Расизм и национализм и в наш современный век по-прежнему остаются актуальными проблемами. Многочисленные публикации в СМИ, государственные решения и академические исследования обращают внимание на постоянное присутствие зла, исходящего от расовых, этнических и национальных предубеждений, практикуемых в различных часах мира.1 К сожалению, эти проблемы могут коснуться и церкви и разрушить ее образ как соли земли. Настоящая статья рассматривает проблему расизма и национализма с позиции Библии. Сделана попытка предложить некоторые принципы борьбы с данной проблемой.
Для начала следует определиться с терминологией. Какой смысл мы вкладываем в понятия расы и нации? Поскольку точное определение данных терминов, связаны с определенными трудностями некоторые короткие комментарии будут весьма уместны.
Один источник определяет расу как «группу или категорию людей, связанных общим происхождением».2 Другой источник признает, что концепция расы может включать в себя некоторые физические различия, по которым можно отличить одну группу людей от другой, но тут же добавляет, что согласно современному научному знанию «многообразие, отраженное в человеке, не основано на биологическом определении расы».3 Другими словами, данное заявление подтверждает тот факт, что несмотря на так называемые расовые границы «абсолютно все группы людей имеют одинаковую кровь, обладают способностью к скрещиванию, и могут получать или отдавать донорские органы».4 Используемые в данной статье термины раса и этническая принадлежность5 являются, по сути, синонимами, и последняя, с точки зрения древних людей, могла определяться как «групповая идентичность».6
Подобным образом, понятие нация определяется как «большая группа людей, объединенных общим происхождением, историей, культурой или языком, проживающих в конкретном государстве или на определенной территории«.7 От этих двух понятий появились термины «расизм» и «национализм». Расизм «на самом деле обозначает две совершенно разные вещи. С одной стороны, это некая модель поведения человека, заключающая в себе проявление ненависти или презрения по отношению к тем, кто имеет определенные физические характеристики, отличные от его собственных. А с другой стороны, это некая идеология, учение о человеческих расах».8 Национализм, в свою очередь, может определяться как «чувство коллективного единства в рамках определенных географических и культурных границ«.9 Зачастую это чувство может развиваться как особая идеология до такой степени, что начинает требовать превосходства одной нации или группы людей над другой. Для нашего удобства мы будем рассматривать национализм, расизм и даже трайбализм как элементы одной проблемы: сложности принятия человеком другого человека, отличающегося от него по этническим и культурным признакам. Мы не ставим перед собой задачу добиться абсолютной точности в использовании этих трех терминов, поскольку в данном исследовании то, что определяет один из них, может быть применено и к другим.
Обсуждение данной темы мы разделили на четыре основных части. Первый раздел рассматривает понятия расы и нации в Библии; второй раздел посвящен теологическим исследованиям относительно этнического многообразия; в третьем — внимание сосредоточено на том, что говорит Библия о расизме и национализме. В четвертом разделе мы сделаем вывод из этих размышлений и выскажем некоторые предположения.
Понятия раса и нация в Библии
Следует быть осторожным с тем, чтобы не накладывать современные понятия на текст Священного Писания. Ясно, что понятия расизм и национализм в их современном проявлении были не известны библейским авторам, тем не менее, проблема национализма и расизма, как превосходство одной культуры над другой, в библейские времена определенно имела место. Так, для греков иностранцы, не владеющие греческим языком и не знающие их культуру, были варварами; для иудеев — не иудеи не считались евреями (то есть рассматривались как язычники).10
Библия неоднократно указывает на многообразие людей и наций, наполнявших землю. Поиск по электронной базе данных выявил 1 972 случая указаний на этнические различия в Ветхом Завете,11 связанные с такими народностями, как египтяне, ефиопляне, филистимляне, ассирийцы и т.д. Подобным образом, и Новый Завет содержит множество терминов, указывающих на этническую, национальную или расовую принадлежность. Список паломников, приходивших в Иерусалим на Пятидесятницу — яркий тому пример: парфяне, мидийцы, еламиты и т.д. (Деян. 2:9). Вполне очевидно, что Библия многое может сказать о расах и нациях.
