Так говорит Господь: пейте и опьянейте… — размышления над ежедневной главой

Пьяный человекБитва при Кархемисе явилась решительным поворотным пунктом в истории всего ближневосточного мира. После падения Ниневии в 612 г. до н.э. вся ассирийская империя была разрушена, и она так никогда и не поднялась снова. Тогда Египет сделал новую заявку на мировое господство. Наёмные армии фараона Нехао пошли на север. Иудейский царь Иосия, попытавшийся остановить его при Мегиддоне, погиб (609 г. до н.э.). Год битвы при Кархемисе (605 г. до н.э.) был четвёртый год царствования Иоакима , и это был первый год царствования Навуходоносора в Вавилоне. Его отец — Набопаласар умер вскоре после битвы при Кархемисе.

В этот момент, столь значительный как для его народа, так и для всех народов Ближнего востока, Иеремия, который был призван стать «пророком для всех народов» (Иер.1:5,10) вновь получил слово от Господа…

от тринадцатого года Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, до сего дня, вот уже двадцать три года, было ко мне слово Господне, и я с раннего утра говорил вам, — и вы не слушали. Иер.25:3

В течении 23 лет Иеремия был посредником и рупором Господа, побуждая народ Завета обратиться от ложного поклонения.

Вам говорили: обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век. Иер.25:5

Слова «обратитесь» и «живите» передают особую ноту проповеди Иеремии. Раскаяние было одним из условий постоянства. Но народ Завета столь же постоянно и упорно не слушал, а вместо этого стремился к другим богам.

Поклоняться другим богам — значит вызывать гнев Господа, как и сказано в 6-7 стихах:

и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла «.
Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. Иер.25:6-7

Далее пророк описывает слова Бога Воинств (Саваофа), Который покоряет все народы Своему рабу, а точнее языческому царю, Навуходоносору:

вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. Иер.25:9

С 15 текста и далее, пророк описывает характер и размах гибели, грозящей народам ближневосточного мира, используя метафору опьяняющей чаши гнева Божьего:

Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя.
И они выпьют, и будут шататься и обезумеют при виде меча, который Я пошлю на них.
И взял я чашу из руки Господней и напоил из нее все народы, к которым послал меня Господь: Иер.25:15-17

Эту чашу должны были испить все народы, начиная с Иерусалима. Здесь упомянуты все народы, к которым обращены особые послания, написанные в 46-51 главах данной книги.

Никто не может избежать этой чаши, каждый должен испить её:

Если же они будут отказываться брать чашу из руки твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф: вы непременно будете пить. Иер.26:28

Гнев Божий из чаши Его постигнет каждого, кто отступил.

…Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф. Иер.25:29

По мере того, как настроение пророка меняется и он переходит от прозы к ритмической поэзии, меняется и его метафора, от чаши к льву рыкающему. Господь представлен громко рычащим на Своё селение, подобно дикому зверю, который рычит, приближаясь к своей добыче

Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно возгремит на селение Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Иер.25:30

Господь представлен как лев, оставивший Своё логово:

Он оставил жилище Свое, как лев; и земля их сделалась пустынею от ярости опустошителя и от пламенного гнева Его. Иер.25:38

В этом крике, Он заявляет, что суд будет вынесен всему человечеству. Ни правители, ни пастыри, ни вожди стада не избегут всеобщей погибели.

И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Иер.25:35

Сегодня мы живём в непростое время и к каждому из нас Бог взывает со словами надежды и любви, чтобы мы не повторили ошибки древних людей и сделали всё от себя зависящее, чтобы быть в близких отношениях с Богом и не пить чаши гнева Его:

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Ефесянам 5:15-17

Пастор Алексей Мельников

Exit mobile version