Иеремия и оставшийся народ — комментарий к ежедневной главе

Разрушенный Навуходоносором ИерусалимСлово, которое было к Иеремии от Господа, после того как Навузардан, начальник телохранителей, отпустил его из Рамы, где он взял его скованного цепями среди прочих пленных Иерусалимлян и Иудеев, переселяемых в Вавилон. Иер.40:1

В 40 главе Иеремии, описывающей события, совершающиеся после пленения Иудеи, мы читаем о том, что Иеремия, освобожденный Навузарданом, идет к Годолии. Постепенно и другие рассеянные евреи также возвращаются к нему. Но, к сожалению, Годолия не верит Иоанану, раскрывающему заговор Измаила.

1. Рама. Этот город, очевидно, использовался вавилонянами в качестве пересылочного пункта для заключенных, приведенных туда из Иерусалима и ожидающих распоряжений относительно их дальнейшей судьбы. Навузардан, очевидно, не встречал Иеремию прежде и использовал эту возможность для того, чтобы обрадовать пророка хорошими новостями о том, что он должен был быть немедленно освобожден (см. Иер.39:14).

2. Господь Бог твой. Навузардану было известно, что Иеремия был еврейским пророком, который призывал подчиниться Вавилону. И начальник охраны любезно признает Бога Израиля и Его миссию через Иеремию, и почтительно предоставляет пророку право идти, куда он захочет.

4. От цепей. Как видно из подробного отчета, именно здесь, в Раме, Иеремии дали полную свободу (см. Иер.39:14).

5. Навуходоносор поставил начальником над городами Иудейскими. Как и Иеремия, Годолия был, несомненно, одним из тех лидеров, которые поддерживали политику подчинения халдеям (см. Иер.26:24; 36:10).

Продовольствие и подарок. Из-за притеснений Иеремия пострадал во время осады и это «продовольствие» было для него большим благословением. «Подарок» был, вероятно, денежным подарком, чтобы компенсировать перенесенные пророком лишения и преследования из-за того, что он отстаивал подчинение Вавилону.

6.Массифа (Мицпа) была, очевидно, выбрана, чтобы стать центром нового правительства. Этот город, имя которого означает «сторожевая башня» (см. Быт.31:49), был, вероятно, расположен на территории Вениамина (см. И.Нав.18:26; 4Царств 25:23). Это было то место, где Самуил «судил Израиль» (1Царств 7:15-16), а Саул был избран царем (1Царств 10:17-25).

7. Военачальники. Лидеры изолированных единиц еврейской армии, которые были «в поле». Те, кто теперь понял, что дальнейшее сопротивление вавилонянам бесполезно. Поэтому для них не оставалось ничего другого, как искать защиту у Годолии.

8. Нетофаф — город, расположенный в 4.2 км. к юго-востоку от Вифлеема.

Иезония. Вероятно, натурализованный иностранец из небольшого царства, расположенного к востоку от Иордании (см. 2Царств 10:6).

10. Собирайте вино. Эти слова позволяют определить время событий, как завершение сельскохозяйственного года. Владельцы областей, виноградников и оливковых садов были уведены пленниками в Вавилон, и Годолия предложил «военачальникам» эти продукты, чтобы удовлетворить их насущные потребности и запастись продовольствием на время приближающегося зимнего сезона.

11. Все Иудеи. Те, кто сбежал в соседние страны, чтобы избежать пленения халдеями.

12. Очень много. Поля и виноградники, хотя и оставленные без присмотра на протяжении лета, очевидно, произвели сами собой большое изобилие для этого жалкого остатка людей в Иудейском царстве.

14. Знаешь ли ты? Царь Аммонитян был в союзе с Седекией против вавилонян (Иер.27:3). И если он не осмеливался выступить против Навуходоносора открыто, то все еще надеялся с помощью Измаила достигнуть своей цели. Иоанан узнал о заговоре, и в преданности своему новому защитнику предупредил его об этом. Но напрасно, Годолия в своей бесхитростной доверчивости отказывается поверить в вину Измаила (Иер.40:16).

16. Неправду говоришь. Возможно, Годолия не доверял Иоанану, бывшему в последнее время военачальником в армии Седекии. В любом случае честный Годолия не склонился бы к тому, чтобы последовать совету Иоанана и первому убить Измаила, даже при том, что тот угрожал его жизни.

Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version