Наиболее распространенные термины, используемые в Ветхом Завете для передачи идеи расы или этнической принадлежности, это góy (555 раз) и ʿam (1866 раз). Несмотря на значительное совпадение между ними, góy обозначает нации и народы как политические и социальные образования, тогда как ʿam указывает на родство и зачастую относится к Израилю как к Божьему народу. Слово lẽ óm (31 раз) часто появляется параллельно с góy в пророчествах и Псалмах.12 Встречающийся в еврейском и арамейском термин ʾummά (7 раз) означает «нация», «племя», «народ». Слова śēbet (190 раз) и matteh (252 раза) могут означать «племя», тогда как miśpȃhά (303 раза) указывает на часть племени, и в большинстве случаев переводится, как «семья». В Новом Завете, для обозначения народа или нации в свою очередь, используются ethnos (164 раза) и laos (143 раза). В фактическом использовании, однако, ethnos относится скорее к нациям, язычникам, неверующим и даже к христианам из язычников,13 тогда как laos используется для обозначения народа Божьего,14 так же как и ʿam в Ветхом Завете. Иногда множественное laoi встречается параллельно с ethnos и указывает на «все человечество«.15 Следует отметить еще два термина. Первый — phylē (31 раз), который означает «раса», «племя», и может относиться как к двенадцати коленам Израилевым (исторически, или метафорически означать христиан), так и к земным племенам, как народам и нациям.16 Второй — genos (21 раз), который, помимо всего прочего, означает «семью», «государство», также может иметь этнические коннотации. В заключение отметим слова barbarous (6 раз) и ethnikos (2 раза); первое обозначает тех, кто не принадлежит греческой расе,17 а последнее обозначает язычников в противоположность потомкам Авраама.18
Познакомившись с основной терминологией, обратимся к так называемой родословной (Быт. 10), дающей обзор народов и этнических групп на ранних стадиях мировой истории. Пристальное изучение этой родословной свидетельствует о том, что подобное разнообразие наций и народов формирует фон для последующих обетований о благословениях всех народов земли.19 Желательность разнообразия этнических групп и наций, кажется, находит свое отражение в повелении «наполнять землю«20 (Быт. 9:2). Частично это объясняет, почему строители Вавилонской башни навлекли на себя Божий суд (Быт. 11:1-9): они воспротивились Божьему повелению наполнять землю.21 Смешав их язык и рассеяв их по всему лицу земли, Бог способствовал появлению многообразия семей, наций и этнических групп, которые в конце концов и наполнили землю. Впоследствии Бог сказал Аврааму, что через него благословятся «все племена земные» (Быт. 12:3).
Следует упомянуть еще один интересный аспект суверенного плана Божьего для всего мира: Бог разделил землю не только для Израиля, но и для других народов. Он позволил обладать землями Исаву (Втор. 2:5), моавитянам (Втор. 2:9) и аммонитянам (Втор. 2:19). В своих предсказаниях пророк Амос говорит, что Господь действовал в интересах других наций, что напоминало выход из Египта: Он вывел Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира (Амос 9:7). Второзаконие 32:8 подтверждает это: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых». Классические пророки предвосхищали время, когда многие народы придут в Иерусалим на поклонение Богу и познанию Его законов (напр. Иер. 50:5; Зах. 8:21-23; 14:16-21).
Следует признать, что Ветхий Завет содержит пророчества и о суде против народов. Однако, данная весть не несет в себе никаких следов этнических или расовых предубеждений.22 Фактически, именно Израиль и Иудея чаще всего подвергались самым суровым судам (см. напр. Амос 7:8, 15; 8:2). Бог не судит народы по этническому или расовому признак, суд зависит от их преданности вечному завету Божьему.23 Нигде в Библии мы не найдем негативной оценки конкретной нации, расы или этнической группы.24 Выбор Авраама и его потомков в качестве особого народа Божьего, как упоминалось ранее, не был в ущерб другим народам. Несмотря на все трудности (Втор. 7:7; 26:5), Авраам, а позже и Израиль, получили особую миссию быть благословением для всех народов земли.
