История спасения — комментарий к ежедневной главе

ЛесВ этой главе мы читаем, как Бог отказывается отвечать старейшинам Израиля. Он описывает историю их восстаний в Египте, в странствии по пустыне, и в обетованной земле. Он желает собрать их. Используя образ леса, он описывает разрушение Иерусалима.

1. В седьмом году. От пленения Иоакима (см. на Иез.1:2), то есть, 591/590 до н.э. Эта новая дата относится к Иез.20:1 и 23:49 (см. Иез.24:1). Единство этой серии сообщений показывает тройное повторение выражения, «Хочешь ли судиться» (Иез.20:4; 22:2; 23:36).

Пришли вопросить. Суть их вопроса не раскрыта. Несомненно, они хотели знать, какую весть Бог должен был дать им в это время кризиса.

3. Не дам ответа. Бог никогда не отказывает в ответе искренно вопрошающему. Но если человек отказывается идти к этому свету, самонадеянно еще просить. Люди часто ищут более легкий путь в надежде избегнуть какой-нибудь неприятной обязанности, которую Бог просит их исполнить (см. 2Фес.2:10-11).

4. Выскажи им. Пророку предписано напомнить им историю Израиля. С этой главой можно сравнить Неем.1, Пс.77 и речь Стефана, записанную в Деян.7.

5. Так говорит Господь Бог. Стихи 5–9 являются обсуждением египетского периода истории Израиля.

Когда я избрал вас. См. Втор. 4:37; 7:7.

Поднятая рука. Признак присяги (см.Быт.14:22; Втор.32:40; Откр.10:5, 6). То же самое выражение в Иез.20:6, 15, 23, 42.

6. Молоко и мед. Посмотрите Исх.3:8.

Красу всех земель. Описательная фраза, используемая только Иезекиилем. Исаия называет Вавилон «красой царств» (Ис.13:19).

8. Возмутились против меня. История непосредственно не упоминает такое восстание в Египте. Однако на склонность людей к идолопоклонству в Египте ссылается и И.Нав.24:14. Когда появилась возможность уехать из Египта, многие отказывались выйти .

9. Ради имени Моего. Люди не должны были льстить себе, что это их собственное совершенство заслужило эту милость (см. Числ.14:11—20; Втор. 9:28; Иер.14:7, 21).

10. Пустыня. Стихи 10–22 рассматривают второй период истории Израиля, а именно, жизнь в пустыне.

11. Жив был бы через них. Сравните Гал.3:12. Читая Иез.20:11 мы не должны приходить к заключению, что все, что требовалось от людей, было механическое, внешнее исполнение определенных предписаний. Бог желал, чтобы повиновение человека было вызвано любовью и осознанием характера Бога. Однако через отсутствие духовного воспитания Израиль не смог вступить в более близкие отношения с Богом. Тем не менее, Бог планировал помочь людям приобрести такой опыт максимально быстро. Никогда у Него не было желания, чтобы у людей во времена Ветхого завета было такое ограниченное понимание плана спасения (см. Иез.16:60).

12. Дал им также субботы Мои. Это не значит, что День покоя был дан только на Синае, поскольку он существовал начиная со дня сотворения (Быт.2:1—3); но это было повторение. Слово «помни» в четвертой заповеди, подразумевает раннее существование (см. Исх.16:22—28; ПП258). Декалог (Исх.20:8—11), представляет факты истории создания мира, как основание Дня покоя. Бог создал «небо и землю, море и все, что в них» за шесть буквальных дней (см. на Быт.1:5). В седьмой день Он почил и поместил этот день отдельно, как день покоя для всего человечества (Марк 2:27). Соблюдение субботы является знамением или знаком, что тот, кто соблюдает этот день, признает Иегову своим Богом. Соблюдение субботнего дня не происходит ни от какого естественного определения времени в еженедельные циклы, но основывается на специальном повелении Бога и вере в Его откровение. Люди могут рассуждать, что благотворное назначение Дня покоя может быть реализовано в другой день. Однако Бог определил особый день. Он предложил нам сохранять его святым, лишенным мирских забот и личных удовольствий (Ис.58:13). Это обстоятельство люди не могут безнаказанно игнорировать.

Пророчества Откр. 12-14 проясняют, что суббота будет условием, которое будут особенно оспаривать в дни перед пришествием Сына человеческого (см. ВБ 605). Отличительной чертой Божьего остатка будет соблюдение заповедей Бога (Откр.12:17; 14:12), включая заповедь о субботе. В то же время, религиозные отступники возвеличат ложный день покоя и потребуют соблюдать его. Людям будет необходимо сделать выбор между Божьей субботой и ложным днем покоя или воскресеньем. Соблюдение субботы, таким образом, снова станет отличительным испытанием и будет признаком (названным печатью, Откр. 7) истинных поклонников (см. ВБ 640).

13. Возмутился против Меня. Исторический пример восстания Израиля против заповедей Бога в пустыне видим в Исх.32:1—6. Есть два зарегистрированных случая нарушения субботы (Исх.16:27; Числа 15:32).

