Уничтожение гордых или суд над ними

Лев32 глава книги пророка Иезекииля по-своему интересна, и на первый взгляд достаточно сложна для понимания читателя. Основная идея данной главы это крушение Египта по образу гибели Ассура.

Состоит из двух частей (речей). В первой половине данной главы говорится о надвигающейся неизбежной гибели фараона, который представлен в образах льва и крокодила (или речного дракона, но никак не «кита»), некогда наводившего ужас на народы, а ныне пойманного в сети, сраженного и выброшенного всем на обозрение, и все это произойдет от Вавилонского меча. Во второй половине главы дается более подробное описание того, о чем уже вкратце говорилось в предшествующей главе, а также говорится о войске и народе (которая походит на надгробную песнь).

Итак начнем наше исследование более подробно.

«В двенадцатом году, в двенадцатом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сеть Мою в собрании многих народов, и они вытащат тебя Моею мрежею. И выкину тебя на землю, на открытом поле брошу тебя, и будут садиться на тебя всякие небесные птицы, и насыщаться тобою звери всей земли. И раскидаю мясо твое по горам, и долины наполню твоими трупами. И землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою. И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог. Приведу в смущение сердце многих народов, когда разглашу о падении твоем между народами, по землям, которые ты не знал. И приведу тобою в ужас многие народы, и цари их содрогнутся о тебе в страхе, когда мечом Моим потрясу перед лицем их, и поминутно будут трепетать каждый за душу свою в день падения твоего. Ибо так говорит Господь Бог: меч царя Вавилонского придет на тебя. От мечей сильных падет народ твой; все они — лютейшие из народов, и уничтожат гордость Египта, и погибнет все множество его. И истреблю весь скот его при великих водах, и вперед не будет мутить их нога человеческая, и копыта скота не будут мутить их. Тогда дам покой водам их, и сделаю, что реки их потекут, как масло, говорит Господь Бог. Когда сделаю землю Египетскую пустынею, и когда лишится земля всего, наполняющего ее; когда поражу всех живущих на ней, тогда узнают, что Я Господь. Вот плачевная песнь, которую будут петь; дочери народов будут петь ее; о Египте и обо всем множестве его будут петь ее, говорит Господь Бог» Иезекииль 32:1-16.

Пророк объявляет, что гордый царь Египта должен стать предметом ужаса и сожаления, и его будут оплакивать, а не бояться и не завидовать ему, как прежде. Фараон будет подобен морскому чудовищу, искалеченному и брошенному на берегу, когда толпой людей он будет вытащен из моря, затопляя своей кровью землю своего плавания. Он станет добычей птиц и зверей, и его мясо будет раскидано по горам и долинам, им будет наполнена земля до самых гор, и равнины будут наполнены им.

Наверное, это поможет читателю сравнить книгу Откровение 8:12-13 со стихами 7-8 данной главы. Политическое крушение Египта сравнивается с помрачением звезд, с обволакиванием солнца облаками, с исчезновением лунного света и мрака покрывающего землю Египта.

Далее мы узнаем (ст. 9-10) о всем произведенном эффекте, о чем говорится уже не символически, но прямо, когда даже неведомые Египту страны узнают о его падении, и многие народы придут в ужас, а их цари содрогнутся в страхе, узнав о падении Египта, и каждый в тот день будет трепетать за свою собственную жизнь.

Стихи 11-16 возвещают о приходе завоевателя, который сокрушит гордыню Египта и погубит все его множество; это источник бед среди народов. И останутся руины, свидетельствующие о былом величие и о внезапном полном запустении, приведшем к прекращению некогда бойкой торговли и даже знаменитого во всем мире земледелия.

В стихе 14, скорее всего, речь идет не о том, что Бог сделает реки глубокими, а о том, что Он замедлит их течение, и они потекут более спокойно, и вода в них станет более прозрачной и чистой (а потому и потекут они, как масло), а не мутной, как в старые времена, из-за бойкой торговли, ведения сельскохозяйственных работ и военных операций. Как же ясно ощущается здесь рука Бога! Сам Египет должен будет узнать, что это Он.

Во второй части главы звучит та же погребальная песнь; через две недели она еще более печальна, это самая скорбная элегия о языческом народе, которая когда-либо была написана:

«В двенадцатом году, в пятнадцатый день того же месяца, было ко мне слово Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь? сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом. Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых. Там Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные, павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отошедшими в могилу. Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных. Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле живых. Не должны ли и они лежать с павшими героями необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу. Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными, быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными, пораженными мечом, и несут позор свой с отошедшими в могилу. Увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его, говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит Господь Бог» Иезекииль 32:17-32.

Слово этого благочестивого иудея, наперед знавшего от Бога о судах над народами и их причину, не могло остаться незамеченным, а тем более оскорбить их павшего, старого и нынешнего врага — лукавого. Христианин сочувствует людям с точки зрения вечности, но, слава Богу, ему вверено благовествование. А также поручено содействовать примирению людей с Тем, кто однажды в совершенной благодати явил Бога здесь на земле, но был отвергнут и презираем людьми, а больше всех и наиболее преступно — самими иудеями.

Здесь показан суд, который после долгого терпения Бога охватит всю землю и сметет всех тщеславных и гордых в преисподнюю (могилу). Самые именитые, не имеющие никакого родства с Богом, лежат здесь «с необрезанными». Здесь лежат жалкие в своей немощи и униженные Ассур, Елам, Мешех и Фувал (о которых более подробно будет сказано в главах 38 и 39), Едом, Сидон и другие с севера Палестины посрамлены в своем могуществе, которое прежде наводило на всех ужас и которым они так гордились. Они понесут свой позор вместе с отошедшими в могилу и однажды, в день Божьего суда, получат окончательное наказание за все соделанное ими. Страх распространится прежде всего на тех, кто сам наводил ужас своим мечом здесь на земле. Что может быть более впечатляющим? Чья еще ирония может быть такой же тонкой, как ирония пророка?

К сожалению, это горькая правда (в отношении уничтожения гордых и суда над ними), которая и ожидает всех гордых, властолюбивых, злолюбивых и не обращенных сердцем людей.

Пастор Александр Тюпин. Использованы материалы: Лопухин «Толковая Библия»; У.Келли «Толкование на Библию».

Exit mobile version