Теологические размышления на тему этического многообразия
Как было отмечено ранее, Библия не просто упоминает расы, нации и этнические группы; она рисует портрет Бога как принимающего непосредственное участие в жизни народов и племен земли, в процессе исполнения Своего плана спасения. Фактически, библейский текст содержит в себе принципы и руководство, касающееся проблем расизма и национализма.
Начнем с самого главного основополагающего принципа, который определяет саму суть всей библейской теологии. Речь идет о теологической предпосылке, согласно которой, Бог из одной пары людей создал все человечество. Как напоминает Павел афинянам, Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26). Открыто признавая единство человеческой расы, Павел вероятно намекает на процесс сотворения (Быт. 1, 2) и возможно на родословную народа (Быт. 10).25 Основываясь на повествовании о творении, можно утверждать, что никакая нация не имеет права главенствовать над другой, так как «учение о творении подтверждает единство, равно как и достоинство всего человечества».26 Многообразие и единство человеческих культур, обществ, рас и национальностей основывается на том факте, что все созданы по образу Божьему. В конечном счете, «не существует множества человеческих рас, но лишь одна«.27
Во-вторых, как свидетельствует Священное Писание, грехопадение повлияло не только на взаимоотношения человека с Богом, но и на отношения между людьми (Рим. 3:23). По мере того, как многие народы стали все больше отдаляться от Бога, они формировали новый взгляд на мир, в основу которого был положен расизм и национализм. Естественным последствием такого мировоззрения стало угнетение и уничтожение «других». Вместо того чтобы восхищаться прекрасным полотном культурного и этнического разнообразия, некоторые возвысили себя и свою культуру в качестве высшего образца, по которому они стали судить о других народах. Подобные притязания, лежащие в основе расизма, этноцентризма и национализма, в отдельные периоды истории причиняли неимоверные страдания Божьему народу.
В-третьих, эсхатологические обетования Божьи распространялись на все народы. В величественном описании классической эсхатологии Исайя и Амос показывают нации (góy) и народы (ʿammỉm), устремляющиеся в Иерусалим для того, чтобы научиться путям Господним (Ис. 2:1-4; Амос 2:1, 2). Исайя также рисует в своем воображении день, когда алтарь будет возведен в земле египетской, и египтяне будут служить Господу (Ис. 19:19-22). Далее Исайя заявляет, что Египет, Ассирия и Израиль будут едины, и язык завета, который ранее принадлежал только Израилю, будет в распоряжении Египта и Ассирии.28 Египет назван «моим народом» (ʿamỉ),29 а Ассирия «трудом рук моих» (maʾseh yaday).30 Исайя 56:6 обещает объединение иноплеменников (nekar) с обществом завета. Так же и Новый Завет представляет Евангелие, которое должно быть проповедано всем народам (ethnos) по всему миру (Мат. 13:10; 24:14; 28:19; Лук. 24:47). Хотя нации и могут стать враждебными и отвергать весть о спасении (Откр. 11:18; 14:8; 17:15; 18:3), тем не менее, и из них выйдет народ Божий, готовый для Его царства. В эсхатологической перспективе, среди святых представлены все народы (Рим. 1:5, 6; Откр. 15:4; 21:24). Они ходят во свете, исходящем от Бога и Агнца (Откр. 21:24).
