Иисус в пророчествах Исаии — размышления над ежедневной главой

Иванов. Явление МессииСорок вторая глава книги пророка Исайи повествует о Мессии, об обращении язычников и об отступлении от Бога Израиля, следствием чего является их наказание. Принципы, применённые в этой главе по отношению к Израилю, можно применить и по отношению к отдельному верующему, и по отношению к нашей планете.

Начинается эта глава, как говорится, «за здравие», а заканчивается «за упокой». Вся глава пронизана яркими образами: здесь мы встретим имеющих уши и не слышащих, имеющих глаза и не видящих.

Здесь же встречаются узники, сидящие в темнице, и Бог, Который подобен запечатлённому на фотографии 1942 года Алексею Ерёменко, поднимающему боевой крик.

В начале главы перед нами предстаёт Отрок.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него…» Ис.42:1

Этот Отрок, Он же «отпрыск» (53 глава Исаии) — не кто иной, как Иисус, Который в двенадцать лет проявляет Свою Божественность в Иерусалимском храме, слушая и задавая вопросы учителям закона, которые «дивились разуму и ответам Его» (Лк.2:46). В данном пророчестве Мессия предстаёт перед нами в образе отрока, а не в образе сильного могущественного царя. Евангелист Матфей подтверждает, что Отрок, о Котором пишет Исайя в 42 главе, и Иисус Христос — одна и та же Личность. Матфей, описывая крещение Иисуса, замечает, что небесный голос повторил слова из первого стиха 42 главы Исайи: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матф.3:17). Благоволение Небесного Отца выразилось как по отношению к Отроку, так и по отношению к Иисусу. И именно в тот момент, когда на Иисуса сошёл Дух Святой (ср. с Ис.42:1: «…положу дух Мой на Него»). Почему Отрок? Чтобы показать, что Иисусу предстояло пройти путь человека от рождения и до взрослого возраста. В промежутке между этими периодами было отрочество.

Что ещё говорит нам Исайя об Иисусе?

«Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» Ис.42:1.

Для того, чтобы лучше понять это пророчества, давайте вновь обратимся к евангелисту Матфею. «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». (Матф.12:14-21). Матфей объясняет нам смысл данного пророчества тем, что Иисус не старался завоевать Себе Царство огнём и мечом. Он вообще старался избегать популярности, которая привела бы Его к престолу. Иными словами, Иисус избегал тех политических партий и тех журналистов, которые хотели, чтобы Он стал президентом. Ведь Царство Его не от мира сего. По этой причине Он запрещал исцелённым делать Ему рекламу, вывешивая плакаты с его лицом на все билбордах страны вдоль центральной улицы. Он строил совершенно другое Царство, Царство небесной любви.

В конце жизни Наполеон Бонапарт написал: «Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания нашей гениальности? На основе насилия. Лишь один Иисус Христос основал Свою империю любовью… И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек… на расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца. …Он, безусловно, требует его и непременно выполняется Его требование. Чудно! Все, которые веруют в Него, испытывают замечательную любовь к Нему… Время, это великий разрушитель, не в силах погасить это святое пламя… Вот это довольно убедительно доказывает мне Божество Иисуса Христа».

То, каким представлен в данном пророчестве Христос, похоже на то, каким представил Себя Бог Илие: «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3Цар.19:11,12).

Следующее пророчество Исайи даёт нам ещё одну яркую характеристику Сына Божьего:

«трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» Ис.42:3.

Этот стих говорит о деликатности Иисуса и о Его любви к грешнику. Надломленная трость — это люди, которых жизнь потрепала. Это и женщина у колодца Иакова, это и Мария Магдалина, это и все те грешники, которые приходили к Иисусу послушать Его и получить от Него исцеление. И ко всем Иисус находил ключик. Он доверял им, и им хотелось оправдать Его доверие. Ведь до Него им никто никогда так не доверял, в них до Него ещё никто так не верил. Курящийся лён или тлеющий, который вот-вот угаснет — это люди, в сердце которых есть ещё огонёк веры в Бога. И пусть их вера будет даже такой маленькой, как горчичное зерно, но и тогда Христос готов поддержать их и помочь им. «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». (Мар.9:23,24). В ответ на эту почти угасшую веру Иисус помогает этому мужчине и изгоняет беса из его одержимого сына.

«Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?».

Иисус умеет обращаться с нашими сердцами. «Падшим нужно дать почувствовать, что им ещё не поздно стать людьми. Христос почтил человека Своим доверием и таким образом возвысил его. Даже к павшим чрезвычайно низко Он относился с уважением». (Е. Уайт «Служение исцеления», с. 164).

Следующая характеристика Христа, которую даёт пророк Исайя, говорит о таком Его качестве, как целеустремлённость.

«Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» Ис.42:4.

Когда смотришь на то, как олимпийский чемпион получает медаль, то понимаешь, сколько тренировок стоит за этой медалью. Однако ещё одной важной составляющей победы участников олимпийских игр является их мотивация или то, какие внутренние факторы заставляют их дух проявлять неимоверную волю и достигать победы. Миссия, возложенная на Отрока Иисуса, побуждала Его идти дальше, несмотря ни на какие препятствия. Но лишь любовь помогла достичь победы.

С четвёртого стиха и далее Исайя пророчествует об обращении язычников к Богу. Именно благодаря Иисусу. Среди этих язычников были и мы.

«…Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» Ис.42:6-7.

Евангелист Лука показывает эпизод из жизни Иисуса, когда это пророчество, повторяющееся у Исайи в шестьдесят первой главе, Иисус отнёс к Себе. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Лук.4:16-21).

В восьмом стихе 42 главы Исайи вновь появляется айсберг, об который неоднократно разбивался корабль веры: идолы.

«Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» Ис.42:8.

Вы когда-нибудь задумывались, почему Бог так пристально охраняет Свою славу? О Своей славе Бог заботится ради нашего же спасения. Она как маяк, который светит в темноте и указывает кораблю направление. Она указывает нам на истинного Бога, подателя всех благ и дающего спасение и жизнь вечную. Если бы Бог позволил людям приписывать себе или идолам Его заслуги, то мы бы стали поклоняться этим людям или идолам. А поклоняясь им, стали бы деградировать и потеряли связь с Живым Богом. А это неминуемо привело бы к падению и погибели.

«Вот, [предсказанное] прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» Ис.42:9.

Пророчества 42 главы Исайи исполнились через семь столетий после того, как были написаны.

«Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих» Ис.42:13.

В этом стихе и далее речь идёт о наказании Божьего народа, Израиля, который был слеп и глух к тому, что Бог говорил и показывал. Можете ли вы себе представить кричащего Бога? Возможно, это антропоморфизм, когда человеческие качества приписываются Богу. Но посмотрите на Иисуса, Который возопил громким голосом: «Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?». Вот и думай теперь: антропоморфизм это или же человек действительно создан по образу и подобию Божьему.

«Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая» Ис.42:14.

Бог терпит до определённого момента. Многие злоупотребляют Его долготерпением. Но данный отрывок говорит нам о том, что если сегодня человек делает беззаконие, и ему за это нет никакого наказания, то это вовсе не значит, что Бог ничего не видит. Это не значит и то, что Бог смиряется с беззаконием. И уж тем более это не значит, что Бог одобряет поступки грешника. Но долготерпит. Ведь если бы за каждый грех грешника тут же поражала молния, то не спасся бы ни один человек. Некоторые это понимают и в благодарности обращаются к Богу. А другие наоборот укореняются в своих грехах, видя, что их грехи остаются безнаказанными. «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». (Еккл.8:11). Пусть Бог поможет нам не злоупотреблять Его долготерпением, а использовать его как платформу для преобразования характера.

«…буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера» Ис.42:14-15.

Бог нередко выступает в Библии как Бог Ревнитель, Который не согласен с тем, что Его жена, Израиль, прелюбодействует с идолами. Здесь мы видим очередную сцену ревности, когда муж кричит и бьёт в доме посуду, которую он же и подарил своей жене. Крик мы увидели в предыдущих стихах, а в этом стихе мы видим, как Бог Ревнитель «бьёт в доме посуду». В пятом стихе говорится о Боге, как о Творце, а в этом отрывке мы видим, как Бог Творец разрушает в порыве ревности то, что создал для Своего народа: горы, холмы, траву, реки, озёра.

