Не бойся, ибо Я с тобою — размышления над ежедневной главой

Пророк Иеремия, МикеланжелоИеремия родился примерно в 645 г. до Р. Х., в конце царствования нечестивого Манассии.

Значение имени «Иеремия» установить трудно. Производя его от разных глаголов, получают и разные значения: «Иегова основывает», «Иегова возвышает» или «Иегова отвергает».

Хелкия, отец пророка, был священником, издавна поселившейся в Анафофе, городке, лежавшем северо-восточнее Иерусалима.

Обращение Бога к Иеремии, как это изложено им, обращает на себя внимание краткостью своей. Бог, знающий каждое сердце в глубинах его, обращается к Иеремии с особенными словами побуждения и ободрения.

Он открывает ему, что избрал его как пророка: «Прежде нежели… образовал его во чреве матери». Еврейское познал (йада) подразумевает нечто большее, чем познание посредством ума: это синоним особой близости; характерно, что именно этим словом передается всесторонний опыт супружеских взаимоотношений.

Бог говорит Иеремии, что освятил его, т. е. отделил для предстоявшего ему служения, до того еще, как он вышел из материнской утробы. Освящение людей и предметов есть «отделение» и посвящение их Богом для Его особых целей. Господь ставит Иеремию в известность, что поставил его пророком, т. е. вестником слова Своего, не только для иудеев, к которым он преимущественно станет обращаться (главы 2-45), но и для языческих народов (главы 46-51).

В согласии с его натурой — реакция Иеремии на услышанный им голос Божий. В ней звучит сомнение: я не умею говорить (т. е. не обладаю достаточным красноречием для общественного служении), я — молод. В этой последней фразе (полагают, что в год его «призвания» Иеремии было не более 20 лет) тоже выражено сомнение, страх неподготовленности к великой миссии.

Господь не принимает возражения Иеремии: его «неумение» и «молодость» не имеют значения, потому что он будет выполнять волю Его с Его же помощью. Глаголы в стихе 7 (при более правильном прочтении его) произносятся в повелительном наклонении: не пойдешь и скажешь, а «иди» и «говори». Не в красноречии Иеремии нуждался Бог, а в том, чтобы он стал послушным вестником Его на земле.

Видение цветущей ветви миндаля (Иер.1:11-12)

Иеремия видит цветущую ветвь миндального дерева. Как говорят исследователи, слово жезл соответствует еврейскому оригиналу, и объясняется это «игрой слов и понятий» в контексте стихов 11-12. Дело в том, что по-еврейски миндальное дерево называется «деревом неспящим» (со смысловым оттенком — «пребывающим начеку»). Отсюда, вероятно, «жезл» (посох) как символ «бодрствующего пастыря», царя, которому не до сна. Название свое дерево миндаля получило, очевидно, потому, что первым в Палестине зацветает (в январе-феврале, когда все в природе еще сковано зимним сном), причем цветы появляются на нем прежде листьев; первым приносит оно и плоды.

Ветвь цветущего миндаля символизирует Бога, Который бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось. И вот как, по-видимому, раскрывается этот образ: все кажется спокойным в человеческом сообществе с установившимся в нем порядком вещей, люди спят… Но не спит Бог, и определение Его в отношении царств и народов (слово Его), которое Он поручил возвестить пророку, в час свой будет осуществлено, несмотря на кажущееся спокойствие. Содержание этого определения раскрывается в стихе 14 и далее.

Видение кипящего котла (Иер.1:13-16)

Второе символическое видение Иеремии — кипящий котел, содержимое которого как бы изливается в южном направлении со стороны севера. В котле «кипят» (готовятся) бедствия, которым предстоит обрушиться на Южное царство с севера — со стороны Вавилона. Племенами царств северных (стих 15) названы, вероятно, все те народы, которые, находясь в вассальной зависимости от Навуходоносора, примут участие в его походе на Иудею (25:8-9).

Хотя географически Вавилон находился на востоке от Иудеи, наступавшие армии, пользовавшиеся торговыми путями, шли к ней вдоль реки Евфрата с севера (отсюда это постоянно звучащее в книге определение: северный, с севера и т. п.).

Метафора «престолов северных народов, которые будут установлены повсеместно на земле Иудеи», означает полное крушение Южного царства. Об исполнении этого пророчества у Иеремии записано в 39:2-3. Грядущее наказание последует за упорное идолопоклонство иудеев (стих 16).

Иеремия 1:17-19. Носившие свободные одежды жители Ближнего Востока препоясывались перед тем, как приняться за какое-либо дело. Это стало образом, символом готовности. В стихе 17 Бог призывает Иеремию «препоясать чресла» перед началом его духовной работы. Зная мягкий, отнюдь не бойцовский характер Иеремии, Господь призывает его «не малодушествовать» пред теми (власть и авторитет имущими в земле иудейской; стих 18), к которым Он его пошлет, но говорить и действовать смело, помня о том, что его поставил на это Сам Бог. В стихе 18 — уподобление Иеремии (в только что упомянутом смысле) «укрепленному городу» («железному столбу» и «медной стене»).

Это факт, что многие сильные будут ратовать против него, предупреждает пророка Господь, но, так говорит Господь — «они не превозмогут тебя; ибо Я с тобою».

Пастор Олег Назаров

Exit mobile version