«Черная жемчужина» — размышления над ежедневной главой

Песнь ПеснейПредупреждение: Несовершеннолетним читать только после прочтения родителями и их разрешения.

Взаимная любовь: напоминание. Песнь Песней 1:1-2:7

1 Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.
2 От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя.
3 Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!
4 Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы.
5 Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла.
6 Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?

7 Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских.
8 Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя.
9 Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях;
10 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками.

11 Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое.
12 Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает.
13 Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских.

14 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.

15 О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень;
16 кровли домов наших — кедры,
17 потолки наши — кипарисы.

1 Я нарцисс Саронский, лилия долин!

2 Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.

3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей.
4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь.
5 Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви.

Как показал Вильям Шей, первый и последний раздел имеют в своей структуре элемент хиазма. Он выражается в очередности голосов мужчины и женщины. В рассматриваемом отрывке это выглядит так:

a женщина (1:1-6)
b мужчина (1:7-10)
c женщина(1:11-13)
d мужчина (1:14)
c1 женщина (1:15-2:1)
b1 мужчина (2:2)
a1 женщина (2:3-7)

Следующая таблица демонстрирует хиастическое соответствие между П.Песней 1:1-2:5 и П.Песней 8:5-14.

А Взаимная любовь: воспоминание А1 Взаимная Любовь: призыв
a) 1:1-7 «Соломон»»мой собственный виноградник
«*«сторож/сторожить» (нтр)*
«товарищи» (хаверим)*
«бежим«(рвц)
b) 1:8-11 «серебряные блёстки»
c) 1:12-14 «моя грудь»*
d) 1:15-17 строение с «кедровыми брусьями»*
e) 2:1-5 «любовь» (ахава; 2:4,5)
«дом» (баит; 2:4)
под «яблоней»* (2:3)
a) 8:5-14 «Соломон»»мой собственный виноградник«*
«сторож/сторожить» (нтр)*
«товарищи» (хаверим)*
«бежим«(брх)
b) 8:11 «палаты из серебра»
c) 8:10 «моя грудь»*
d) 8:8,9 строение с «кедровыми
досками»*
e) 8:5-7 «любовь» (3 раза)(ахава; 8:6, 7) «дом» (баит; 8:7)
под «яблоней»* (8:5а)

На самом деле первый текст книги в синодальном переводе вынесен в заголовок.

Песнь Песней, которая (написана) для (того, чтобы) Соломон целовал меня поцелуями своих губ. (Она о том) что ласки твои лучше вина.
Твои масла прекрасны для аромата. Масло разливаемое — имя твоё. Поэтому девушки любят тебя.
Влеки меня вслед за собой, бежим.
Царь ввёл меня в покои свои.
Давай ликовать и радоваться с тобой, вспомним ласки твои после вина.
Достойно любят тебя.

В начале песни Суламита выражает горячее желание своего сердца быть вместе с Соломоном. Похоже, самый краткий и содержательный ответ на вопрос «чего хотят женщины?» находится здесь.

Существует ли в этом мире мужчина, который способен на всё вышеперечисленное? Так или иначе, всё это даёт нам Бог.

Он дарит нам Свою любовь. Его подвигом можно гордиться. Он увлекает нас за собой. Он доверяет нам. Он приносит радость.

4 Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы.
5 Не смотрите на меня, (потому) что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла.

Если внимательно вчитаться в эти тексты, можно заметить, что между ними существует определенная напряжённость, противоречие.

В четвертом тексте чернота кожи — предмет гордости. В пятом — предмет стыда, нечто, что нуждается в объяснении, оправдании. В четвертом тексте девушка привлекает внимание к своей внешности. В пятом — просит, чтобы на неё не смотрели.

Кто бы ни были её братья, Суламите повезло не больше, чем Иосифу. В дальнейшем исследовании текста мы узнаем, что братья не только жестоко обращались с ней, но и эмоционально унижали её, отпуская колкие шутки насчёт её внешности. Этих моментов в тексте не так много. Её нежелание описывать подробности вполне понятно. Трудно представить, что нужно было сделать, чтобы довести девушку до такого состояния, что она не хотела, чтобы на неё смотрели.

