Пророчество о Тире — размышления над ежедневной главой

Финикийский корабль23 глава книги пророка Исаии содержит пророчество о Финикии. Финикия — это государство, которое находилось на восточном побережье Средиземного моря, севернее Израиля. Финикийцы создали мощное государство с развитыми ремеслами, торговлей и культурой. Расцвет Финикии пришелся на 1200 — 800 год (до Р.Х.), конец этого периода как раз совпадает с временем пророческой деятельности Исаии.

Тир и Сидон, два самых крупных города Финикийского государства. В пророчестве, связанном с Тиром и Сидоном, упоминается Фарсис, который считается портовым городом в Испании, и земля Китийская, которая идентифицируется с островом Кипр. Финикийцы активно торговали и при этом успешно использовали свое географическое положение, используя морские пути. О судьбе Финикии мы знаем из истории, по этой причине нет нужды много писать об этом. Гораздо интересней другое, а именно: что привело к падению столь процветающее государство.

В 23 главе, в основном, описана трагическая судьба, ожидающая эти два города и их жителей. Почему речь идет о Тире и Сидоне, а не о всей стране?

Всевышний всегда был справедлив в Своих судах, а поэтому, хотя страна в целом подверглась наказанию, в пророчестве указаны виновники, средоточие причин, приведших к трагическим последствиям.

Падению империй любых масштабов, всегда предшествует определенный образ жизни и исповедуемые жителями принципы. С древних времен среди мыслителей и философов ведутся споры о том, какую роль в становлении личности играет среда обитания, и в этом споре не видно конца. Но у Бога есть определенное мнение по этому вопросу.

Изначально Господь не задумывал для человека такую среду обитания как города, в современном представлении. Русское слово «город», происходит от слова ограждать, огорожа. В некоторых обстоятельствах, у людей возникала необходимость строить заборы или стены. Но город это не только стены. Город это скученное проживание людей, со специфическим укладом жизни. Современные города еще больше не соответствуют первоначальному замыслу, и унаследовали от древних все самое негативное. Необходимость в ограде давно отпала, а тяга к «благам цивилизации» осталась. Не станем вдаваться в описание подробностей пороков городского образа жизни, это отдельная большая тема, но, по сути, Тир и Сидон были городами со всеми атрибутами современных мегаполисов. А самое опасное в городском укладе жизни это предрасположенность к житейской гордости и, как следствие, непризнание Божественного авторитета.

Весьма примечательная история описана в Быт.11 в связи с постройкой Вавилонской башни. Интересно заметить то, что в этой главе упоминается не только постройка башни, но и постройка города. Именно тогда и зародилась идея постройки городов, как средства, противопоставления человека Богу.

Но дело не только в городе. Дело еще и в торговле. В 28 главе книге Иезекииля торговля упоминается как причина гордости «начальствующего в Тире». Если посмотреть на сущность торговой или как сейчас говорят коммерческой деятельности, то она сводится к тому, чтобы доставить некий товар, из одного места в другое и получить прибыль за оказанную услугу. В самом виде этой деятельности нет ничего предосудительного. Однако торговля является одним из самых прибыльных способов заработка, особенно если нарушается принцип честности. В некотором смысле торговая деятельность является фактором риска. Достаточно упомянуть о торговле оружием или наркотиками.

Спектр современных методов получения прибыли с нарушением принципов честности, просто огромен. От этого страдало и общество того времени. Но самое главное то, что стремление к накоплению материальных ценностей с использованием нечестных методов, это по сути та же «Вавилонская башня» — попытка не зависеть от Бога. «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.» (Прит.11:1)

В конце 23 главы, можно увидеть яркий пример того, что Всевышнему не чуждо чувство юмора.

«И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной. Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную.» Ис.23:17-18

Исаия предсказывает, что «начальствующим Тира» вернется их прибыль, но теперь она не будет оседать в личные карманы, но достанется «живущим пред лицом Господа».

«Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» Еккл.6:1-2

Итак, подводя итоги размышлений над 23 главой, можно отметить, что стремление развиваться и укреплять свои позиции в обществе с использованием запрещенных методов, рано или поздно приводит к потере всего, что накапливалось, и на что возлагались надежды. И тем эта утрата трагичней, чем больше принципов было принесено в жертву эгоизму. И дело не в том, что Бог не может позволить людям возвеличится, дело в том, что в таком обществе, где принципами справедливости и правоты жертвуют в угоду мнимому развитию и укреплению, процветает множество пороков, разъедающих сообщество изнутри. Посему падение Финикии — не инициатива Всевышнего, а следствие тех процессов, которые действовали еще тогда, когда казалось что благополучному времени не будет конца.

Пастор Валентин Сухин

Exit mobile version