В-четвертых, Библия признает многообразие рас и наций, населяющих землю (Быт. 10:1-32; Втор. 32:8), и Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы, лишь подтверждает Божий план спасения для всех народов, языков и культур (Деян. 2). Этнические, национальные или племенные индивидуальные особенности дают чувства братства и общности, помогая людям чувствовать себя нужными и в безопасности. Подобное разнообразие способствует человеческой креативности и обогащению.31 Было замечено, что «многообразие народов, согласно Божьему проведению, призвано было служить подавлению человеческой гордости и злобы в мировом масштабе, что и имело место на протяжение истории. Сверхсильным тоталитарным режимам противостояли другие народы, в одиночку или вместе сдерживающие национальную гордыню. Поэтому этническая принадлежность служит в качестве некоего тормоза против определенных проявлений человеческой греховности и возможности творить неограниченное зло».32
В-пятых, нации и этнические группы не являются абсолютными сущностями. Какими бы важными и значимыми они не были в настоящем мире, вышеупомянутые понятия представляют собой «исторические сообщества, не являющиеся частью установленного при творении порядка. Поэтому они являются временными и случайными сообществами, не могущими претендовать на изначальную верность человека Божьему порядку вещей«.33 Более того, расовые и национальные сущности, какими бы значимыми и необходимыми они не казались, несут на себе последствия греха. Осознание подобной реальности должно побуждать к тому, чтобы бросить вызов национализму, трайбализму, расизму и всем видам этнического превосходства.34 Библия ясно подчиняет любой статус, основанный на принадлежности к той или иной расе или национальности, абсолютной власти Христа. В Нем все барьеры, возведенные грехом, рушатся. Как сказал Павел: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).35
В-шестых, Бог не мирится с расовыми или этническими предубеждениями. Наглядно проиллюстрировать это могут два примера из Библии. Один из эпизодов, развенчивающих этническое предубеждение, находит свое отражение в случае Аарона и Мариам, когда они выступили против решения Моисея: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку» (Числа 12:1). Двойное использование выражения «жена Ефиоплянка» в столь коротком тесте показывает, что этническая принадлежность жены Моисея стала для Мариам и Аарона серьезной проблемой. Это могло быть всего лишь предлогом для того, чтобы поднять более масштабную тему, коей являлись их амбиции занять позиции лидеров наравне с Моисеем (ничего необычного в этом нет: заинтересованная сторона использует этническую принадлежность для оправдания своей сомнительной цели). В ответ Бог поражает Мариам проказой, и она становится «белой как снег» (Чис. 12:10). Предполагая, что определение «ефиоплянка» указывает на смуглый цвет лица жены Моисея, побелевшее от проказы лицо Мариам становится неким ироничным ответом на ее притязания. Аналогично и случай с Ионой также отражает некие этнические или националистские предубеждения. После своей проповеди жителям Ниневии пророк был разочарован провалом своей миссии и молил Бога забрать его жизнь. Вскоре он нашел укрытие под деревом, которое Господь приготовил для него, но, когда дерево подъел червь, и оно засохло, пророк вновь стал желать смерти. Бог преподал Ионе урок: пророк сожалел о растении, о котором он не заботился; не должен ли был Бог сжалиться над Ниневией, городом, где проживает более 120 000 человек и множество животных? (Иона 4:1-10). Суть вполне ясна: Бог не взирает на национальность или этническую принадлежность. Даже враги Израиля — ассирийцы — имели право на любовь Божью.
В-седьмых, как мы только что отметили, Бог нелицеприятен. Подобное не было столь очевидным. Не понимала до конца этого и ранняя церковь. Петру было дано видение для того, чтобы понять, что Бог не дискриминирует людей по их этнической принадлежности. Слова Петра, обращенные к семейству Корнилия, были: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34). Интересно, что глагол «познаю» в этом стихе указывает на процесс: то есть Петр, кажется, признает, что он не пришел еще к полному и абсолютному пониманию, но он все еще находится в процессе усвоения столь глубокой и основополагающей истины.36 В последствии, руководителям церкви пришлось созвать совет для обсуждения ситуации относительно новообращенных язычников. После изучения Библии и молитвы, они приняли новообращенных язычников без принуждения их к обрезанию и соблюдению всего церемониального закона (Деян. 15). Мы признаем, однако, что несмотря на видение, данное Петру, и решение Иерусалимского совета, проблема не исчезла. Павлу постоянно приходилось сталкиваться с фракциями и разделениями внутри церкви, некоторые из которых могли образовываться в результате этнических и националистических предубеждений. Даже Петр в дальнейшем вернулся к своим прежним предубеждениям (Гал. 2:11, 12).37 Некоторые новозаветные послания, такие как послание к Галатам, к Ефесянам и Колоссянам 38, много внимания уделяют тому, чтобы показать равноправие иудеев и язычников как членов Христова тела. Это указывает на то, что вопросы этнической принадлежности оставались серьезной проблемой в ранней церкви.