В культуре древнего ближнего Востока считалось, что белая кожа является одним из необходимых атрибутов женской красоты. Конечно, Суламита, играющая в своей семье роль рабыни, очень рано потеряла шанс на соответствие эстетическим стандартам своей культуры. Тяжелый труд и длительное пребывание на солнце сделали её тело определённо некрасивым как в её собственных глазах, так и в глазах общества.

Однако в четвертом тексте перед нами предстает совершенно удивительная личность — женщина, бросающая вызов своей эпохе. Она снова защищает свою внешность, но не оправдывая мнимый недостаток, а утверждая новый — надкультурный стандарт красоты. Она говорит — у кочевников черные шатры. Но никто не спорит с тем, что они красивые. Завесы Соломона — тоже чёрные. Значит, Соломон достаточно умён, чтобы не делать цвет единственным мерилом красоты.

Тема красоты ещё не раз прозвучит в песне. Здесь Суламита предстаёт как наставница дочерей Иерусалима. Прошли тысячелетия и загар перестал быть препятствием для красоты и сексуальной притягательности. Но слова царицы имеют ценность для дочерей народа Божьего всех времён.

Стандарты красоты, диктуемые культурой обычно остаются недостижимой мечтой для большинства обычных женщин. Однако Суламита предлагает каждой христианке выйти за рамки культурных стандартов красоты и постараться осознать — а не является ли её мнимый недостаток чем-то вполне естественным? Или более того — чем-то прекрасным?

Но что же помогло самой Суламите столь радикально изменить своё мнение о себе? Почему она перестала бояться, что на неё обратят внимание? Может, кто-то посмотрел на неё иначе?

Не каждый может обрести такое счастье в семье, которое обрела Суламита. И история Соломона говорит о том, что даже, когда такое счастье есть, наивно считать, что оно прочно.

Однако каждый может войти в отношения с Богом. И в этих отношениях каждый может осознать свою настоящую ценность. Ценность, выходящую за рамки культурных предрассудков.

6 Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?
7 Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских.

Достаточно интересные, равно как и фантастические предположения существуют относительно фразы «пасти козлят». Однако не будем фантазировать. Попытаемся понять то, что непонятно, с помощью того, что понятно.

Девушка обращается к своему возлюбленному. Вопрос простой: где тебя носит? Вопрос, который часто задают жёны своим мужьям. Некоторые комментаторы считают, что в Песне три персонажа — царь, пастух и Суламита. Другие думают, что Соломон переодевался в пастуха и в таком виде путешествовал по Израилю (в духе Гарун-аль-Рашида).

Нет необходимости в этих фантазиях. Благодаря историям о патриархах, пастушеской карьере Моисея и Давида, роли пастуха и вождя народа неразрывно сплетены в сознании авторов Библии.

Пастух — это царь. Овцы — это народ.

Суламита говорит — любимый, где ты? Когда у тебя будет свободное время для меня? Есть ли хотя бы минута в твоем графике, которую я могу провести с тобой наедине, хоть одна минута, когда вокруг тебя нет этих толп, слушающих твою мудрость? Зачем я буду скитаться?

Проблема с толкованием седьмого текста, как мне кажется, возникает потому, что комментаторы не понимают, на какой вопрос отвечает Соломон. Они видят только вопрос — где ты, и поэтому выискивают в ответе Соломона намёки или шутки, которых там нет.

А последний-то вопрос Суламиты о другом. Почему я должна быть скиталицей возле стад товарищей твоих?

Пастух — это царь. Стадо — это народ. Товарищи — это приближенные царя.

Вопрос можно пререфразировать так: почему я должна быть среди этих стад, если я хочу быть с тобой?

Ответ Соломона поражает своей простотой и гениальностью.

Если ты не знаешь этого (почему ты должна быть возле этих стад), паси козлят твоих возле шатров пастушеских(то есть возле шатров моих приближённых).

Слово, переведённое как «козлята» больше нигде в Писании не встречается. Оно представляет собой женскую форму слова «козлёнок».

Паси своих козочек.

Соломон говорит: если твое времяпровождение в то время, когда я занят, кажется бессмысленным, то ты ошибаешься. Существует особая аудитория в народе, на которую я не могу сильно влиять. Это — молодёжь женского пола. А за ними нужен глаз да глаз. Ты могла бы очень сильно помочь мне, если бы уделила им внимание.