14. Ради имени Моего. Ради Его имени Бог не уничтожил людей полностью, Он просто не позволил тому поколению овладеть Ханааном (Числа 14:29–33). Ссылки на идолопоклонство во время их странствования в пустыне видим у Амоса 5:25-26; Деян.7:42-43.

18. Сыновьям их. Стихи 18–26 рассматривают третью часть истории Израиля — поколение, которое выросло в пустыне под влиянием законов и повелений, данных на Синае. Люди искренне старались избежать грехов своих отцов. Торжественные речи Второзакония были адресованы тому поколению.

20. Святите субботы Мои. Посмотрите на ст.12. День субботний, как там сказано, был знаком, что «Я Господь, освящающий их». Здесь это — знак, «дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш». День субботний, каждый седьмой день, был сотворен, чтобы напоминать о Боге. Если бы суббота всегда сохранялась как Божье творение, мысли и привязанности человека приводили бы его к Создателю как объекту поклонения, и никогда не возникло бы идолопоклонства или атеизма (см. ПП 336).

21. Сыновья возмутились. Сыновья последовали примеру своих отцов. Исторические свидетельства найдены в Числа 15–17. Бог угрожал уничтожить целый народ (Числа16:21—45), но воздержался для Имени Своего.

23. Рассеять их. Эта угроза должна быть понята в свете предупреждений Лев.26:33; Втор.4:27; 28:64. Предсказанное изгнание не касалось непосредственно того поколение. Много веков прошло, прежде чем наказание полностью исполнилось. Во время Иезекииля оно было выполнено только частично.

25. Учреждения недобрые. Это не «уставы, …, исполняя которые человек жив был бы через них» (ст.11). Они не часть Божьего закона. Это видно в ссылке к посвящению детей Молоху в ст.26. Уставы, которые приняли люди, которые не были хороши, пришли от язычников, окружающих их. Но как можно сказать, что Бог дал их им? В Библии много действий приписаны Богу, не в том смысле, что Он фактически выполняет их, а с той точки зрения, что хотя все в Его силах и всеведении, но Он не предотвращает их. Понимание этого принципа помогает объяснить много внешне противоречащих заявлений, одно из которых здесь рассматривается (см. Ис.63:17; 2Фес.2:11-12).

Были предприняты попытки применить этот текст ко множеству церемоний и постановлений закона, которые, если бы Израиль был послушен и любил исполнять заповеди Божьи, не требовались бы (см. Св.5 666-667). Но положения церемониального закона едва могут определяться «недобрые постановления ». Кроме того, церемониальный закон был дан Самим Христом и был достоин Его Божественного Автора. Сам Павел объявляет этот закон совершенным. Более ясный свет, которым мы теперь обладаем, не должен принуждать нас презирать то, что было ранее дано в образах и символах (см. ПП 367-368).

26. Попустил им оскверниться. Этот пункт должен быть понят в соответствии с заявлением в ст. 25. Бог фактически не осквернял людей; Он только разрешал им отвечать за последствия своего собственного выбора. Некоторые переводы, например Лютера, вводят разрешающую идею: «Я разрешал им стать оскверненными», и т.д.

Проходить через огонь. Посмотрите на Иез.16:20.

27. Хулили Меня. Стихи 27–29 рассматривают четвертый период истории Израиля — самый длинный из всех периодов, начиная от входа в Ханаан и до дня пророка.

30. Оскверняете? Пророк теперь обращается к своим современникам и обвиняет их в тех же самых грехах, которые характеризовали их предков.

31. Хотите вопросить Меня. Сравните ст. 3.

32. Как язычники. Желание быть «как все страны», окружающие их (см. 1Цар.8:5, 20). Пророк здесь читает тайные стремления вопрошающих и категорически противоречит им. Возможно, они льстили себе, что, если бы они могли бы быть освобождены от их духовной ответственности в качестве избранного народа Иеговы, они избежали бы серьезных наказаний, которыми угрожали пророки. Они, возможно, полагали, что, если бы они просто приняли гражданство язычников, вместе с соответственно меньшими обязанностями, Иегова оставил бы их в покое. Ответ показывает, что это не поможет Израилю, находящемуся в совсем других отношениях с Богом, в отличии от язычников. С людьми Бог поступает согласно свету и привилегиям, которые они имели. Бог не забирает легко эти привилегии, не бросает тех, для кого Он предусмотрел особую судьбу. То, что Он имеет добрые намерения и выполняет их на благо людей, они и сами, в конечном счете, будут вынуждены признать. Бог продолжает сотрудничать со всеми, кто подчиняется Ему и выполняет Его волю, хотя это может быть всего лишь небольшой остаток. Это — тема следующего пророчества.

33. Рукою крепкою. Общее выражение в Пятикнижии для могущественных действий, которыми Иегова освободил Своих людей от власти египтян и вывел их из Египта (Втор.4:34; 5:15; Втор 7:19; и т.д.; ср. Исх.6:1, 6).

