Об отвержении доброго пастыря и о последствиях этого для Израиля

Добрый пастырьС первых стихов 11 главы книги пророка Захарии мы видим, что Израиль отвергнет Мессию — Доброго Пастыря (стихи 4-14), и за это изольется на него гнев Божий, который пророк созерцает в картинах опустошения земли, уничтожения произведений природы. Самый язык образов подразумевает не только опустошение земли и уничтожение ее плодов, но и гибель ее обитателей. Названные здесь три области — Ливан, Васан и Иордан — славились густыми лесами. Пастухи «рыдают», потому что гибнут их пастбища.

Даже львы, жившие по берегам Иордана, в густых лесах, лишатся своих жилищ. Описанное в этих стихах, следует понимать буквально, но некоторые толкователи склонны были видеть в перечисленных тут «величавых деревьях» символ славы Иерусалима и храма, который частично сооружен был из ценных пород дерева. Воспринимать ли предреченное Захарией буквально или в переносном смысле? Но то, о чем он говорит, по всей вероятности, включало и разрушение Иерусалима римлянами в 70 году от Р. Х.

Пастухи их — это, несомненно, вожди еврейского народа, не заботившиеся о нем, утратившие всякое чувство ответственности за него (ср. Зах.10:3).

Высшей своей точки, и без того несчастное положение Израиля, достигнет тогда, когда Господь окончательно отнимет у него милость Свою. Это явится результатом отвержения избранным народом истинного своего Пастыря — Мессии.

Как бы во исполнение повеления, данного ему (стих 4), Захария символически изображает труд Пастыря, заботящегося об обреченных овцах. Однако душа Пастыря отвратится и от стада, отвращающегося (соответствующее евр. слово имеет сильный оттенок отталкивания) от Него. Ибо, по непокорности своему Пастырю, оно не далеко ушло от своих правителей. Не буду более пасти вас (защищать, охранять), говорит Он устами Захарии. Брошу на произвол судьбы (предоставлю гибели от бедствий извне и от внутренних распрей). Умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет. Что касается последней фразы стиха 9, то в ней видят намек на людоедство, имевшее место во время осады римлянами Иерусалима в 70 г. от Р. Х.

«Неблаговоление» Бога к Израилю по причине отвержения им Доброго Пастыря приведет избранный народ к духовной слепоте (Рим.11:25), к частичной гибели и к рассеянию его по другим странам. Но все это станет понятно только верному Богу «остатку». Лишь бедные… ожидающие Меня (т.е. те немногие, которые признают в Иисусе Христе истинного Мессию) поймут, что все происшедшее произошло по слову Господа, говорит Бог устами пророка.

Израиль оценил своего Доброго Пастыря в тридцать серебрянников, или тридцать сиклей серебра (стихи 12-13). Именно такую сумму предписывал закон уплатить владельцу вола тому, у которого этот вол забодал раба (Исх.21:32 Уплата за Доброго Пастыря той же цены, что за раба, была для Него оскорбительной — более оскорбительной, чем прямой отказ дать за него какую-либо плату.

Высокая цена (звучит иронически) уплачивается Захарией (символическое действие) за Пастыря в Дом Господень для приобретения земли у горшечника (уничижение Пастыря подчеркивается последней деталью, поскольку занятие горшечным ремеслом считалось в Иерусалиме одним из самых презренных). Это пророчество исполнилось в акте предательства Иудой Христа (Матф.26:14-16; 27:3-10

«Преломление» другого жезла, названного «узы» (стих 14) — в этом акте отображается разрыв национальной солидарности между Иудою и Израилем. Расторжение «братства» внутри избранного народа послужило одной из главных причин падения Иерусалима в 70 г. от Р. Х. и новой волны рассеяния евреев по всему миру.

Матери, поедающие детей.

«Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один — благоволением, другой — узами, и ими буду пасти овец. И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня. Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой. И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами» (Зах.11:6-10). В этих нескольких стихах раскрыты причины и механизмы, приведшие к трагедии иудейский народ. Народ, прошедший через Холокост и концентрационные лагеря, рассеяние и дискриминацию по всему миру. Народ, переживший трагедии, какой не знал ни один из других народов земли. За много веков до этой трагедии пророк Захария предрек причину этого: отвержение, отвращение от Бога (Зах.11:8), ставшее причиной разрыва Завета с Господом (Зах.11:10). На протяжении долгих столетий иудейский народ был богоизбранным народом. На Синае Господь заключил с ним завет. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). Иудеям были даны особые Божьи благословения и дарована Истина, которую они должны были нести окружающим их народам, рассказывая словом, а главное — своей жизнью о Живом Боге, Его любви, законе. Но вместо этого иудеи вскоре сами вступили на путь язычества, разврата и суеверий. Последовал Вавилонский плен, в ходе которого Господь призывал Свой народ пересмотреть свою жизнь, сделать выводы из уроков; но вернувшись из плена, иудеи вскоре вновь отошли от Живого Бога. Но если до плена они теряли связь с Ним, перенимая греховные обычаи окружающих их языческих племен, то теперь они обратились в другую крайность, сочтя себя весьма святыми. Они фактически объявили язычников псами, людьми второго сорта, недостойными спасения, они замкнулись сами в себе в своей человеческой праведности. Новым выразителем этого состояния иудеев стало фарисейство, и учение последнего, как ни странно, наиболее ярко характеризует костюм фарисея, его внешний вид. «Фарисей — это набожный иудей — иудей, строго исполняющий обряды… Строгое соблюдение Закона обязывало его вести жизнь, безусловно, обособленную от неверных… Благочестивого еврея узнавали по его обособленности и замкнутости. Деление на „чистых“ и „нечистых“ даже в среде самих иудеев приводило к крайне стеснительным мерам предосторожности. Набожный человек … был прежде всего „человек обособленный“… Стремясь к соблюдению Закона во всей его целости, фарисеи, в сущности, требовали большего, чем предписывал сам Закон. Они полагали, что заповеди Божьи должны быть понимаемы согласно преданиям древних — отсюда появление крупных добавлений к признанным уже обязанностям». [Ренан Э. История израильского народа).

И вновь сбылись слова Захарии. «Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой» (Зах. 11:9). Но вот войска Тита, наконец, врываются в город, подступив к храму. «Но храм давно уже был обречен Богом огню. И вот наступил уже предопределенный роковой день — десятый день месяца лооса, тот самый день, в который и предыдущий храм был сожжен царем вавилонян. Сами иудеи были виновниками вторжения в него пламени. (стр. 94)