Библейский ответ расизму и национализму
В свете вышеизложенного мы должны отметить, что когда отождествление себя со своей нацией, страной, племенем или этнической группой отражается во враждебном отношении к другим этническим группам, происходит серьезное искажение библейского восприятия расы и национальности.39 Мирослав Вольф в своем исследовании называет подобную враждебность «изгнанием» и описывает три основных пути, которые ведут к такому изгнанию: отторжение, господство и отказ в признании.40 Это то, что происходит, когда люди заражаются расизмом, национализмом или другими видами этнического превосходства.
Благожелательность. Священное Писание заменяет отторжение на благожелательность. Заповедь «возлюби ближнего» (Лев. 19:18; Марк 12:31) определенно превосходит национальные границы и включает в себя людей других национальностей, другого этноса или племени. Елисей согласен с этим, так как он не рассматривал сирийского главнокомандующего в качестве врага, который должен быть уничтожен, но как ближнего, нуждающегося в исцелении (4 Цар. 5:9-19). Притчи указывают на то же: «если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:21, 22). Павел добавляет к этому отрывку следующее: «не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20, 21). Благожелательность «уничтожает» врага, превращая его в друга.
Служение. Вместо господства Писание говорит нам о служении. Закон в пользу иноплеменников гласит: «пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22:21). Следует отметить, что Бог использует опыт израильтян в Египте, как мотивацию к соблюдению данного закона. Так как угнетенный сам может стать тем, кто угнетает, Бог напоминает Своему народу об их прежнем статусе для того, чтобы они проявляли солидарность к иноплеменникам. В связи с этим следует помнить, что Израиль среди народов древнего Ближнего Востока был уникален в том, что имел законы, требующие защищать иноплеменников (gērîm).41 Во времена, когда иудейский народ стонал под гнетом римлян, Иисус проповедовал «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мат. 5:39). Чтобы еще больше прояснить этот вопрос, Иисус добавляет: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мат. 5:41). Последнее утверждение, как указывают некоторые комментаторы, скорее всего, имеет в виду самоутверждённую «привилегию» римлян, которая распространялась на римскизх граждан, и в соответствии с которой «римские солдаты имели официальное право заставить работать, за-брать рабочих животных или имущество у местного населения» (ср. Мк. 15:21).42 Данное высказывание поднимает некоторые герменевтические вопросы, которые не могут быть рассмотрены в рамках данной короткой статьи. Однако необходимо обратить внимание на то, что слова Иисуса, сказанные в контексте тирании и давления со стороны иноплеменных врагов, подчеркивают главный принцип: служение людям другой этнической принадлежности.
Солидарность. Отказ в признании людей другой этнической принадлежности должен быть заменен солидарностью. При посвящении скинии Соломон молился, чтобы Бог услышал и молитву иноплеменника (3 Цар. 8:41, 43), что указывает на то, что совершаемый в скинии культ будет включать в себя, а не исключать их, как произошло позднее, когда служение в скинии стало совершенно закрытым для язычников.43 В связи с этим, притча о добром самарянине может быть довольно поучительной, так как она отражает «классический пример расизма«.44 Как рассказывается в данной притче, избитому иудею, лежащему у дороги, отказывает в помощи священник, а затем левит. В конце концов, появляется самарянин, человек «другой» этнической принадлежности, который, вопреки ожиданиям слушателей, приносит страдающему исцеление. Данная притча может быть охарактеризована как «пример«,45 так как по сравнению с некоторыми другими притчами она показывает пример, модель, которую можно либо отвергнуть, либо подражать ей. По иронии судьбы, позитивная модель дается не священником и не левитом — теми, кто служит в скинии, а иноплеменником. Это был самарянин, и именно он стал олицетворением Божьего способа обращения с «другими» (Лук. 10:29-37).