34. Приведу Вас. Стихи 34-35 обращаются к новому плану Бога. Исход не приводит немедленно людей в их землю. Они являются первыми, чтобы быть отделенными от людей, среди которых они живут. Им не разрешат «быть как язычники» (ст. 32).

35. Пустыню народов. Сомнительно, что здесь упомянута, физическая пустыня, такая как Аравийская или Сирийская. Термин «Пустыня народов» неопределенен. В отличие от этого, прежняя пустыня описана как «степь печальная и дикая » (Втор.32:10), место обитания змей и скорпионов (Втор. 8:15). Исторически, план, который здесь упоминает Иезекииль, никогда не выполнялся, по крайней мере, до такой существенной степени. Духовное возрождение, которое Бог стремился вызвать среди пленников, не осуществлялось. Если бы Божьи цели были поняты и изгнанники, возвращающиеся с Зоровавелем, стали бы духовно возрожденными людьми, насколько отличной могла быть последующая история Израиля!

37. Проведу вас под жезлом. Фигура пастуха, считающего и сортирующего свое стадо (Лев.27:32; Иер.33:13). Как в Матф.25:33, пастух отделяет овец от козлов. Земля восстановленного Израиля должна быть землей справедливости, и мятежники не должны вступить в нее.

39. Служите им. Сравните И.Нав.24:15. Если после предупреждения люди все еще отказываются от повиновения Богу, Он ничего не может сделать. Принуждение противоречит Его характеру. Следовательно, Он не препятствует тому, чтобы они служили своим идолам. Язык отрывка подобен Откр.22:11, в котором буквально написано, «Позвольте неправедному еще делать неправду; нечистый пусть еще сквернится». Снова, в Осии 4:17 пророк объявляет, «Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» Но все же пророк добавляет, » Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? … Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Осия 11:8).

40. На Моей святой горе. Гора Сион, также названная «высокой горой Израилевой» здесь и в Иез.17:23 (см. Пс.2:6; Ис.2:2—4; Мих. 4:1–3). Согласно ст. 39 из этой главы те, кто предпочел идолов, будут оставлены, чтобы следовать их злыми путями.

Весь дом Израилев. Чудесные обетования были даны всем, независимо от их происхождения. А требования были индивидуализированы и применялись только к тем, кто был готов принять отношения Нового Завета.

Потребуйте приношений ваших. Ритуальный закон все еще был бы в силе после возвращения. Это — одно из условных обещаний будущей славы, которые никогда не понимались, потому что Израиль никогда не оставлял свои грехи. Если бы эти условия соблюдали, то целый мир, возможно, был бы подготовлен к тому, чтобы встретить Мессию, и насколько отличающимся мог быть результат истории!

43. Возгнушаетесь самими собою. Это — признак действительно кающегося грешника. Те, кто стремятся извинить свои грехи, не сделали первый шаг к истинному раскаянию. Иов является примером того, кто какое-то время стремился оправдать себя. Только когда характер Бога изобразился перед ним, контраст между его собственной греховностью и чистотой его Спасителя стал крайне очевидным. В своих муках он сказал, «поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле » (Иов 42:6). Павел никогда не мог простить себя за свое поведение в преследовании христиан. Много лет спустя он воскликнул, «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию » (1Кор.15:19). Ненависть к своим грехам является одним из самых эффективных противоядий от будущего повторения этих грехов. Причина, по которой мы так часто повторяем те же самые ошибки, состоит в том, что мы не сожалеем о своих грехах.

44. Не по злым вашим путям. Спасение будет незаслуженным подарком. Наши злые пути привели нас только к смерти. Нет никаких «дел», которые грешник может накопить, чтобы, наконец, сделать его достойным небес. С другой стороны, нет никакого греха, столь большого, что это не может быть удалено искренним раскаянием и преобразованием. Когда искренний человек получит свою награду, все грехи, которые он исповедал, даже не будут упомянуты ему (см. на Иез.18:22).

45. Кроме того. В еврейской Библии стихи 45-49 формируют вступление к Иез.21. Перевод короля Иакова здесь следует за Септуагинтой, Вульгатой, переводом Лютера в подобном разделении главы.

46. Южному. Слово «на юг», упоминается здесь три раза, и представлено тремя разными еврейскими словами, хотя синонимичными. Выражение здесь определяет землю Иудейского царства, к которому приблизились вавилоняне с севера (см. Иер.1:13).

47. Всякое дерево зеленеющее. Люди каждого класса — все население. Нужно помнить, что в национальной катастрофе страдают все жители страны, хорошие или плохие, (см. Иез.21:4). Бедствие не обязательно определяет вечную гибель человека. У человека все еще есть привилегия личного спасения.

48. Не погаснет. Огонь был бы так жесток, что никто не будет в состоянии погасить его. Следовательно, он горел бы, пока не выполнит свою работу разрушения. Это то же самое выражение, к которому относятся огонь ада (Марк.9:43, 45), и используется некоторыми, чтобы учить, что огонь ада будет гореть вечно.

49. Не говорит ли он притчи? Люди желают избежать применения пророчества к себе, называя его непонятным. Они симулируют непонимание.

Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version