Ефрем пасет ветер — комментарий к ежедневной главе

Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей. Ос.12:1

Ос.12:1. «Пасти ветер» и гоняться за ним значит упорно стремиться к осуществлению недостижимых целей. Здесь они конкретизируются: это вечное стремление Израиля связывать себя союзами то с Ассуром, то с Египтом. Все эти вредные для Израиля внешнеполитические акции строились на лжи («умножали ее») и вели страну к разорению.

Ос.12:2-4. Пророк предупреждает, что суд ожидает и Иуду: Он посетит не только Иакова (здесь имеется в виду царство десяти колен), но и его. И обоим воздаст по делам их. Некоторые комментаторы, например, склонны видеть в том, что Иаков еще во чреве матери запинал… брата своего Исава (Быт.25:22-23), а возмужав боролся с Богом, «провозвестие» о склонности Израиля к обману и насилию, которыми он и станет действовать, добиваясь своего (Быт. 27:35-36). Но плач и мольбы его (стих 4) едва ли можно отнести к «категории» обмана и насилия. Исходя из этого, другие толкователи подчеркивают, что в «борьбе с Богом» Иаков «победил» именно моля и плача, и что самое стремление его к получению первородства было стремлением стяжать благословения Божии.

Так что своим потомкам патриарх Иаков оставил в этом смысле пример для подражания. Вспомним: поворотным моментом в жизни Иакова явилась встреча его с братом Исавом при возвращении в землю ханаанскую. Перед угрозой гибели от руки брата и вступил Иаков в борьбу с Богом, добиваясь благословения от Него (Быт.32:22-32). О Вефиле здесь говорится как о месте, где за годы до того Бог явился Иакову в чудном его сне и дал ему обетования касательно всего народа его.

Ос.12:5-6. В стихе 5 обосновывается верность того, что следует из сказанного выше. А Господь есть Бог всемогущий, вечно Сущий, и потому то, что «говорил» Он Иакову и в его лице потомству его, верно.

Стих 6 вытекает в свою очередь из стиха 5. Осия призывает лукавый народ израильский (Ос.11:12) в покаянии обратиться (подобно Иакову в Пенуэле — «плача и умоляя») к всемогущему Богу своему и быть справедливым и милостивым («наблюдай милость и суд»), уповая на Него всегда.

Ос.12:7-8. В стихе 7 — образ нечестного торговца хананеянина, которому Ефрем уподобляется (стих 8) и по делам своим и по нравственному состоянию. Таким образом, иносказание «хананеянина с неверными весами» применительно к Израилю звучало в ушах современников Осии достаточно красноречиво. Мысль пророка в том, что призванный стать народом Божиим, «Ефрем» предпочел сделаться торгашом; он пал при этом так низко, что, наживая себе имущество посредством обмана, не видит в этом ничего незаконного.

Ос.12:9. Израиль гордится тем, что «разбогател» трудами своими (стих 8). В самой мысли этой кроется заблуждение, ибо истинным источником его благосостояния от самого исхода его из земли Египетской был и остается его Господь. В стихе 9 напоминание Его об этом Израилю звучит угрожающе: опять поселю тебя в кущах (кущи, или шатры, — образ скитальческой жизни евреев в пустыне, то есть образ грядущего наказания).

С другой стороны, в окончании стиха 9 — «как во дни праздника» не без основания слышна утешительная нота. Речь тут идет о празднике кущей, во время которого евреи должны были жить в шатрах (Лев.23:42-43) — в воспоминание не только о трудной своей жизни в пустыне, но и о водительстве Господа своего, благодатную руку Которого в те дни они сознавали на себе особенно ощутимо. Правомочно, таким образом, и в этом стихе видеть как предупреждение о «суде», так и провозвестие «утешения».

Ос.12:10-11. Господь подчеркивает, что сколько ни стремился Он донести волю Свою чрез пророков до Израиля, народ Его оставался глух.

Авен значит нечто негодное. Если Галаад (область на восток от Иордана) сделался негодным, то вместе с ним и обитатели его (они — суетны, отпали от Господа). Практикуемые ими (как и живущими в Галгалах, на запад от Иордана, — два эти названия как бы «включают в себя всю страну) жертвоприношения осуждаются Богом. Не как таковые, но как совершаемые не в Иерусалиме, а «где придется», в нарушение закона. Отсюда и сравнение неугодных Господу жертвенников с «грудами камней», выброшенных из земли при проведении на ней пограничных межей. В этих жертвенниках нет и намека на святость.

Ос.12:12-14. С целью подчеркнуть неблагодарность Израиля и вину его перед Господом (о чем достаточно резко говорится в стихе 14; слово поношения в этом стихе подразумевает неуважительное отношение к Господу), Осия вновь напоминает «Иакову» (всему еврейскому народу) о его прошлом (сравните со стихами 3-4), о незавидном его «начале».

Праотец его бежал в чужие края (на поля Сирийские, или в северо-западную Месопотамию) и вынужден был пасти овец, чтобы получить себе жену (Втор.26:5). А после народ долгое время оставался в египетском рабстве, откуда избавил его Господь. Он вывел его из Египта и охранял его, действуя чрез пророка Своего Моисея.

Пастор Олег Назаров по материалам библейских комментариев

Exit mobile version