По отношению к нашим ближним другой этнической принадлежности Писание наставляет нас быть примером принятия, служения и солидарности. Конечно, говорить об этом намного проще, чем практиковать. Этнические чистки и расовые конфликты оставили кровавое пятно на двадцатом столетии (и фактически на всей истории человечества).46 Ужасающие преступления, совершаемые одной нацией против другой, все еще могут причинять боль, так же, как и потери людей, культурных ценностей и состояний все еще могут сохраняться в памяти целых наций или племен. Нам не следует умалять глубину подобных страданий. Вместе с тем следует помнить, что милость и прощение остаются единственным живительным способом для исцеления и восстановления.
Посредством крещения верующие присоединяются к мировому сообществу братьев и сестер, в результате чего этническая и национальная принадлежность становится несколько условным понятием. Какими бы тесными и важными не были эти земные узы, они не должны разрывать узы, связывающие нас со Христом и друг с другом. Очень хорошо эту идею выражают слова Христа: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк. 10:29-31).
В качестве заключения
Как было отмечено выше, Библия подтверждает многообразие рас и наций, подчеркивая вместе с тем, что все расы, этнические группы и нации едины и являются одной человеческой семьей. Именно на этом богословском основании Библия и возводит свое восприятие наций и этнических групп. Данный теологический принцип делает этнические и национальные различия условными. Над преданностью национальным интересам возвышается абсолютная преданность, которую следует проявлять по отношению к Богу Творцу. Он увещевает нас любить наших сестер и братьев независимо от их национальности. Любое проявление расизма, национализма или трайбализма неприемлемо не только с человеческой точки зрения, но и с библейской и богословской перспективы. Следует признать, что христиане не всегда были способны противостоять искушению подчеркнуть превосходство той или иной нации или этнической группы.
Твердое основание при решении расовых, этнических и национальных вопросов может обеспечить лишь мировоззрение, сформированное Священным Писанием. Буквально на первых страницах Библии повествование о творении закладывает основание, на котором мы строим наши взаимоотношения с представителями другой этнической группы. Писание открывает, что грех исказил наше восприятие «других». Расизм, и прочие формы предубеждений оказали огромное влияние на человеческую природу, и искоренить их можно только кровью Христа. Осуществляя руководство общинами и церковными учреждениями и побуждая провозглашать евангелие, нам всегда следует напоминать себе и другим, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Элиас Бразил де Соза, помощник директора Института Библейских Исследований Генеральной Конференции церкви АСД
Статья взята из бюллетня Института Библейских Исследований
1См. напр. Les Back and John Solomos, eds. Theories of Race and Racism: A Reader, Routledge Student Readers (London: Routledge, 2000); Wendy Kline, Building a Better Race: Gender, Sexuality, and Eugenics from the Turn of the Century to the Baby Boom (Berkeley, NY: University of California Press, 2001); James W. Perkinson, White Theology: Outing Supremacy in Modernity, Black Religion, Womanist Thought, Social Justice (New York, NY: Palgrave Macmillan, 2004); John Downing and Charles Husband, Representing Race: Racisms, Ethnicities and Media (London: SAGE, 2005); Glenda MacNaughton and Karina Davis, eds. «Race» and Early Childhood Education: An International Approach to Identity, Politics, and Pedagogy: Critical Cultural Studies of Childhood (New York, NY: Palgrave Macmillan, 2009); Steven Leonard Jacobs, ed. Confronting Genocide: Judaism, Christianity, Islam (Lanham, MD: Lexington Books, 2009).
