В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Мф.18:1
В Евангелии Марка мы читаем, что Иисус сам вызвал этот разговор, спросив учеников, что они обсуждали между собой (Мк 9:33,34).
Мф.18:1-4
Чтобы объяснить своим эгоцентричным ученикам, что Он имеет в виду, Иисус привел в пример ребенка. Это не значит, что мы должны оставаться инфантильными (подобно ученикам, спорившим о пустых предметах), но со смиренным и искренним сердцем обрести детскую доверчивость.
Мф.18:2
Ученики были настолько заняты мыслями об установлении земного царства Иисуса, что потеряли из виду его духовное предназначение. Вместо того, чтобы искать возможности служить другим, они искали высокого положения. Легко упустить из виду перспективу вечности и начать стремиться к продвижению в церковной иерархии. Трудно уподобиться маленьким детям, не имеющим ни положения, ни влияния.
Мф.18:6
Дети доверчивы по самой своей природе. Они зависят от взрослых. Родители и взрослые, которые оказывают влияние на детей, ответственны перед Богом за то, как они используют это доверие. Иисус предостерег, что всякий, кто отвратит детей от веры, будет сурово наказан.
Мф.18:7
и далее Иисус предостерег взрослых от трех возможностей лишить детей веры: искушая их (Мф.18:7-9), пренебрегая ими или унижая их (Мф.18:10-14) или преподавая им ложное учение (Мф.18:15-26). Мы должны помогать молодым и новообращенным верующим избегать всего, что может стать препятствием их вере и ввести их в грех. Не следует легкомысленно относиться к духовному образованию и духовной защите наших детей и детей в вере.
Мф.18:8,9
Мы должны уничтожить те препятствия, которые ведут нас ко греху. Это не означает, что мы буквально должны лишиться той или иной части тела; это значит, что любая программа или учение, которые угрожают духовному росту Церкви, должны быть отвергнуты. Грех поражает не только наше тело, но умы и сердца.
Мф.18:10
Наше отношение к детям должно быть подобно тому, как относится к ним Бог. Для того, чтобы беречь детей, избраны особые ангелы, которым открыт прямой доступ к Богу. Эти слова должны восприниматься как сигнал тревоги в тех культурах, где детей воспринимают легкомысленно или пренебрегают ими. Если их ангелы имеют свободный доступ к Богу, то мы должны как минимум позволить детям занимать наше время, несмотря на наши перегруженные расписания.
Мф.18:14
Точно также, как пастух настолько заботится о пропавшей овце, что отправляется в горы искать ее, Бог заботится о каждом человеческом существе, которое Он творит (см. 2Петр.3:9). Мы общаемся с детьми, которые нуждаются во Христе, дома, в школах, в церкви, на улице. Направьте их к Нему своим примером, словами и добрыми поступками.
Мф.18:15-17
Эти указания Иисуса, как вести себя с нашими обидчиками, предназначаются
- для христиан, а не для неверующих;
- для грехов против вас лично, а не против других;
- для разрешения конфликтов внутри церковной общины, а не общества в целом.
Слова Иисуса не являются позволением идти в атаку на всякого, кто ранит нас или выказывает неуважение. Это не разрешение пускаться в разрушительные пересуды или устраивать церковные судилища. Они предназначены для примирения враждующих и установления гармонии. Когда нам причиняют зло, мы часто поступаем противоположно тому, что советует нам Иисус. Мы отворачиваемся с негодованием и ненавистью, сплетничаем и ищем возможности отомстить. Но нам, напротив, следует первыми пойти навстречу этому человеку, как это ни трудно. Затем мы должны простить его столько раз, сколько потребуется (Мф.18:20-22). Это даст вам гораздо лучший шанс восстановить отношения.
Мф.18:18
Это относится к решениям в конфликтных ситуациях. Для верующих не существует апелляционных судов за пределами церкви. В идеале, церковные решения должны направляться Богом и поверяться Его словом. Поэтому на верующих лежит большая ответственность за то, чтобы решать свои проблемы внутри церкви, используя Божье водительство. То, будем ли мы решать свои проблемы в соответствии с Божьей волей, окажет влияние как на наше земное существование, так и на вечную участь.
Мф.18:19-20
Иисус провидит время, когда Он будет присутствовать с ними не телесно, а в Святом Духе. В теле, состоящем из верующих (Церкви), искреннее соглашение двух людей обладает большей силой, чем лицемерный договор множества, потому что с верующими пребывает Святой Дух. Двое или более верующих, исполненных Святым Духом, будут молиться в соответствии с Божьей волей, а не собственной, и потому их просьба будет выполнена.
Мф.18:22
Иудейские мудрецы учили, что обидчиков следует прощать до трех раз. Стараясь проявить особое благородство, Петр спросил Иисуса, достаточно ли простить обидчику семь раз. Но Иисус ответил: «Семьдесят раз по семь», — имея в виду, что мы вообще не должны считать, сколько раз мы прощаем, и всегда прощать того, кто искренне раскаивается, независимо от того, сколько раз он нас об этом просит.
Мф.18:30
В библейские времена тех, кто не мог уплатить свой долг, ожидали серьезные последствия. Человек, давший деньги в долг, мог заставить неплатежеспособного должника или его семью работать на него до погашения долга. Должника могли также бросить в тюрьму, а его семью продать в рабство, чтобы вернуть долг. Пока должник находился в тюрьме, кредитор рассчитывал либо на распродажу его имущества, либо на выплату долга родственниками. Иначе должник мог так и окончить свою жизнь в тюрьме.
Мф.18:35
Так как Бог простил нам все грехи, мы не должны отказывать в прощении другим людям. Сознание того, насколько Христос простил нас, должно побуждать нас свободно и с радостью прощать других. Отказываясь простить, мы ставим себя вне Христова закона любви.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария