“Господь есть спасение” — размышления над ежедневной главой

Пророк ИсаияЗавершив исследование поэтической книги Песнь Песней, мы приступаем к чтению пророческой книги Исаии. Для этого попробуем мысленно перенестись на несколько столетий вперед от времени написания Песни Песней.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
1научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Ис.1:16-17

Пророк Исаия был автором книги, названной его именем. Будучи сыном Амоса и потомком царственной линии, он был призван к служению пророка еще в юности, незадолго до окончания царствования Озии (Азарии 790–739 гг. до н.э.) при одновременном правлении царя Иоафама (см.«Пророки и цари»). Это позволяет установить, что Исаия был призван к служению между 750 и 759 гг. до н.э. Служение его продолжалось, по крайней мере, 60 лет (см. «Пророки и цари»), охватывая собою дни царствования Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис.1:1).

Исторические исследования позволяют предположить, что служение его окончилось вскоре после смерти царя Езекии в 686 году до н.э. Если это так, то оно должно было начаться не позднее 745 г. до н.э.

Вполне вероятно, что пророческие вести, записанные в первой главе, были даны между 745 и 739 годами, очевидно, в последний год царствования Озии, однако, до видения, записанного в 6-ой главе («Пророки и цари»). Именно тогда, когда Исаия собирался отказаться от своей пророческой миссии, зная, какое сопротивление ему предстояло встретить на пути, он получил это видение Божьей славы. В нем он нашел ободрение и подкрепление небесного поручения, которое к этому времени уже было дано ему. Исаия был женат и имел двух сыновей. Имя первого — Шеарясув, имя второго — Магер-шелал-хаш-баз (Ис.7:3,8:3).

В Иерусалиме, являющемся основным местом его деятельности, он был проповедником при царском дворе и считался весьма влиятельным лицом. В течение многих лет он являлся политическим и духовным советником своего народа. Его пророческое служение, наряду со служением Михея, а возможно, посвященным влиянием Осии в северном царстве в огромной мере содействовало проведению реформ Езекией. Однако Манассия, следуя нечестивым путем своего дедушки Ахаза, упразднил реформы своего отца Езекии и умертвил многих евреев, призывавших поклоняться истинному Богу. Согласно Вавилонскому талмуду Исаия был убит Манассией (см.«Пророки и Цари»). Дух Пророчества подтверждает слова из послания Евреям 11:37 о том, что некоторые были «перепиливаемы», как относящиеся непосредственно к судьбе Исаии.

Хотя тема повествования и литературный стиль в главах 40–66 значительно отличается от темы повествования и литературного стиля в главах с 1-й по 39-ю, однако через обе эти части проходит одна особенная мысль — освобождение от политических и духовных врагов и от порабощения тела и души. В первом разделе книги Исаии, чье имя означает «Господь есть помощь», или «Господь есть спасение», говорится об освобождении от греха, от гнета Сирии и Ассирии и других врагов через покаяние, исправление и веру в Бога. Во втором разделе книги говорится об освобождении из Вавилона и, в конечном счете, от власти греха и вере в грядущего Избавителя. Таким образом, единство мысли и цели пронизывает всю книгу, несмотря на кажущееся различие в теме повествования.

Первый раздел книги достигает своей кульминации в освобождении от войска Ассирийского, выступающего под предводительством Сенахирима. В последнем разделе пророческое видение указывает на будущее освобождение из Вавилонского плена. Подобный же переход мыслей встречается в книге Иезекииля, когда речь идет о падении Иерусалима в 586 году до н.э, об ожидании плена до освобождения от него. Первые главы книги Исаии содержат в себе вести, данные Исаии еще в юности. Последние же главы книги отражают характерную для умудренного старца зрелость пророческой проницательности и литературного стиля и представляют собой шедевр, превосходящий по глубине мысли и величественности выражений даже самые прекрасные отрывки в первой части книги.

Миссия Исаии заключалась в том, чтобы удержать непоколебимым Иудейское государство, в то время как северное царство распалось в Ассирийском пленении.