30 серебренников

Самое страшное, что может быть в жизни людей — это предательство. Страшно и отвратительно оно потому, что исходит, как правило, от тех, кому ты полностью доверяешь, кто очень близок тебе. Последствия предательства сопровождаются не только чисто физическими страданиями, но всегда, и это особенно тяжело, душевными муками. И Христос прошел и через это. Он был предан Своим собственным учеником за 30 серебренников. Один серебренник или серебряный сикль храма равнялся 4 динариям. Чтобы себе представить величину этой суммы, отметим, что, к примеру, работник за тяжкую дневную работу получал только 1 динарий. Следовательно, та сумма, которую предложили иудейские священники Иуде, в 120 раз превышала сумму подённой оплаты одного работника. Нужно было более трети года трудиться на тяжелых работах, чтобы получить такую сумму. Однако эта сумма имела и важное символическое значение. Дело в том, что компенсация за убийство раба по закону Моисея равнялась как раз 30 серебренникам. «Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями» (Исх. 21:32). Этим самым иудейские священники и книжники хотели унизить Христа, не подозревая и не задумываясь, что исполняют одно из пророчеств Захарии о Мессии. Так лучшие знатоки Писания, цвет иудейской нации, духовная элита общества приравняли убийство Христа к убийству раба! Последние, как и вообще почти все люди, в глазах этих «святых» людей были ничто. Но Христос пришел умереть ради каждого человека, в том числе и самого последнего раба. Вдумаемся в это и перенесемся мысленно в Верхнюю горницу, которую покидает Иуда. Христос смотрит на него и говорит: «И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин.13:27—30). Но если не поняли уход Иуды ученики, то Иисус прекрасно знал его значение. Он знал, что тот идет предать Его. Идет тот, которого Он очень любил, к которому всегда проявлял доверие, поручив даже носить кассу, хотя и знал о его нечистоплотности. Идет тот, которому Он только что омыл ноги, Его предать, обрекая на страшные мучения. Звон 30 монет вместе с несбывшимися амбициозными планами ослепили глаза Иуде. Но намного более страшно и зловеще выглядит в этой истории иудейское духовенство. «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та „землею крови“ до сего дня» (Мф. 27:1–8). Иуда, наконец, ужаснулся содеянному им, но не от того, что он осознал свой грех, что он искренне раскаялся, он просто испугался возмездия. Он не находит себе места и, наконец, сводит счеты с жизнью, перед тем бросив серебренники в храме. Он не кладет, не отдает их, а бросает, как что-то зачумленное. Но не так себя ведут первосвященники, эти «блюстители» истины. Их не интересует Иуда, идущий на самоубийство, их интересует, как правильно, не нарушая законов, использовать эти деньги. Оставить их в храме они не могли, так как это была цена убийства человека, что могло бы осквернить храм. Поэтому они решают истратить их на покупку земли для погребения странников (Мф. 27:7). «Погребение бездомных или безродных было актом благочестия. Многие евреи приезжали со всего мира в Иерусалим или перебирались туда в преклонном возрасте, и если они умирали в крайней бедности, другие должны были заплатить за их похороны. Среди „странников“ могли быть и ритуально нечистые язычники. Существовала, также, традиция хоронить на таком поле преступников. Таким образом, первосвященники, без сомнения, считали, что поступают благочестиво!». [Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2005. Часть II. С. 100]. На деньги, полученные от ими же спланированного и осуществленного убийства, сделать благочестивый поступок и умилиться своей святости! В этой истории предстает вся суть этих зловещих людей, которые в своей злобе и ханжеском благочестии вновь не подозревали, что исполняют пророчества Захарии, изрёкшего, что на 30 серебренников, вернувшихся вновь в храм, будет приобретена земля у горшечника.

И вот, наконец, пророческим взором Захария рисует последние часы земной жизни Спасителя, преданного за 30 серебренников, оставленного учениками, представшего пред судом Синедриона. Этот суд представляет собой один из ярчайших примеров, как бы мы сейчас сказали, «заказных» дел, то есть, дел искусственно сфабрикованных и проходящих в нарушение всех правил. Причем правил, что особенно важно, установленных самими же книжниками и духовенством, правил, соблюдением которых они так гордились. Итак, синедрион тех времен состоял из 71 человека. При этом кворум, необходимый для вынесения приговора, должен был быть не менее 23 человек. Этот совет собирался обычно в так называемой «Палате обтесанных камней», где его члены рассаживались полукругом, а в центре находился первосвященник. С самого же своего начала суда над Христом первосвященник и другие члены совета сделали ряд грубейших нарушений.

Во-первых, заседание синедриона могло происходить только днем, тогда как Христа к ним привели ночью.

Второе: Синедрион мог собраться только после оповещения всех его членов, что сделано не было. Да и не могло быть сделано, так как в субботу, а так же во дни праздников судебные разбирательства по иудейскому закону не проводились.

В-третьих, по иудейским законам необходимы два свидетеля, опрос которых ведется перекрестно. При этом если показания этих свидетелей противоречат друг другу, то их объявляли ложными, а самих таких свидетелей могли приговорить к смертной казни за лжесвидетельство (Втор.19:16—21). Или, по крайней мере, к другим дисциплинарным наказаниям. При разборе дела Христа показания приведённых священниками свидетелей противоречили друг другу, но на это Синедрион не обратил внимания. Ему нужно было осудить Христа во что бы то ни стало, и тут было не до соблюдения элементарных законов и приличий.

В-четвертых, по закону первосвященник не имел права принуждать Иисуса свидетельствовать против Себя, что как раз и делал первосвященник.

В-пятых, по иудейским законам первосвященник не имел права вершить суд в одиночку. Он должен был провести голосование и опрос, начиная с самых молодых и оканчивая самыми пожилыми членами Синедриона, что сделано так же не было.

