Итак, чему подобно Царство Небесное? Оно подобно не хозяину дома, а той ситуации, которая изображена в притче или, точнее, отношению наемных работников к хозяину и к тому, как должен оплачиваться их труд.
На первый взгляд кажется, что главная тема притчи — это тема справедливого воздаяния. И, действительно, это одна из ведущих тем любого религиозного учения. Какова награда его последователей? Что их ожидает в конце? Ради чего нужно от многого отказываться?
Но все же, прежде чем сделать окончательные выводы, нужно разобраться в системе образов и символов, которых здесь немало и которые выстраиваются вокруг определенной идеи и замысла автора.
Хозяин дома вышел нанимать работников рано поутру. На той широте это около шести часов утра, то есть в самом начале светового дня. Очевидно, тогда рабочий день и был равен световому дню. Наверное, кому-то было бы интересно выяснить символическое значение светового дня и вывести из него какие-то идеи. Но в данном случае это не имеет отношения к основной теме притчи, потому что не касается сущности конфликта.
Далее, в притче несколько раз упоминается динарий как определенная мера оплаты труда. Может быть, он является ключевым словом для понимания притчи? Но какое отношение имеет динарий к заключительным словам Иисуса о том, что последние будут первыми, а первые последними?
Точно также было бы ошибочно предположить, что отношения между Богом и людьми подобны отношениям между хозяином и наемными работниками. Хотя для очень многих людей такая психология наемных работников почему-то очень привлекательна и удобна.
Не вызывает трудностей для понимания предмет договора. Подразумевается, что отработав определенное время, работники в конце дня должны были получить оговоренную оплату. Но что значит «договорились» (стих 2)? Разве Бог договаривается, торгуется с людьми?
Договор, в данном случае, есть завет, соглашение с двухсторонними обязательствами. Смысл, содержание этого договора в том, чтобы трудиться в Божьем винограднике. Причем оплата (или окончательный расчет) будет в конце дня (образ суда Божьего).
Конфликтная ситуация возникла тогда, когда наступил час расчета, когда каждый работник должен был получить свою оплату (стихи 8-12). То есть по справедливости. Но, к великому удивлению, все получили одинаковую плату — по одному динарию. С человеческой точки зрения это совершенно несправедливо и не разумно. Тема притчи есть прямое продолжение рассказа о богатом юноше, записанного в Мф.19:16-22,25-26. Тогда Иисус своим советом (стихи 21 и 22) поставил перед самоуверенным юношей заведомо невыполнимую задачу — продать имение и раздать нищим. Чтобы тот, а также присутствующие здесь ученики Христа могли понять, что
Никто не может заработать спасение. Это возможно только Богу.
Те, кто был нанят в начале дня, рассчитывали на себя и на свое законное — на то, что положено им. Те же, что пришли позже могли рассчитывать, в принципе, на доброту и щедрость хозяина в отношении оплаты. То есть фактически они получили то, что им не было положено. В отношении спасения и мы также можем рассчитывать только на доброту и щедрость Господа. В спасении, в праведности, в прощении ничего нашего нет и быть не может. Все от Бога. Поэтому нужно не завидовать, а укорять только себя в недостатке доверия Господу, в излишней самоуверенности в своих силах.
Пастор Владимир Бекиров