Через Исаию еврейские вожди имели возможность понять причину и значение совершившихся событий. Бог желал, чтобы иудеи извлекли для себя урок из печальной судьбы северного царства и обратились к Нему с искренним раскаянием. Поток ассирийского вторжения едва не затопил маленькое иудейское царство, и мощь Ассирии была обращена вспять лишь у самых ворот Иерусалима всесильной рукой Бога. Однако мужи иудейские не вняли предостережению истории и еще более ясным предостережениям Иеремии о том, что их ожидает та же судьба, если они не исправят своих нечестивых путей.

Соответственно, начиная с 40-й главы, Исаия предсказывает о приближении Вавилонского пленения, но тут же дает заверение, что окончательное освобождение из Вавилона будет столь же несомненным, как было только что происшедшее освобождение из Ассирийского плена.

Кроме того, освобождение от национальных врагов служит для уповающих на Бога обетованием об окончательном избавлении от власти греха. Все различия, имеющиеся между двумя разделами этой книги, могут быть легко и полностью объяснены, если принять во внимание изменение исторических событий, а также изменение в связи с этим темы повествования пророчества и, возможно, изменение с годами литературного стиля Исаии.

Хотя некоторые критики и относят написание значительной части книги Исаии к эпохе Маккавеев, однако мы имеем точное доказательство, что к этому времени вся эта книга уже существовала как единое целое. В своей книге премудрости (48:22–28) Иисус, сын Сирахов, писавший приблизительно в 180 году до н.э, приписывает различные тексты из книги Исаии пророку, чье имя она носит.

Однако самое неопровержимое доказательство того, что книга Исаии рассматривалась как единое целое на протяжении всех столетий до рождения Христа, мы находим в древних Библейских рукописях, относящихся к тому периоду и найденных в 1947 году в одной из пещер на побережье Мертвого моря. Среди них есть два свитка книги Исаии, известных как IГ-Ис-а, IГ-Ис-б, в которых мы не встречаем никакого указания на то, чтобы главы с 1-й по 39-ю существовали когда-либо отдельно, как самостоятельный материал, не связанный с главами 40–66.

Все доказательства дают полное основание верить, что пророк Исаия был автором всей книги, носящей его имя.

В Новом Завете часто приводятся тексты из книги Исаии, но при этом не дается никакого разграничения между главами 1–39 и 40–66. Наиболее пространными текстами из книги Исаии, приведенными в Новом Завете, являются следующие:

Тексты в книге Исаии Тексты в Новом Завете
Ис.1:9.
Ис.6:9—10.
Ис.6:9—10.
Ис.6:9—10.
Ис.9:1—2.
Ис.10:22—23.
Ис.11:10.
Ис.29:13.
Ис.29:13.
Ис.40:3.
Ис.40:3.
Ис.40:3.
Ис.40:3—5.
Ис.42:1—4.
Ис.53:1.
Ис.53:1.
Ис.53:4.
Ис.53:7—8.
Ис.61:1—2.
Ис.65:1—2.
Рим.9:29.
Матф.13:14—15.
Ин.12:40—41
Деян.28.25—27.
Матф.4:14—16.
Рим.9:27—28.
Рим.15:12.
Матф.15:7—9.
Марк.7:6—7.
Матф.3:3.
Марк.1:3.
Иоан.1:23.
Лук.3:4—6.
Матф.12:17—21.
Иоан.12:38.
Рим.10:16.
Матф.8:17.
Деян.8:32—33.
Лук.4:18—19.
Рим.10:20—21.

Это говорит о том, что Христос и апостолы признавали книгу Исаии единым цельным томом, написанным пророком Исаией, и мы не ошибемся, если поступим также. Особое внимание обратите на тексты из Исаии 6:9–10 и 53:1, приведенные Христом в Евангелии от Иоанна 12:38,41, в которых он указывает на пророка как на автора обоих разделов его книги, а также места в Рим.9:27,29,33; 10:15–16, 20–21, где Павел подтверждает то же самое.