В-шестых, при разборе преступлений, подлежащих смертной казни, приговор мог быть вынесен после перерыва в один день, что так же не было сделано. Первосвященники спешили. В своей злобе к Тому, Кто открыто обличал их грехи и преступления, Кто Своей святой жизнью показывал невольно на их греховную жизнь, они уже не могли даже внешне соблюсти приличия. В-седьмых, за исключением бичевания, все издевательства и насмешки, которым подвергался Христос, противоречили иудейским законам того времени. [Иннокентий. Последние дни жизни Иисуса Христа. СПб.: И-е М. О. Вольфа, 1902; Додд Ч. Основатель христианства. М., 1997; Вавилонский талмуд. М., 2003; Вострогов И. Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения. СПб., 1895]. И, наконец, сама казнь через распятие была чисто языческой. Словом, весь суд над Христом, даже с точки зрения самих же фарисейских законов, был просто судилищем, когда судьи открыто попирали все нормы элементарных приличий. Такого даже не позволят себе в дальнейшем подручные судьи Сталина и Гитлера, всегда выполнявшие волю своих господ, но с соблюдением внешней вроде бы законности. Итак, понимали ли первосвященник и другие члены Синедриона, что они творят вопиющее беззаконие. Безусловно, ибо не понимать этого было нельзя. К тому же, все то хладнокровие и последовательность, с которой они действовали, говорили о хорошо продуманном плане, в ходе которого они расправлялись с Тем, Кто посмел поколебать их авторитет, их систему власти. Казнь на кресте впервые была изобретена финикийцами. Широко ее применял знаменитый карфагенский полководец Ганнибал. Но особое широкое распространение она получила в Мидо-Персии, где ее заимствовали у финикийцев. Так во время войны с греками в 480 г. до х. э. царь Ксеркс (муж Есфири) приказал распять на крестах пленных спартанцев и даже погибшего в битве их царя Леонида. [Геродот. История. М.: Ладомир, АСТ, 1999. Книга 7, 238. С. 482]. Следующий случай массовых распятий мы встречаем в 332 г. до х. э., когда Александр Македонский после взятия Тира приказал распять несколько сотен пленных тирских юношей. От персов распятие, как вид казни, перешёл к римлянам, которые впервые широко применили его в 79 г. до х. э., когда римские войска во главе с Марком Крассом разбили армию рабов под предводительством Спартака. Тогда по приказу Красса на дороге из Капуи в Рим было воздвигнуто 6000 крестов! С распятыми на них гладиаторами. [Валлон А. История рабства в античном мире. М.: ОГИЗ, 1941. С. 428; Аппиан Александрийский. Римская история. М.: АСТ, Ладомир, 2002. Гражданские войны. Книга XIII, 120. С. 462]. Случаи использования распятия отмечены так же в средневековой Японии, Индии и Китае. В те дни «Распятие на кресте было римским способом казни, применявшимся в отношении рабов в тех случаях, когда к казни хотели прибавить еще и позор. Применяя этот вид казни к Иисусу, с Ним поступали, как с разбойником, грабителем или как с преступником из черни». [Ренан. Указ. соч. С. 289]. По римским законам перед распятием узник подвергался бичеванию. Бичевание осуществлялось особым орудием пытки, именуемом флагрум. Оно представляло собой сплетенный из кожи бич, в который были вплетены длинные острые куски кости и металла, которые глубоко проникали в человеческую плоть. При этом бичевании «обнажались вены страдальца и …выходили наружу сами мускулы, сухожилия и внутренности жертвы». По иудейским законам число ударов не должно было превышать сорока, но римляне не ограничивались этим числом, избивая свою жертву, привязанную к столбу пыток, до смерти. После этого узник был обязан сам нести горизонтальную перекладину (patibulum) к месту казни, где уже стоял вертикальный столб (palus). [Кинер. Указ. соч. С. 101]. Это было невыразимо тяжело, как физически, после перенесенного бичевания, так и духовно. «Наконец, прибыли на место казни. По иудейскому обычаю, осужденным предлагали выпить вина, приправленного благовониями, — опьяняющий напиток, который давали осужденному из сострадания, чтобы его одурманить. По-видимому, женщины Иерусалима сами приносили это вино несчастным, которых вели на казнь, в их последний час; если же ни одна из женщин не являлась, то вино покупали на общественный