Судьба Египта — размышления над ежедневной главой

ЕгипетВ профетической (пророческой) литературе выделяется особый жанр предсказаний — пророчества о судьбе языческих народов. Они встречаются у Исаии, Иеремии, Иезикииля, Амоса, Софонии, Авдия и Наума. Хотя все они направлены против врагов Израиля — их правителей и их богов, каждое пророчество представляет собой отдельно особенную весть, призванную выполнить свое назначение и не скованную рамками определенной культуры или содержания. В большинстве случаев эти прорицательные послания не дошли до стран, которые обличались в них, потому что они были предназначены для Израиля…

Данную главу можно рассматривать как продолжение 18-й главы, потому что в то время Эфиопия (Нубия) и Египет составляли одно государство, управляемое целым рядом эфиопских царей. Однако изображаемая здесь картина представляет собой полный контраст с той, которую мы видели в 18-й главе. Здесь Бог показан восседающим «на облаке легком» и совершающим суд над той несчастной землей. Образно говоря, даже боги египетские будут трепетать перед небесным Богом.

19:1-15 Египет, поставленный на коле­ни. Образ Господа, быстро грядущего на облаке легком (1), указывает на то, что по­вествование о Египте, который лишится всего, чем обладал раньше, будет вестись на языке поэтических метафор. Первыми истощатся его духовные ресурсы: его вера, мораль (1), единство (2) и известная во всем мире мудрость (3). Далее он утратит свобо­ду (4). Свирепый царь мог быть одним из эфиопских правителей, например Тирга-ком, царствовавшим при жизни Исайи, или одним из более поздних завоевателей Египта, персидским или греческим; здесь мог подразумеваться даже один из соб­ственных тиранов Египта. Однако здесь важней не личность тирана, а последова­тельный переход от упадка государства к тирании. Затем Господь коснется физичес­кого источника жизни — Нила, и посте­пенно придет в упадок вся промышлен­ность Египта. Конечной стадией будет бес­помощная анархия (11-15), особенно унизительная для народа, который более двух тысячелетий гордился дисциплини­рованностью своих государственных уч­реждений. Ср. ст. 12 с 3 Цар. 4:30. Цоан и Мемфис (13) были древней и современной Исайи столицами Египта. Цоан (вероят­но, город Танис, расположенный в дельте Нила) был известен как место, где царило жестокое угнетение (ср.: Пс. 77:12,43). Ср. ст. 15 с 9:14-15.

2 ст. Египтян против: Это точное описание своеобразного разгрома, столь часто приносившего египтянам полное поражение. Если бы египтяне были сплоченными, то ни один народ в древности не мог бы одолеть их. На юге они были защищены водопадами Нила, на западе и востоке — песками пустыни, на севере — морями. Естественные ограждения их были исключительны. Но сами египтяне оказались своими собственными злейшими врагами,- внутренние смуты и волнения вели к ослаблению и гибели.

Когда египтяне вооружались против египтян, как это нередко случалось, в различных частях страны появлялись местные правители, пытающиеся закрепить свое господство над другими; неизменным следствием была анархия и хаос, а нередко и покорение чужеземным врагом. Позже египетские правители стали подкупать иностранных наемников, чтобы они защищали их от других египтян, и это привело к тому, что греки начали оказывать значительное влияние на внутренние дела Египта. В конце концов в 525 году до н.э, персидский царь Камбиз вторгся в Египет, где был коронован в качестве первого фараона двадцать седьмой династии. Так окончились годы величия и независимости Египта.

Верны слова Спасителя:

Если царство разделится само в себе,
не может устоять царство то;
и если дом разделится сам в себе,
не может устоять дом тот; Мар.3:2-25

если же и сатана разделится сам в себе,
то как устоит царство его? Лук.11:18

3. Разрушу совет его: Разрушая планы египтян, Господь тем самым подавлял их. Они обращались к своим идолам за руководством и мудростью, но это приводило к еще большим смутам и безрассудству и лишь ускорило гибель всей нации.

4. В руки властителя жестокого: В своей гордости и великолепии египтяне пренебрегли советом Господа, Который ныне допустил им подпасть под гнет тиранов.

7. Засохнет: Нил образовал Египет. Геродот поясняет, что «Египет был даром Нила». Когда уровень Нила понижался, тогда вся растительность вдоль его берегов, засыхала (см. 6 ст.) и хлеба, посеянные вдоль реки или ее оросительных каналов, погибали.

