSO)

В этих текстах можно увидеть еще несколько параллелей с Кохелетом.
Но мне кажется, что эти два толкования взаимодополняющи, а не взаимоисключающи.

Суета сует, сказал Екклесиаст, все— суета! (Ек.12:8)

Этот текст почти идентичен началу книги.

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,— все суета! (Ек.1:2)

Между этими двумя текстами Кохелет говорит от первого лица. Прием, при котором отрывок начинается и заканчивается одними словами, называется инклюзио. Очень часто фраза, которая является инклюзио выражает главную мысль книги

После этого текста о Кохелете говорится в третьем лице. Но если концовка 12 главы и написана не самим Соломоном, то это не значит, что она небогодухновенна. В книге Притч тоже есть высказывания Соломона, записанные при Езекии. Это также не значит (как считают некоторые богословы) что концовка была написана как поправка к неудобным идеям Кохелета. Сама идея того, что человеку приходится ответить на суде за все, присутствует и до 8 текста, и после.

13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;
14
 ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. (Ек.12:13-14)

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла (Ек.8:5)

но ты бойся Бога. (Ек.5:6)

Поэтому концовка находится в полном согласии со всей книгой.

В принципе, если сущность всего — это сущность книги Кохелета, то сущность книги Кохелета — это весть первого ангела:

Убойтесь Бога… Наступил час суда…

Весть первого ангела в том, что всему быстротечному, всему временному приходит конец. Поэтому не цепляйся за временное. Поклонись Вечному.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version