Вот так Суламита и стала наставницей дочерей Иерусалима.

Неплохой отрывок для жены пастора.

Тематическая параллель

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Иоан.21:15-17

8 Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя.
9 Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях;
10 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками.

Восьмой текст — это «зеркальный комплимент». Она говорит — девицы любят тебя. Он же говорит — когда я смотрю на тебя среди мужчин, это напоминает мне одну картину.

Более точным переводом будет «кобыле моей среди колесниц фараона». В египетские колесницы обычно запрягались жеребцы. В связи с этим существовала одна военная хитрость. Среди колесниц противника запускали кобылу. Если удавалось это сделать, колесничное войско превращалось в хаос.

Комплимент, достойный мудреца.

Девятый текст в Септуагинте звучит так: «прекрасны ланиты твои как подвески, шея твоя как ожерелья».

Десятый текст вызывает два вопроса — кто такие «мы» и какой смысл в украшениях, если они уже есть?

Обещание украсить Суламиту встречается в другом отрывке песни.

Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками. П.Песн.8:8,9

Этот отрывок толкуется по разному, но я считаю, что братья просто издеваются над ней. Суть этих издевательств в следующем.

Ты — некрасивая. Украсить тебя, что ли? А только будет ли толк? Была бы ты дверью или стеной — можно было бы придумать, как поправить дело. Но твой случай, похоже, безнадёжен.

Обещанное украшение — золотые подвески с блестками из серебра — менее драгоценного металла, усиливает подозрение в издевательстве (обычно оправа делается из менее драгоценного материала). Это слова братьев. Соломон рассуждает иначе.

Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; П.Песн.7:2

Шея твоя — как столп из слоновой кости. П.Песн.7:5

Прежде, чем Суламита оценила себя, её оценил Соломон. Она привыкла слышать, что в ней нет ничего привлекательного. Она слышала издевательские обещания об украшениях, которые прибавили бы ей если не красоты, то хотя бы стоимости. Но Соломон сказал ей — ты сама как украшение.

И эта оценка изменила всё.

Суламита хочет вернуть Соломона. Она начинает не с упрёков, не с обличений. Она начинает с того, что благодарит его за то, что он сделал для неё.

Есть чему поучиться.

Только напомнив царю о том, что он сделал для неё, она мимоходом упоминает о том, что она сделала для него.

11 Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое.

Следующие тексты помогут нам прояснить символическое значение запаха в Библии.

…И сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас. Исх.5:21

Когда весь Израиль услышал, что разбил Саул охранный отряд Филистимский и что Израиль сделался ненавистным для Филистимлян, то народ собрался к Саулу в Галгал. 1Цар.13:4

И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою. 2Цар.16:21

В еврейском тексте слова, переведённые как «ненавистный» буквально означают «плохо пахнущий».

Запах — это символ отношения к личности. Аромат — символ значения одной личности в глазах другой.

Когда Суламита говорит, что её нард отдал свой аромат царю, который находился в кругу пиршествующих, она говорит, что отдала Соломону себя, все самое лучшее, что у неё было — своё лучшее время, свои лучшие чувства, своё сердце и своё тело.

Интерлюдия

Когда в первом веке на соборе в Явне был поднят вопрос о каноничности Песни Песней, один из аргументов против её статуса состоял в том, что её пели распутные участники мирских пирушек. Конечно же, если этот вопрос встал на соборе, то такие случаи были не единичные и они начались не за день.

Её звали Мария. Она была проституткой. Если о какой-то книге Писания можно сказать, что она знала её хорошо, то это Песнь Песней. Её часто пели клиенты. Её часто пела она. И если о какой-то книге Писания можно сказать, что её значение было самым искажённым и опошленным, то это — Песнь Песней.

Но потом она встретила Другого. Он изменил всю её жизнь. И только тогда, когда она увидела в Нём того, Кто больше Соломона, она смогла понять те слова, которые столько раз пела.

Она захотела сделать для Него то, что знала. То, что Суламита сделала для Соломона.

И однажды, когда Царь возлежал у стола в кругу пиршествующих, её нард отдал Ему свой аромат.

Это была великая трата, но Марии так не казалось. Как и Суламите.

