Я возлюбил вас — размышления над ежедневной главой

Бог любит насПророческое слово Господа к Израилю через Малахию.

2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?«— Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,
3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его— шакалам пустыни.
4 Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.
5 И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!» Мал.1:1-5 RST

Имя «Малахия» означает «мой вестник», «мой ангел». Книга построена в форме дискуссии Бога со Своим народом. И первый вопрос, который поднимается в этой книге — это вопрос о Божьей любви. Бог заявляет о том, что Его народ не верит, что Бог их любит. В книге затрагиваются немалые проблемы народа, но эту проблему Бог считает фундаментальной.

Что нам говорит этот отрывок? В ответ на вопрос народа «где доказательства Божьей любви?» Бог указывает на плачевную участь Исава. По сути, это здесь — единственный аргумент. Бог не может сейчас говорить о том, что Он благословляет народ, так как народ лишил себя этой возможности, обкрадывая Бога (об этом говорится в последующих главах). Но у Бога есть еще аргумент — возмездие нечестивому Едому.

Божий суд над нечестивыми — это сильнейшее доказательство Его любви.

6 Сын чтит отца и раб— господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?«— Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения ».
8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.
10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне.
11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
12 А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее— пища ничтожная ».
13 Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.
14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов. Мал.1:6-14 RST

У этого отрывка есть очень сильное сходство с первой главой книги Исаии:

3Вол знает владетеля своего, и осел— ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. (Ис.1:3 RST)

11К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие— и празднование!
14Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Ис.1:11-15 RST

Однако есть небольшой нюанс. Во времена Исаии, как мы видим, люди соблюдали ритуалы и приносили жертвы, но их нравственные грехи (идолопоклонство и социальная несправедливость) делали все это служение лицемерным и бессмысленным. Вавилонский плен помог им понять, что на идолов лучше не смотреть.

Теперь же, после плена, Малахия говорит, что священники второго храма и простой народ перестали чтить место Божьего присутствия. Нарушались прямые постановления Моисея. Речь идет именно о ритуальных постановлениях.

В то время, как одни люди сводят всю религию к ритуалам, есть и другая крайность — принижение значения «внешнего» поклонения и сведение всего религиозного опыта к чувствам, эмоциям и хорошим поступкам с людьми.

Но книга Малахии говорит следующее. Первое — поверь в Божью любовь. Второе — прояви это веру во внешнем поклонении. В уважительном отношении к храму, к богослужению, к жертвоприношению.

Бог любит Свой народ и ожидает от него уважения. Это весть первой главы книги Малахии.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version