счёт. Иисус, прикоснувшись губами к чаше, отказался пить. В этом печальном облегчении обыкновенных преступников не нуждалась Его высокая душа. Он предпочел расстаться с жизнью в ясном сознании… Тогда с Него сняли одежды и пригвоздили Его к кресту». [Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб.: Народная польза, 1906. С. 290–291]. Римляне распинали людей обнаженными, но еврейский закон запрещал мужчинам полностью обнажаться, поэтому на распятых в Иудее всегда была набедренная повязка. [Кинер. Указ. соч. С. 101]. Сам крест состоял из двух перекладин соединенных в форме буквы Т. [Ренан. Указ. соч. С. 291]. Пригвоздив ко кресту жертву путем вбивания в кисти рук и ступни ног больших металлических гвоздей, палачи прибивали у середины креста деревянный брусок, который проходил между ногами жертвы, служа для них опорой. Без этой опоры от тяжести тела перервались бы руки и тело оборвалось, а значит, смерть наступила бы скорее. Но палачи хотели продлить мучения жертвы, прибивая этот брусок. Одновременно с этим под весом собственного тела осужденный занимал положение, препятствующее нормальному дыханию, руки и плечи уходили вверх, а голова опускалась, что не давало, таким образом, сделать нормальный вдох и выдох, расправив грудную клетку. Попытки сделать вдох с каждым часом становились все тяжелее и тяжелее. Эта пытка длилась несколько дней, приводя к смерти от удушья, от которой чаще всего и умирали распятые. Но удушье сопровождалось другими не менее страшными мучениями. «Действительно, смерть на кресте, похоже, включает в себя всё самое ужасное и отвратительное, что есть в боли и в смерти — головокружение, судороги, жажду, голод, бессонницу, горячку от ран, столбняк, чувство позора выставленного на всеобщее обозрение, затягивание мучений, ужас ожидания, омертвение неухоженных ран — и всё это усиленное до невыносимости, и всё же — чуть ниже той ступени, за которой наступала бы потеря сознания и облегчение, связанное с ним. Неестественное положение делало болезненным каждое движение; иссеченные вены и поврежденные сухожилия исходили незатухающей болью; гангрена поражала открытые раны; артерии — особенно головы и живота — разбухали и сдавливались от накопившейся крови; и по мере возрастания всех этих страданий к ним добавлялась невыносимая мука жажды; и все эти физические страдания вызывали внутреннее возбуждение и страх». [Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1900]. Такой жуткой смертью умирал на кресте Христос. Умирал ради каждого из нас, Вас и меня. Он пришел спасти людей, а они распяли Его. И сегодня каждым своим грехом мы забиваем гвозди в Его руки. Если бы мы всякий раз, когда стоим перед соблазном греха, помнили о том, что сделал для нас тогда на Голгофе Спаситель, наверное, что-то бы изменилось в нашей жизни, наверное, мы бы не сворачивали с таким упорством на путь греха и порока. Пророчества Захарии начертали перед взором людей Великого Бога, отдающего Себя на самую позорную и лютую смерть ради людей. Голгофа показала так же пред лицом всей вселенной подлинное лицо дьявола, изобретателя этой казни, на которую он обрек и безвинного Христа, надеясь сломить Его и помешать плану спасения. И, несмотря на это, сколько людей сегодня открыто или тайно, осознанно или неосознанно прислуживают дьяволу и его подручным, избирая его господином. А люди делают это, если зная истину, отступают от нее, когда идут на дискотеки и в ночные клубы, на сеансы экстрасенсов, когда читают оккультную или эротическую литературу, смотрят нечистые фильмы, возбуждающие похоть. Это не мелочь — это служение сатане! Голгофа наглядно отобразила, что в нашем мире есть только две силы: Добро и Зло. Она показала, что служить можно только Богу или дьяволу, причем половинчатого служения не бывает ни в том, ни в другом случае. Так кто же мы у Голгофы? Последователи Иисуса, римские воины, забивающие Ему гвозди в руки, лицемерные самоправедные святоши, подготовившие эту казнь, насмешники из толпы, просто любопытные зеваки, Иуды? В чьей одежде мы стоим у Голгофы? Кто мы?

Пастор Степан Кампен с использованием материалов книги А.А.Опарина. «Белые одежды. Археологическое исследование книги пророка Захарии»

Exit mobile version