Иисус заслуживает лучшего, что у нас есть. Он достоин наших лучших чувств, нашего времени и любви. Он ждёт, когда мы отдадим ему наши тела и сердца.

12 Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает.
13 Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских.

Две важных темы задаются в этом отрывке.

Первая — это исключительность, неповторимость, уникальность любимого человека. Эта тема получит своё дальнейшее развитие во второй главе.

Вторая — тело как виноградник. Мирровый пучок параллелен кисти кипера, грудь параллельна винограднику.

14 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.

Этот текст является хиастическим центром отрывка. В тексте Песни будут ещё целые отрывки, посвящённые описанию красоты невесты. Но в этом тексте выражена главная идея — Соломона покорил её взгляд. Не цвет глаз и не пышность ресниц характеризуют голубя.

Простота, скромность, доброта — вот что пленило царя с мудрым сердцем.

Когда встретились глаза Соломона и Суламиты, мудрость змея встретилась с простотой голубя.

Последний отрывок Песни также имеет хиастическую структуру, основанную на чередовании мужского и женского голоса. Там в центре находятся слова братьев, которые уже приводились выше. Эти слова выражают пренебрежение и унижение. Суламита рисует контраст. Контраст между мужчинами, которые в первую очередь смотрят на грудь, и мужчиной, который оценил её взгляд.

15 О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень;
16 кровли домов наших — кедры,
17 потолки наши — кипарисы.

Стоит обратить внимание на то, что говорится не о доме, а о домах. Возможно, здесь имеются в виду тела. Суламита говорит о молодости, о крепости тел, о свежести супружеских отношений, которыми они с Соломоном обладали.

Выше уже приводился отрывок, в котором братья издевательски сокрушаются о том, что Суламита не является дверью, и поэтому её нельзя украсить кедровыми досками. Суламита демонстрирует, что урок, который преподал ей Соломон, она усвоила. Человек не нуждается в украшениях. Он сам — ювелирный шедевр.

Вторая глава является прямым продолжением первой. Разделение здесь необязательно.

1 Я нарцисс Саронский, лилия долин!

Это заявление принадлежит Суламите. Следующий текст показывает, на чём она основывает такое заявление. Она напоминает Соломону, что это его слова, его оценка.

2 Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.

Наше мнение о себе должно основываться не на том, что о нас говорят окружающие и не на том, что мы сами думаем о себе. Оно должно быть основано на том, что говорит Бог.

3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей.

Слово «яблоня» можно переводить как название какого-то цитрусового дерева, а также — как абрикос.

Когда двое любят друг друга, они кажутся друг другу единственными и неповторимыми, отличающимися от других. Бог отличается от человека тем, что он испытывает такие чувства по отношению к каждому из нас. Каждый из нас обладает абсолютной ценностью в Его глазах. Как будто других не существует.

Этот текст рисует контраст. Вместо палящего солнца — тень. Вместо рабского труда — отдых. Вместо наказания — забота.

Мы, люди, ограничены. Поэтому у нас может быть только один Бог, как и только один возлюбленный человек.

Тень — это символ защиты, безопасности. Елена Уайт пишет: «Нам следует более полно оценить значение слов: «В тени ее люблю я сидеть» П.Песнь 2:3. Эти слова рисуют перед нашим взором картину не суетливого движения, а безмятежного отдыха. Есть много так называемых христиан, которые чересчур озабочены и подавлены, настолько заняты делами, что не могут найти времени для спокойного пребывания в обетованиях Божьих, их поступки свидетельствуют о том, что они будто бы вообще лишены всякого мира и спокойствия. Для всех таковых звучит приглашение Христа: «Приидите ко Мне… и Я успокою вас» Матф. 11:28.

Давайте сойдем с пыльных, опаленных зноем дорог жизни и отдохнем в тени Христовой любви. Здесь мы обретем силу для борьбы, научимся тому, как облегчить тяжелый труд и усталость и как говорить и петь во славу Божью. Пусть все, уставшие и подавленные неудачами, научатся у Христа спокойному упованию. Они должны сидеть у Его тени, если хотят быть обладателями Его мира и покоя»(СЦ 7, с. 69,70).

4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь.
5 Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви.

Этот текст мы еще встретим в книге. Тогда мы рассмотрим его подробней.

Продолжение следует.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version