Езекия, Рабсак и информационные войны

С 36 по 39 главы — скорее исторические, чем пророческие. Они параллельны 4Цар.18:15-20:19.

Сеннахирим (Сеннахериб 704-681гг до Р.Хр.). Он сменил на ассирийском престоле Саргона 2, погибшего в сражении. Ниневия была прославлена в царствование Сеннахирима: вокруг нее были отстроены стены высотой от 12 м до 15 м. Стена тянулась вдоль реки Тигр на 4 км, а в своих летописях он перечисляет города, захваченные им: Сидон, Иоппия, 46 окруженных стенами городов Иудеи и свою безузпешную осаду Иерусалима, о которой повествуется в этой главе.

Известно также, что Езекия был соправителем своего отца Ахаза с 729г. до Р. Хр., а в 715г. до Р.Хр. началось его самостоятельное правление, продолжавшееся до 686 г. до Р. Хр. Он отказался подчиниться ассирийскому владычеству, а Египет рассматривал, как союзника. Всё вышеперечисленное явилось причиной недовольства царя Ассирийского и поэтому у стен Иерусалима стояло 185-тысячное войско во главе с тремя военноначальниками: Рабсаком, Тарпаном и Рабсарисом.

Верхний пруд: место, где Исаия встретился с Ахазом.
Поле белильничье: сукновальное поле.

К посыльным царя Ассирийского вышли знатные придворные: начальник дворца, дееписатель и летописец.

Рабсак обращается к Езекии и ко всем, кто его слышал с вопросом: Откуда такая уверенность в том, что вы останетесь целы?
Для ассирийцев вера в Бога — это пустые слова, а отказ Езекии платить дань — это бунт, и его (Езекию), Сеннахирим решительно проучит за такую сверхнепочтительность.

«Кто готов тебе помочь, может Египет (Ис.20:1-6), так он как трость надломленная (ведь над ним нависло Божье осуждение Ис.19:1-15; 30:3,7; 31:3).

Высоты и жертвенники: благочестивый Езекия истребил множество языческих капищ по всей Иудее (4Цар.18:4-2; 2Пар.31:1) и тем нажил себе немало врагов среди её жителей. Рабсак говорил Езекии,

Исаия предупреждал в 30 и 31 главах, чтобы люди не надеялись на оружие, доспехи и на договор с Египтом. Это напрасные ожидания, и сейчас они снова прозвучали из уст ассирийцев.

Господь сказал: в одной из своих надписей Сеннахирим сообщает, что он, якобы, получил от своего бога Ашура повеление выступить против своих врагов.

По-арамейски: оказывается, что информационные войны всегда велись! Ассирийские послы хотели настроить жителей Иерусалима против их царя и подчиниться из-за страха быть завоёванными. Нужно отметить степень образованности Рабсака: он мог свободно изъясняться на еврейском (не родном ему) языке.

Посланные Сеннахиримом представили своего господина, переживающего за будущее Иерусалимских жителей больше, чем их царь Езекия, и что если он всё также упорно будет отказываться покориться «всемилостивейшему» освободителю, то их ждут большие проблемы.
Когда ассириянина попросили, чтобы он говорил не на еврейском языке, то он наоборот ещё громче и на еврейском обратился ко всем, кто мог его слышать.
Рабсак говорит о Езекии, не называя его титула, чтобы унизить его, выставив, как тщеславного и эгоистичного обманщика, которому все равно, что будет с его народом, который не думает о благе для своего народа вообще!

Видя, что первая информационная атака не сработала, неглупый полководец и оратор, Рабсак идет дальше. Он замахивается на Бога: «не верьте, что Господь спасет вас и ваш город». Это уже вызов Самому Господу! (А ведь главная мысль всей проповеди Исаии: спасет нас Господь! (гл. с 7-35)

Примиритесь со мною: фактически, Рабсак призывает к восстанию против Езекии и признанию своим царём Сеннахирима. И что если они послушаются слов Рабсака, то будут жить в довольстве и сытости на своей земле (как это нам знакомо!).

Такая же как ваша: а вот здесь нестыковочка, ведь если бы Сеннахирим действительно хотел вознаградить народ, как и обещал, то зачем их переселять? Это уже прозвучало, как плохо скрываемая насмешка и издевательство.

Боги народов были бессильны спасти их.
Среди всех народов и городов, павшими под натиском ассирийцев, была и Самария. Нужно отдать должное красноречию и уму Рабсака, — он приводя Самарию в пример, использовал наиболее весомый, по его мнению, аргумент: и если не послушают, то с ними будет то же самое, что и с Самарией.

Из всех богов: как же Господь сможет избавить от моей руки? Очень знакомая фраза (Дан.3:15) «Какой Бог избавит вас из руки моей?» На подобные вызовы Бог отвечал радикально всегда!

В данных обстоятельствах решение не отвечать ни слова, было очень мудрым. «Аргументированный» и адекватный ответ здесь мог дать только Бог. Езекия твердо верил, что Бог исполнит свое обещание. Когда человек замолкает и даёт возможность действовать Богу, тогда совершаются чудеса!

Все слова, сказанные Рабсаком, были восприняты сановниками царя Езекии с большими переживаниями (разодрали одежды). Его вера испытывалась…

— Любые политические коллизии, войны, восстания, информационные войны — не новое явление в этом мире. Есть тот, кто однажды понесет заслуженное наказание за всё горе и страдания, которые он провоцировал. Когда христианин попадает в сложные обстоятельства, он с мудростью открывает уста или молчит, призывая Господа совершать великие дела для спасения детей Своих и «верующий в Господа не постыдится» (Рим.9:33)

Пастор Павел Вистратенко

Exit mobile version