Комментатор книги Исаии пользуется теперь большим преимуществом, получив в свое распоряжение две еврейские рукописи этой книги Ветхого Завета, которые являются старше на целую тысячу лет любой другой из известных до сих пор еврейских рукописей Библии. Эти бесценные документы были найдены на берегу Мертвого моря и требуют, поэтому, к себе особого внимания.

Деятельность Исаии относится к периоду наибольшего расцвета и могущества Ассирийского царства, когда, казалось, Ассирия могла уже получить полный контроль над всем восточным миром. Феглаффелласар III совершил целый ряд завоевательных походов на соседние земли, в результате которых все больше и больше народов Ближнего Востока попадало под зависимость ассирийского монарха. На Ассирию уже смотрели как на великий бич мира, и казалось, что ни одна другая страна не была достаточно сильна, чтобы противостоять ее могуществу.

Тема повествования

Исаия жил в тревожное время. Как для Иудеи, так и для Израиля это была эпоха разрушения и постоянных волнений. Народ Божий низко пал, следуя путем греха. Во дни царствования Азарии (Осии) в Иудее и Иеровоама II в Израиле обе нации отличались своим могуществом и процветанием, однако подъем их материального состояния привел их к духовному падению. Народ оставил Бога и его пути праведности. Социальные и моральные условия в обеих нациях были во многом сходны. Повсюду ощущалось отсутствие справедливости, ибо судьи вершили суд с целью получить для себя наживу и правители помышляли лишь об удовольствиях и личной выгоде.

Алчность, скупость и порочность были основными чертами того времени. По мере того, как богатые все больше богатели, а бедные все больше беднели, многие были доведены до крайней нищеты и низведены чуть ли не до положения раба. Социальное и моральное состояние тех дней наглядно изображено Исаией и его современниками — Михеем, Амосом и Осией. Многие из народа оставили служение Иеговы и стали поклоняться языческим богам. Другие же строго придерживались внешних форм служения, но ничего не знали о его истинном значении и силе.

Исаия предупреждал, что такое положение не может продолжаться долго. Иегова оставит народ, который хотя и почитал себя стремящимся к правде, но на самом деле шел путем зла. В видении ему была показана святость Божья и указано на особую нужду в том, чтобы познать Бога, познать Его пути праведности, справедливости и любви. Он видел Бога, сидящего на престоле, великого и всемогущего и тем не менее интересующегося положением на земле, призывающего людей к покаянию, всегда готового простить, но вынужденного в силу Своей собственной справедливости строго осуждать тех, кто упорно следовал путями нечестия.

Исаия указывал, что путь справедливости — это путь жизни, мира и процветания, тогда как путь беззакония преисполнен горестей и скорбей. Он пытался объяснить народу истинное значение религии и истинный характер живого Бога. Он направлял их взоры к лучшему, более чистому миру. Люди слышали его предупреждения о том, что их упорное нежелание оставить путь зла приведет очень скоро к полному уничтожению. Бог использует ассирийцев как Свое орудие, чтобы совершить определенное возмездие над лицемерным народом, который принимает несправедливые постановления, отнимает суд у нуждающегося, лишает прав бедного, притесняет вдову и грабит сироту. Близок и неотвратим для него день посещения и разрушения. Исаия говорит о том, что весь мир управляется единым Богом — Богом, который требует справедливости не только от евреев, но и от всех народов земли и который будет судить каждого, кто не желает оставить пути зла. Суды Господни посетят Ассирию и Вавилон, землю филистимскую и Египет, Моав, Сирию и Тир. В конце концов, вся земля будет разрушена полностью за свое нечестие. Бог один будет высок, и народ будет служить Ему на новой земле, где будет вечно царить совершенная радость и мир.

Вести Исаии в основном были адресованы народу Иудеи и Иерусалима и предназначались для их блага. Многие из вестей, вероятно, были сказаны непосредственно народу в виде проповедей.

Бог как бы призывает их быть свидетелями удивительного положения тех, для которых Он сделал так много и которые так быстро забыли о Нем. Перед лицом всей Вселенной народ Божий стоит виновным, и Бог вполне справедлив в тех действиях, которые Он готов предпринять против восставших.

Пастор Олег Василенко по материалам Библейского комментария АСД

Exit mobile version