«И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми» Ис.42:16.

В данном стихе слепые — это язычники. А далее мы увидим, что есть ещё одна группа слепых — это народ Божий. Так вот, язычников Бог выведет на свет, а Свой народ не выведет, потому что они упорно сопротивляются свету.

«Вот что Я сделаю для них и не оставлю их«Ис.42:16.

Дело спасения, которое Бог начнёт в язычниках, Он будет продолжать вплоть до Второго Пришествия Иисуса Христа. «…Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). И в этом обетовании для нас большая радость. Всякий раз, когда верующий согрешает, Бог даёт ему силы вставать и идти дальше.

«Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: „вы наши боги“. Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал» Ис.42:17-20.

Здесь уже говорится о народе Божьем, который назван рабом Господа. Некоторые считают, что здесь речь идёт об Иисусе. Однако мы видим, что слепота раба в данном случае является следствием его упорства по отношению к тому, что говорит Бог. А Иисус был послушен Богу. Поэтому речь идёт об Израиле, поклоняющемуся идолам и уподобившемуся этим идолам. Ведь именно об идолах сказано: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят». (Пс.113:13). Таким же стал и Израиль. Духовная слепота — это болезнь нашего времени, ведь именно Ангелу Лаодикийской церкви Христос говорит: «…глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (Откр.3:18).

«Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон» Ис.42:21.

Иисусу и сегодня приписывают отмену закона те, кто говорят, что Иисус отменил субботу и перенёс её на воскресенье. Таковым Христос отвечает: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Матф.5:17).

«Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: „отдай назад!“» Ис.42:22.

«Бог раньше предупреждал Свой народ, что результатом неповиновения будут горе и бедствия (Втор.28:15—68). И ныне эти предупреждения как раз нашли свое исполнение. Десять колен Израиля перестали существовать. Иудея была опустошена, многие из ее народа были взяты в плен к ассирийцам, а другим приходилось скрываться по ущельям и пещерам. Еще более скорбная участь постигла страну столетие спустя, во время неоднократных нападений Навуходоносора…». (Комментарий АСД).

«Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон…» Ис.42:23-25.

Здесь показан принцип, по которому отступившего от Бога человека постигают беды: Бог убирает Свою ограду, и дьявол, ненавидящий человека, имеет право напасть на человека. Эта мысль встречается в Исайи 5: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот — вопль». (Ис.5:1-7).

Книга Иова тоже показывает нам этот принцип: как только Бог забирает Свою ограду, на человека нападает дьявол. Иисус однажды рассказал притчу, в которой прослеживается тот же принцип: нечистый дух, выйдя из человека, желает вернуться в него, если сердце человека не занял Бог. Этот же принцип показывает и Апостол Павел: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства». (Рим.1:28). Часто люди обвиняют Бога в катаклизмах, обрушивающихся на нашу Землю и приносящих много горя. Однако, читая Библию, мы видим, что если бы не Бог, сдерживающий дьявола, то этих катаклизмов было бы намного больше, и они бы уже давно погубили нашу планету. Ведь за свои грехи люди понесут наказание. То, что дьявол делал с Иовом, когда Бог убрал свою ограду, он сделает и с нашей планетой. Но пока есть люди, желающие спастись, Бог сдерживает дьявола и не забирает свою ограду. «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево». (Откр.7:1).

«…но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» Ис.42:25.

Мудрые люди анализируют события, происходящие на Земле, и делают правильные выводы. В то время, как люди глупые укореняются в своём упрямстве и во всех бедах обвиняют Бога. Соломон был мудрым человеком, поэтому однажды написал: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него». (Еккл.7:14). Но не все люди анализируют, поэтому они обречены на повторение своих ошибок и укоренение в своём неправильном мышлении. Так произойдёт и в дни перед Вторым Пришествием: «И хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих».(Откр.16:11).

Пастор Антон Перепелица

Exit mobile version