Господь возгремит с Сиона — комментарий к ежедневной главе

Пророк АмосПеред тем как перейти непосредственно к чтению первой главы книги Амоса, несколько слов о самом пророке и времени его служения.

Сам Амос был родом из Иудеи, а точнее из города Фекоя, который располагался на 19 километров южнее Иерусалима. (2Пар.11:6.)

Дату землетрясения, о котором идёт речь Амос.1: 1., установить в наши дни практически невозможно, поэтому время пророческого служения Амоса в точности неизвестно. Предположительно время служения пророка Амоса 760 г. До н.э. В эпоху Амоса Израиль жил напряжённой духовной жизнью, но за ней стояла религия, уклонившаяся от Закона Божьего, религия, лишённая благодати, бессильная защитить своих последователей. Утратившая представление нравственной и социальной справедливости. Амос пророчествовал во время следующих царей: «во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского».

«Одного из пастухов фекойских…» Словом пастухи, здесь переведено слово, которое в другом месте Священного Писания относится к человеку богатому скотом. (4Цар.3:4.) Господь избирает людей по Своему изволению превращая и самого простого человека в Своего вестника с уникальным поручением.

«Господь возгремит с Сиона и даст Свой глас из Иерусалима…» Эти слова указывают на место земного обитания Святого Бога.

«Возгремит…» т.е. проявит Свой праведный гнев, но Его Имя Яхве, и Его место обитания там, где жертвоприношения за грех ставят вопрос, на самом ли деле этот суд является последним Его словом. Здесь Господь всегда милостив и помнит о своей милости. Торжество милости отражено в последнем разделе книги пророка Амоса, но пока преобладает гнев Божий.

Дамаск. Азаил, царь Сирийский (842-806 гг. до Р.Х.) проводя чрезвычайно жестокую захватническую политику, расширял пределы своего царства за счёт Израильских земель. Однако Дамаск упал под ударами Ассирии в 739 г. до Р.Х.

Числовая идиома три…четыре… Здесь и далее в этом ряду предсказаний эта идиома указывает прежде всего на то, что если трёх преступлений было достаточно, чтобы наступил суд Господень, то уже четвёртое преступление делало его неотвратимым. Это свидетельствует о милостивом Боге, Который терпит до тех пор, пока не исполнится мера беззаконий.

Под «четвёртым» преступлением в данном случае подразумевается жестокость на войне. Железные молотила (платформы из тяжёлых досок, гружённые сверху и снабжённые острыми металлическими зубцами снизу) предназначались для молотьбы зерна, но здесь «молотили» людей, словно какие-то вещи, какой-то урожай для хозяйских амбаров.

Венадад. (4Цар.8:7, 13:3.) Происходит из династии Азаила. Возмездие находит лиц и з семьи того, кто совершил злодеяние. Возмездие обрушивается не только на людей, но и на их дома, дворцы (символ благосостояния, гордыни), затворы (символ безопасности, которую люди пытаются обеспечить себе сами) и города (Авен… Еден, по всей вероятности находились к северо-востоку от Дамаска)

Газа. Представляя суды Божьи над Филистимией, Газа падает под натиском Ассирии в 734 г. до Р.Х. (вслед за ней пали и другие города филистимские: Азот в 711 г. до Р.Х., Аскалон и Экрон в 701 г. до Р.Х.)

Эти города виноваты в том же грехе, что и Дамаск, они обращались с людьми как с товаром, действуя за одно с Эдомом, посредником. Жажда наживы настолько овладела филистимлянами, что никакие иные соображения не принимались во внимание. Ни возраст, ни пол, ни мольбы детей за родителей, ни родителей за детей. Продавалось всё, что пользовалось спросом; значение имела только рыночная стоимость, человечность исключалась.

Тир. Тиряне, которые славились умением покупать и продавать, разоблачены как пособники работорговли. Однако осуждение их не то же самое, что в ст. 6-8 (хотя, несомненно, причастность к подобному беззаконию-преступление), — речь здесь идёт о нарушении договора. Выполнять условия договора следует строго, его нарушение является «четвёртым преступлением».

Братский союз. (3Цар.5:1,12) Конечно, Амос обращается к прошлому, на 250 лет тому назад, но давность никого и никогда не освобождает от исполнения обязательств.

Эдом. «Четвёртым преступлением» Эдома, была никогда не затухающая в нём вражда: он преследовал брата своего (т.е. использовал всякую возможность) в тех яростных действиях, в которых соседние государства легко могли «срывать свою злобу» и без объявления войны. Обвинение в никогда не затухающей ярости не оправдывается. Такая ярость направлена на подавление чувства родства. Такая злоба недопустима, на чём бы она не основывалась.

Феман — поэтическое название Эдома.

Восор — главный его город.

Аммон. Поводом к войне послужил весьма прагматичный мотив (расширить свои пределы), и в интересах территориальной экспансии, аммонитяне шли на уничтожение нарождающейся человеческой жизни (рассекали беременных). Опять материальное становится выше человека: эта идея в Амосовом перечислении «четвёртых преступлений» выступает как основная. Аммонитяне выказали нечеловеческую свирепость по отношению к тем, которые заслуживают милости больше всех, — к беременным и народившимся младенцам. Никакие национальные интересы (быть может даже устремление к «безопасности» народа) не оправдывает подобные действия. Божий гнев неминуем.

Пастор Столяренко Сергей по материалам Библейского комментария

Exit mobile version