«Ибо Я с вами», говорит Господь — комментарий к ежедневной главе

Иисус рядомВ седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка:
скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа:
кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Аггей 2:1-5.

Ближайшие цели Бога. Бог снова говорит через Аггея; но на этот раз Его слова обращены и к вождям, и к народу. Бог отвечает на мысли стариков, которые помнят великолепие первого храма и разочарованы простотой и сравнительной бедностью второго. Это могли быть разговоры, как уже бывало ранее (Езд.3:12). Но, возможно, что это были тайные мысли, в таком случае Бог обращается непосредственно к их сознанию, что превышало человеческие возможности пророка. Вероятно, это приковало внимание слушателей.

Преемнику Моисея Иисусу при первом вступлении в землю обетованную повелевалось быть твёрдым и мужественным (И.Нав.1:6-7,9,18). Можем заметить, что при возвращении в землю обетованную во времена Аггея, у народа был вождь по имени Иисус. Возможно, это простое совпадение, но интересно сравнить эти совпадения. Оба предводителя поступали в соответствии со словом Господа, предписывающим быть твёрдыми, и потому получили Божьи обетования. Хотя Бог и укрепил дух народа (Аг.1:4), в обоих случаях вожди должны направить усилия народа в указанном Богом направлении. Служение Богу в наши дни требует такого же участия.

Иудеи получили повеление не бояться и смело продолжать работы. Это означает, что божий народ не должен допускать, чтобы страх мешал ему повиноваться Богу.

Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу,
и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.
Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.
Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. Аггей 2: 6-9.

Дальнейшие планы Бога. Ст.6 цитируется в Евр.12:26-27. Это даёт возможность предполагать, что исполнение пророчества при жизни Зоровавеля правильнее рассматривать как частичное, а не как окончательное. Автор послания к Евреям видел в описании потрясения Богом земли указание на Синай (Исх.19:18.). Отсюда следует, что в грядущем потрясении будет слышен голос Бога и поэтому в Дом Господень придёт желаемый народами.

Когда Бог появляется на сцене, Его творение сотрясается. На Синае это потрясение было ограничено одной горой, но на этот раз оно охватит всю землю. Возможно, это просто метафора, соответствующая нашему выражению «социальные потрясения». Но не исключена вероятность, что под этим подразумеваются стихийные бедствия и загрязнение окружающей среды.

Знамения на небе и земле должны произойти перед великим и славным днём Господним.

«Придёт Желаемый всеми народами…» Это указывает на то, в этот храм придёт Мессия, и от этого храм снова наполниться славою Божьею.

В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка:
так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи:
если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет.
Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым.
Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто. Аггей 2:10-14.

Постановление священников. Следующее слово Господа к Аггею отсылало его к священникам за разъяснением. Они объяснили, что святость не передаётся через прикосновение, а осквернение передаётся.

Равнодушие к Богу портило не только их приношения, но и все их труды. Поэтому и в наши дни верующие должны проявлять нетерпимость к далеко не безвредному и пятнающему нас легкомыслию, и молить Бога об очищении. Оплошность в этой сфере принесёт вред и церкви, и обществу.

Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем.
Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать.
Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь.
Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше:
есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их. Аггей 2:15-19.

От проклятия к благословению. Здесь Аггей, по-видимому, обращается к народу. Хотя работы начались, продвижение было незначительным. Почти три месяца ушло только на подготовку площадки. Всё это время продолжали сказываться последствия проклятия. Град, болезни растений и неурожай-всё это проявления Божьего проклятия. Но через начало строительства храма Бог показывает, что Он вознаграждает решительные действия, предпринятые совместными усилиями всего народа.

И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано:
скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю;
и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого.
В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф. Аггей 2:20-23.

Слово Божье Зоровавелю. Иисус и Зоровавель исполнили повеление Господа в точности и без промедления. В Зах.6:11. Сказано, что Иисус был вознаграждён венцом. Здесь же Бог говорит об избрании Зоровавеля, называя его Своей печатью.

Помимо того, что какие-то Божьи обетования Зоровавелю исполнились при его жизни, мы сознаём, что Иисус и Зоровавель были предвестниками Мессии, Божьего Избранника, Которому была «дана власть, слава и царство» (Дан.7:13-14).

Бог благоволит к тем, кто послушен Ему, и хочет быть рядом с Ним, но Он лишает Своего благоволения непокорных.

Пастор Сергей Столяренко по материалам Библейского комментария

Exit mobile version