Он спасет — размышления над ежедневной главой

Пророк ОсияПрежде чем говорить о содержании четвертой главы книги пророка Осии, напомним себе некоторые общие данные, касающиеся самого пророка и его книги.
«Имя Осия вероятно происходит от глагола спасать и означает — „Он спас“».
Книга стоит на первом месте в Книге двенадцати пророков. Это можно отнести за счет его величия и особого значения; потому что если судить с хронологической точки зрения, то пророки Иона, Амос, Авдий и Иоиль жили до Осии. Осия был соверменником пророка Исаии и Амоса».
По мнению исследователей, пророческая деятельность Осии приходится на 750 — 722 гг. до Р.Х.

1. Брачный союз Бога с Израилем — гл. 1 — 3
Знамение (Израиль, неверная жена) — 1 гл.
Нарушенный возобновленный союз — 2 гл.
Наказание и надежда на будущее — 3 гл.
2. Суд Божий — гл. 4- 11
Нравственная гибель народа — 4 гл.
Предостережение священникам и царскому дому — 5 гл.
Отклонение легкомысленного покаяния — 6 гл.
Обвинение и угроза народу, не готовому к покаянию — 7 — 11 гл.
3. Милосердие Божие — гл. 12 −14
Оглянувшись назад: Иаков и Ефраим — 12 — 13 гл.
Смотря вперед: возврат и обещание спасения — 14 гл.

Книга имеет заглавие 1:1 и заключение 14:10. 1:1 — » с помощью употребления единственного числа — «Слово Господне, которое …» — подчеркнуто, что многие пророчества, изложенные в книге, являются одним пророчеством Яхве«; 14:10 — «книга характеризуется как мудрое наставление в истории и жизни».

В Книге пророка Осии, и в четвертой главе прежде всего, мы находим радикальную критику общественных систем и институтов.

Все, что происходит в двух центральных областях общественной жизни — в сфере политики и в сфере культа, истолковывается Осией как «бегство от Яхве», «блудодействия» и «прелюбодейства».

Осия считает ответственными за это прежде всего царскую власть и чиновников, а также священство. Представители двух указанных институтов исполняют роль не руководителей, а соблазнителей народа. Их поведение является «блудодейством», по тому что в его основе лежит себялюбие и оно направлено на удовлетворение их амбиций. Из этого вытекает вопрос сегодняшним руководителям церкви всех уровней от дьякона поместной общины до руководителей генеральной конференции , а именно — какова их роль в служении: служение Богу и людям или «удовлетворение их амбиций»?

В четвертой главе поднята одна из главных богословских тем книги Осии — это концепция познания Бога. Бог знает Израиля (Ос.5:3) в той близости взаимоотношений, которая может быть символизирована брачным союзом, Израиль более не знает Бога: «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле». Израиль осознанно отверг ведение Бога и это приводит к суду над ним (Ос.4:6). Дела Израильтян уводят их все дальше от Бога. Как обстоит дело с богопознанием у нас? Каковы наши повседневные дела? Они сближают нас с Богом или отдаляют от Него?
Народ, которому проповедовал Осия, охватила «ваализация» — поклонение Ваалу. Идолопоклонство — коварный грех. Оно искажало мышление народа, и, в конце концов, подменило их Бога чужими богами (Ос.4:11-12). «Долгие годы участия в идолопоклонстве увели израильтян от Господа так далеко, что они не могли вернуться. В сердцах их обосновался дух блуда». Что сегодня занимает наше мышление? Что стоит на первом месте? Не вытесняет ли Бога из нашего сознания предмет нашей страсти и желания? Не увлечены ли мы чем-то больше чем Богом? Если это так, то хорошо дать Богу первенство в системе наших ценностей, и гармонизировать нашу жизнь в соответствии с финальной ценностью, которой является Бог.

Так же одна из главных тем 4 главы кн. Осии — это тема суда над Израилем. Тема суда подробно раскрывается в главах с четвертой по одиннадцатую, как указанно структуре приведенной выше.
Каковы же грехи приведшие к суду? «Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием«(Ос.4:2). Не попадаем ли мы под какую нибудь из этих статей? Если да, то суд не заставит себя ждать.
В отношении суда можно сказать следующее. Бог судится со своим народом. Яхве является пострадавшей стороной в заветных отношениях с Израилем; Он инициатор суда — тем, кто обращается в суд; и Он же является и судьей.
О Боге как о судье сказано, что «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:31).
Как же быть если мы попадаем в категорию подсудимых, особенно по тем пунктам, которые описаны Осией в главах с четвертой по одиннадцатую?
Вспомним как переводится имя Осия. Осия — «Он спас». Имя пророка несет в себе пророческое утешение. Утешение тем кто умудрился впасть в грех, тем самым испортить жизнь себе, другим, посориться с Богом и попасть под Его суд. И если все это человека гложет, не дает ему спокойно жить, то такому человеку самое время вспомнить, что Бог не только инициатор суда и судья, но Он еще и Спаситель — «Он спасет». И это благая весть, весть которая содержится в имени самого пророка.

Пастор Вячеслав Козлов

Exit mobile version