17. Ужасом для Египта: Иудея была одной из самых слабых стран древнего Востока, а Египет одной из самых сильных стран. Однако когда Господь совершит Свои суды над египетской державой, вся самоуверенность ее исчезнет. Она отвергла совет Господа и за это народ ее будет в благоговении и страхе стоять перед теми, кто почитает Его и служит Ему. Обстоятельства сложатся так, что нечестивые будут вынуждены признать руку Божью, простертую на них за их беззаконие.

В тот день: По-видимому, «в тот день» было обычным выражением пророков, указывающим на время, когда Бог явит Себя народам и воздвигнет новое царство.

Последняя часть 19-ой главы (18–25 ст.) содержит условное пророчество о том времени, когда согласно первоначальному плану Божьему относительно евангелизации мира египтяне познают истинного Бога и будут служить Ему подобно еврейскому народу (см.25 ст.).

Пять городов: Или пять определенных, но не названных здесь городов (имеется в виду Гелиополь, Леонтополь, Элефантина, Дафне и Мемфис) или же просто округленное их число. Из среды языческих египтян, столь долго отвергающих весть благодати Божьей, многие обратятся к Господу и узнают «язык» и пути Божьего народа. Подобная же картина изображается в Соф.3:8—10; (см.также Зах.14:16—19).

Название египетского города Гелиополя означает «город солнца». Гелиополь — это греческое название города, он Илиополь, упомянутый в Быт.41:45,50. Расположен он был на восточном берегу Нила, в девятнадцати милях севернее Мемфиса и почти прямо на запад от северного края Суэцкого канала. Иеремия (Иер.43:13) называет этот город Бефсамисом, что по-еврейски значит «дом солнца». Данный город был центром поклонения солнцу. Именно это значение подразумевается в тексте, здесь Исаия хочет указать, что из «пяти городов», клянущихся Господу Саваофу, один будет городом солнца, быв некогда центром поклонения египетскому солнцу.

18 В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца.
19 В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее.
20 И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их.
21 И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят.

19. Жертвенник Господу: Позже в Египте были сооружены два еврейских храма: один в Элефантине, построенный ранее 525 года до н.э, а другой в Лентополе, в дельте около Мемфиса, построенный в ответ на прошение Ани к Птоломею, Филометру и Клеопатре приблизительно в 150 году до н.э. Однако очень сомнительно, чтобы здесь имелся в виду именно один из этих храмов. Предсказание стихов с 18-го по 25-й является лишь условным (см.комм.Ис.19:18).

В действительности же никогда не наступало время, когда египтяне клялись бы в верности истинному Богу (ст.18) и сделались бы Его народом (ст.25). Это предсказание так никогда и не было исполнено, отчасти потому, что Израиль оказался неспособным выполнить возложенную на него обязанность. Если бы Израиль был верным, тогда бы люди всех наций, в том числе и египтяне, обратились к Господу (см.Зах.14:16—19). Центры поклонения истинному Богу заменили бы те места, в которых поклонялись языческим богам.

21. Познают Господа: «В тот день» (ст.18) благословения Евангелия не будут лишь исключительно достоянием Израиля.

22. Поразит и исцелит: Весть Исаии для Египта начинается с суда и гибели (ст.1—17). Однако Господь есть Бог милосердия. Он поражает для того, чтобы Он мог исцелить. Посылая суды, Бог предусматривает не разрушение, а восстановление как для Египта, так и для Иудеи.

24. Народ Мой — Египтяне: Израильтяне при выкли считать одних себя народом Господа. Они забыли, что ОН был Богом всей земли и что Он желал, чтобы все народы были спасены.

Исаия указывает здесь народу израильскому на их возможность и обязанность. Он видел, что должно было настать такое время, когда языческая Ассирия точно также, как и Египет, познает Бога. Аналогичное видение было дано Осии (Ос.1:10).

В данном пророчестве убедительно выра­жена извечная истина о том, что Господь поражает, чтобы исцелить (ср.: 22). За на­казанием следует обновление, которое превосходит все, что когда-либо было обе­щано языческим народам в Ветхом Завете. Похоже, что Египет здесь обрисован с двух сторон: во-первых, как одна из мощней­ших на тот период держав, к которой все время приглядывался Израиль (ср.: 20:5), а во-вторых, как часть Божьего мира, о котором Он заботится, для которой угото­вано место в Его царстве, где нынешние разделения на ранги и расы будут полнос­тью отменены.

Пастор Станислав Сабанский

Exit mobile version