Придите, и будем ходить во свете Господнем — размышления над ежедневной главой

Книга ИсаииВажно — при исследовании Библии просто необходимо научиться игнорировать деление на главы и тексты. Помнить, что это деление возникло намного позже, чем была написана Библия, и возникло оно для того, чтобы легче находить нужное место.

Поэтому нужно забыть о том делении на главы, которое мы имеем сейчас и научиться делить книгу на отрывки так, как её делит сам автор.

Для этого следует обратить внимание на структурные указатели. В первых главах книги Исаии они следующие.

ВИДЕНИЕ Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии— царей Иудейских. (Isa 1:1 RSO)

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме. (Isa 2:1 RSO)

Как мы можем увидеть, первая глава и вторая — это два откровения, которые записывает Исаия.

Но вот третья, четвертая и пятая глава не содержат указателей на то, что это отдельные отрывки. Поэтому следует понимать, что 1 глава — это вводный раздел, который сжато описывает весть Исаии в целом. Второй раздел книги — это главы 2-5. Следующий раздел начинается в главе 6. Там мы встретим первое датированное видение и историю призвания Исаии на служение. При этом нет оснований считать, что видение шестой главы получено после видений первого и второго раздела. Первый и второй раздел, повторимся, содержат весть Исаии в целом.

Теперь рассмотрим содержание глав 1-5.

Есть комментаторы, которые просто говорят о том, что в этих главах основная идея — это прошлое, настоящее и будущее народа Божьего. Некоторые добавляют при этом, что одна из главных идей этих глав — это обязанность народа служить Богу.

Структура

Глава 1 — Божье обличение, призыв и обещание.

2:1-4:6 Проблема: Божий народ не является тем, чем должен быть.

2:1-5 Предназначение Дома Иакова

2:6-4:1 Дом Иакова отринут

4:2-6 Израиль восстановлен

Глава 5 Плохой урожай.

Рассмотрим теперь немножко подробнее 3 и 4 главу.

3:1-8 Политический коллапс в Израиле. Кульминация.

6 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: «у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею».
7
 А он с клятвою скажет: «не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа». (Isa 3:6-7 RSO)

Этот текст говорит о том, что разрушение в стране будет таким, что люди не то, что не будут требовать залог в 2,5 миллиона гривен для того, чтобы баллотироваться в президенты — будет достаточно того, что человеку есть что одеть. Будут рады любому правителю. Но уже никто не будет желать править.

Дальше говорится о причине такой ситуации.

8 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их— против ГОСПОДА, оскорбительны для очей славы Его.
9
 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
10
 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;
11
 а беззаконнику— горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его. (Isa 3:8-11 RSO)

Вот что интересно. Иногда Бог наказывает тех, которые отвергают Его, плохим царем. Вспомним историю, когда Израиль просил царя и Бог дал им Саула.

Но бывает и еще хуже наказание. Это вообще отсутствие всякой власти и всякого контроля.

Следующий раздел говорит о еще одних притеснителях.

12 Притеснители народа Моего— дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили. (Isa 3:12 RSO)

Интересно получается. Оказывается, стремление женщин к роскоши может быть одной из причин коррупции. Оказывается, коррупция часто — это следствие желания мужчин удовлетворить все капризы жен, как это детально расписано в следующих текстах. Для этих женщин тоже готово наказание — нагота и позор. В принципе, не будем детально останавливаться на том, что захватчики обычно делают с пленными женщинами. Но кульминация наказания в следующем:

И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем,— сними с нас позор». (Isa 4:1 RSO)

Я встречал этот текст с толкованием — тут имеются в виду различные конфессии, которые называются Христианскими, а на самом деле такими не являются. Вот к каким толкованиям приводит вырывание текста из контекста. Если читать четвертую главу как отдельный отрывок, то именно такое впечатление и складывается, ведь дальнейшие тексты говорят о Мессии.

Но еще и еще раз напомню — на главы книгу делил не Исаия. И первый текст четвертой главы — это на самом деле кульминация наказания грешных женщин из третьей главы. В третьей главе указывается причина, почему женщины хотят быть хотя бы формально замужем за одним мужчиной.

24 Мужи твои падут от меча, и храбрые твои— на войне. (Isa 3:24 RSO)

Таким образом, третья глава говорит о двух наказаниях для Божьего народа — у народа нет руководителей и у народа нет мужчин. В обоих случаях говорится, что люди хватаются за малейшую возможность возместить потерю. Что требования к кандидату в президенты и к кандидату в мужья — самые минимальные.

Но четвертая глава говорит о Спасителе.

2 В тот день отрасль ГОСПОДА явится в красоте и чести, и плод земли— в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.
3
 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все, вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
4
 когда ГОСПОДЬ омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
5
 И сотворит ГОСПОДЬ над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.
6
 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. (Isa 4:2-6 RSO)

Этот отрывок говорит о Мессии, который обладает Божественной и человеческой природой. Его называют — отрасль Яхве и плод земли. Он — и земной и небесный.

И повторится Исход.

5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете ГОСПОДНЕМ. (Isa 2:5 RSO)

Будем ходить в свете Божьей истины. Будем поступать по правде, потому что поступающий по правде идет к свету. Ухватимся не за тех, у кого есть пара миллионов. Ухватимся за Господа.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version