2Ernest Cashmore, Michael Banton, and Heribert Adam, Dictionary of Race and Ethnic Relations, 3rd ed. (London: Routledge, 1994), 294.
3Robert Miles, «Nationalism» in Guido Bolaffi, Raffaele Bracalenti, Peter Braham and Sandro Gindro, eds. Dictionary of Race, Ethnicity and Culture (London: SAGE Publications, 2003), 240.
4J. Andrew Kirk, «Race, Class, Caste and the Bible», Themelios 10:2 (1985):7.
5Благодаря использованию слова «раса» в биологическом значении в евгенике и расистских идеологиях, ученые намеревались отказаться от этого термина в пользу термина «этническая принадлежность», где не биология, а культура была первоначальной категорией в определении групп людей. Eric D. Barreto, «Ethnic Negotiations: The Function of Race and Ethnicity in Acts 16» (Ph. D. dissertation, Emory University, 2010), 38-41.
6Ann F. Killebrew, Biblical Peoples and Ethnicity: An Archaeological Study of Egyptians, Canaanites, Philistines, and Early Israel, 1300-1100 B.C.E. (Leiden: Brill, 2005), 8.
7Catherine Soanes and Angus Stevenson, Concise Oxford English Dictionary (Oxford: Oxford University Press, 2004).
8Tzvetan Todorov, «Race and Racism», in Les Back and John Solomos, eds. Theories of Race and Racism: A Reader (London: Routledge, 2000), 64-70.
9Casgmore, Banton, and Adam, 254.
10Dennis I., Okholm, The Gospel in Black and White: Theological Recourses for Racial Reconciliation (Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1997), 118.
11Anderson-Forbes Phrase Marker Analysis, Logos Bible Software.
12Duane L. Christensen, «Nations», ed. David Noel Freed-man, The Anchor Bible Dictionary (New York, NY: Doubleday, 1992), 4:1037.
13Willian Arndt, Frederick W. Danker, and Walter Bauer, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago, IL: University of Chicago Press, 2000), 276.
14Arndt, Danker, and Bauer, 586.
15H. Bietenhard, «Ʌάóç», ed. Lothar Coenen, Erich Beyreuther, and Hans Bietenhard, New International Dictionary of New Testament Theology (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1986), 799. См. напр. Лук. 2:31; Рим. 15:11.
16N. Hillyer, «Tribe», Colin Brown, ed. New International Dictionary of New Testament Theology (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1986), 871.
17См. Hans Windisch, «βάρβαρoς» Gerhard Kittel, Geoffrey W. Bromiley, and Gerhard Friederich, eds. Theological Dictionary of the New Testament (Grand Rapid, MI: Eerdmans, 1964), 1:546-553.
18Arndt, Danker, and Bauer, 276.
19J. Daniel Hays, From Every People and Nation: A Biblical Theology of Race (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2003), 56-60. Cf. Frank Crusemann, «Human Solidarity and Ethnic Identity: Israel’s Self-Defenition in the Genealogical System of Genesis», in Mark G. Brett, ed. Ethnicity and the Bible (Leiden: Brill, 1996), 197-214).
20Если не указан другой источник, цитаты взяты из Библии синодального перевода.
21См. Эллен Г. Уайт, Патриархи и пророки (Mountain View, CA: Pacific Press, 1958), 118, 119.
22Контра Кристенсен утверждает, что «особенно в пророческой литературе есть отрывки, выражающие самый узкий личный интерес и даже ненависть к врагам Израиля среди народов» (4:1037).
23Jon D. Levenson, «The Universal Horizon of Biblical Particularism», in Mark G. Brett, ed. Ethnicity and the Bible (Leiden: Brill, 1996), 147. См. Reinaldo W. Si-queria, «The Presence of the Covenant Motif in Amos 1:2-2:16» (Ph.D. dissertation, Andrews University, 1996).
24В случае негативных изображений эфиоплян, следует отметить, что они были мотивированы конкретными историческими событиями, а не «расовой идеологией». См. Rodney Steven Sadler Jr., Can a Cushite Change His Skin? : An Examination of Race, Ethnicity, and Othering in the Hebrew Bible (London: New York: T&T Clark, 2005), 148.
25См. Hays, 56-60, Cf. Frank Crusemann, «Human Solidarity and Ethnic Identity: Israel’s Self-Definition in the Genealogical System of Genesis», in Mark G. Brett, ed. Ethnicity and the Bible (Leiden: Brill, 1996), 192, 193.
26Keith Ferdinando, «The Ethnic Enemy — No Greek or Jew… Barbarian, Scythian: The Gospel and Ethnic Difference,» Themelios, No. 2, September 2008 33 (2008):57.
27Ferinando, 57.
28John N. Oswalt, The Book of Isaiah, Chapters 1-39 (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986), 381.
29См. Ис. 10:24; 43:6, 7; Ос. 1:10; 2:23; Иер. 11:4.
30См Ис. 60:21; 64:8; Пс. 120:73; 139:8.
31Ferdinando, 58.
32Там же, 59.
33William Storrar, «„Vertigo“ or „Imago“? Nations in the Divine Economy», Themelious, No. 3, April 1996 21 (1996):4.
34Ferdinando, 58.
35Столь решительное утверждение не стирает гендерные функции и различия (мужской и женский), утвержденные при сотворении, наоборот, это лишь подтверждает восстановление творения Богом через спасительную работу Иисуса. Другими словами, данный отрывок «не оспаривает сущности мужского и женского начала во всех отношениях» (Thomas R. Schreiner, Galatians [Grand Rapids, MI: Zondervan, 2010], 259). Cf. Dennis Ronald, There is no Male and Female: The Fate of a Dominical Saying in Paul and Gnosticism (Philadelphia, PA: Fortress, 1987), 130.
36Указанный в настоящем времени греческий глагол katalambanomai («perceive»), как отмечает Dennis L. Okholm, The Gospel in Black and White: Theological Resources for Racial Reconciliation (Downers Grove, IL: Inter Varsity Press, 1997), 139.
37То, что случай, описанный во 2-й главе послания к Галатам, имел место после Иерусалимского совета, подтверждается и Эллен Г. Уайт, Деяния Апостолов (Mountain View, CA: Pacific Press, 1911), 197-198. См. Herman N. Ridderbos, The Epistle of Paul to the Churches of Galatia (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1953), 75-97.
38См. John M.G. Barelay, «„Neither Jew Nor Greek“: Multiculturalism and the New Perspective on Paul», in Ethnicity and the Bible, 197-214: Hays, 181-193.
39Ferdinando, 59.
40Miroslav Volf, Exclusion and Embrace: A theological Exploration of Identity, Otherness, and Reconciliation (Nashville, TN: Abingdon Press, 1996), 75. See the useful summary in Ferdinando, 59).
41См. R. J. D. Knauth, «Alien, Foreign Resident,» in T. Desmond Alexander and David W. Baker, eds. Dictionary of the Old Testament: Pentateuch (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2003), 24-33.
42Craig S. Keener, The IVP Bible Background commentary: New Testament (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1993), 60.
43Craig S Keener, «The Gospel & Racial Reconciliation», in Dennis L. Okholm, ed. The Gospel in Black and White: Theological Recourses for Racial Reconciliation (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1997), 117-130.
44David G. Benner and Peter C. Hill, eds. Baker Encyclopedia of Psychology & Counseling, Baker Reference Library (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1999), 896.
45K.R. Snodgrass, «Parable’, ed. Joel B. Green and Scot McKnight, Dictionary of Jesus and the Gospels (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1992), 593.
46См. напр. Longman, Weitz, Eric D. A Century of Genocide: Utopias of Race and Nation, Princeton, NJ: Princeton university Press, 2003).